Валовая прибыль

1398
Валовая прибыль
Валовая прибыль чаще всего используется для управленческого анализа деятельности подразделений, ЦФО тех организаций, которые имеют разветвленную сеть торговых или производственных точек. Читайте, как считать и оценивать показатель.

Что такое валовая прибыль простыми словами

Валовая прибыль – это важный фактор для оценки успешности компании. Она показывает, какую прибыль заработала организация на основании производственной деятельности (либо деятельности по оказанию услуг). Это и есть ответ на вопрос, что значит валовая прибыль. Далее эту прибыль компания может распределять для покрытия управленческих и коммерческих услуг, уплаты процентов по кредитам и займам, налогов и штрафов. Таким образом, если производственная деятельность предприятия убыточна, то о покрытии остальных расходов не может идти и речи.

Скачайте и возьмите в работу:

Иконка WordОтчет о валовой прибыли

Формула валовой прибыли

Расчет валовой прибыли по финансовой отчетности отражается в отчете о прибылях и убытках. Валовая прибыль это разница между выручкой и себестоимостью.

Валовая прибыль = Выручка - Себестоимость

При анализе валовой прибыли важно понимать, как в компании происходит учет выручки и себестоимости, то есть основных позиций, из которых складывается валовая прибыль.

Особенности начисления выручки и себестоимости для расчета валовой прибыли

При расчете валовой прибыли используется выручка от основной деятельности. Остальные доходы относятся к прочим (операционным или внереализационным) и формируют прибыль до налогообложения.

Себестоимость в расчете отражается по обычным видам деятельности. Расходы, входящие в состав себестоимости, учитываются по методу начисления или кассовому методу.

Себестоимость по обычным видам деятельности включает все производственные расходы (либо расходы по оказанию услуг): материальные,  амортизацию основных средств, расходы на заработную плату и выплаты в фонды социального страхования, прочие производственные расходы.

Управление валовой прибылью

Управление валовой прибылью происходит через влияние на выручку и себестоимость. Можно увеличивать объемы продаж, управлять продуктовым ассортиментом, искать новые сбытовые каналы, находить пути снижения себестоимости продукции за счет более выгодного сырья, изменения технологических процессов, повышения производительности труда сотрудников производственных линий; снижать общехозяйственные издержки, расходы на электроэнергию, газ или воду.

Пример расчета валовой прибыли

Рассмотрим на примере нескольких компаний расчет валовой прибыли и проведем ее анализ. Предприятие «Восход» производит хлебобулочные изделия с  широким ассортиментом, завод находится в московской области, реализация осуществляется в основном в Москве. Компания «Заря» занимается тем же видом деятельности, но с другим ассортиментом, и находится в Самаре.

Таблица 1. Расчет валовой прибыли компании «Восход» за 6 месяцев 2016 года

Наименование / Месяц

1

2

3

4

5

6

Итого

Выручка, тыс. руб.

2 989

3 330  

3 444  

3 797  

5 017  

4 885

23 463  

Себестоимость продаж, тыс. руб.

978

1 077  

1 165  

1 310  

1 542  

1 572

 7 644  

Валовая прибыль, тыс. руб.

2 012

2 253  

2 279  

2 488

 3 476  

3 313

15 819  

Рентабельность валовой прибыли, %

67,3%

67,6%

66,2%

65,5%

69,3%

67,8%

67,4%

Из таблицы можно увидеть, что из месяца в месяц наблюдается рост валовой прибыли с 2 млн руб. до 3,3 млн руб. Факторы роста в каждом месяце: выручка и себестоимость. Всего за полгода выручка компании составила 23,4 млн руб., себестоимость продаж – 7,6 млн руб., валовая прибыль – 15,8 млн руб.

Таким образом, валовая прибыль в среднем в месяц для компании составила 15,8 / 6 = 2,6 млн руб. Это та прибыль, которая сможет покрыть остальные расходы предприятия: управленческие, расходы на продажу, проценты по кредитам.

Если отслеживать только абсолютные значения валовой прибыли, можно провести анализ тенденций в течение полугода, но сказать, насколько это хороший результат деятельности компании  сложно. Поэтому рассчитаем относительный показатель – рентабельность валовой прибыли. Это отношение валовой прибыли к выручке предприятия. За все полгода она составляет 67,4%, из месяца в месяц примерно сохраняется это значение. Однако наблюдается снижение в марте и апреле, и рост в мае по сравнению со средним по полугодию значением. Факторы, влияющие на эти значения – выручка и себестоимость. При анализе, который не приводится в данной статье, выявлено, что в марте были запущены пилотные продажи нового вида продукции. Это привело к росту выручки в марте и, в том числе, в последующих месяцах. Себестоимость продаж по данному виду продукта была достаточно велика с марта по май, так как организация не проходила по объемам закупок согласно договору поставок для льготной стоимости сырья и материалов. С июня эта ситуация изменилась.

Рассчитаем и проанализируем валовую прибыль по компании «Заря».

Таблица 2. Расчет валовой прибыли компании «Заря» за 6 месяцев 2016 года

Наименование / Месяц

1

2

3

4

5

6

Итого

Выручка, тыс. руб.

   301  

 1 986  

 2 942  

 2 978  

 2 161  

   789  

  11 158  

Себестоимость продаж, тыс. руб.

   112  

   319  

 1 104  

 1 160  

 1 119  

   239  

 4 052  

Валовая прибыль, тыс. руб.

   189  

 1 667  

 1 839  

 1 819  

 1 042  

   550  

 7 105  

Рентабельность валовой прибыли, %

62,8%

83,9%

62,5%

61,1%

48,2%

69,7%

63,7%

Как видно из таблицы 2, объемы выручки предприятия «Заря» меньше, чем в компании «Восход». В среднем выручка в месяц составляет 11,15 / 6 = 1,9 млн руб. При этом в течение первого полугодия наблюдается различная динамика. Январь – апрель – рост выручки, с мая выручка падает. Аналогично ведет себя и валовая прибыль. В среднем в месяц валовая прибыль составляет 7,1 / 6 = 1,2 млн руб. Для компании «Заря» это много или мало? Частично ответить на этот вопрос можно благодаря расчету рентабельности валовой прибыли. В среднем она составляет 63,7%.

На предприятии ведется учет по методу начисления доходов и расходов. Себестоимость учитывается по сокращенному методу. Около 64% валовой прибыли компания может распределять на покрытие административных, коммерческих и остальных расходов.

Как видно из этого примера абсолютные значения валовой прибыли показали определенную динамику в течение полугодия, но расчет относительных показателей выявил дополнительные изменения. Например, несмотря на снижение валовой прибыли в июне, отмечается рост рентабельности валовой прибыли в этом месяце. Факторы изменения – это выручка и себестоимость. После анализа, который не приводится в данной статье, были найдены следующие обоснования. В феврале компания сделала закупку более дешевых продуктов (мука и сахар), в  том числе с изменением рецептуры некоторых видов продукции. В последующих месяцах предприятие вернулось к прежнему поставщику, в связи с неудовлетворительным качеством более дешевых поставок. В мае снижение рентабельности валовой прибыли связано также с изменением себестоимости. В 2016 году компания ввела новую систему KPI для мотивации сотрудников, и по итогам первого квартала в мае были начислены первые бонусы сотрудникам производственных линий. Произошло увеличение заработной платы производственных рабочих, и увеличение себестоимости продаж.

В июне предприятие потеряло часть точек реализации своей продукции, и не успело заранее подготовить альтернативные варианты. Произошло падение выручки, изменение профиля продаж (продажи более дорогой по себестоимости продукции с меньшей наценкой), увеличение в целом себестоимости продаж. И значительное снижение рентабельности валовой прибыли.

Если сравнить две компании, то динамика валовой прибыли предприятия «Восход» более стабильная, в среднем составляет 2,6 млн руб. Средняя валовая прибыль компании «Заря» почти в 2 раза меньше и составляет 1,2 млн руб. При этом динамика в первом полугодии нестабильная, рыночные условия для данной организации более сложные, либо компания не имеет достаточно ресурсов для управления такой ситуацией.

Объемы выручки также различны: «Восход» в среднем в месяц – 3,9 млн руб., «Заря» – 1,9 млн руб. Однако сравнение только абсолютных значений не всегда корректно. Если компания «Заря» сможет нарастить торговый оборот, и выйдет на такие же объемы выручки, что и  «Заря», то будет ли она также экономически эффективна? На этот вопрос может ответить показатель рентабельности прибыли. Для предприятия «Восход» в среднем она составляет – 67,4%, для «Зари» – 63,7%. Разница около 4%, что может быть значительно. Поэтому на данный момент, компания «Восход» является более успешной, и эффективнее осуществляет производственную и сбытовую деятельность, и сохраняет большие объемы валовой прибыли, чем компания «Заря».

Выводы

Валовая прибыль предприятия – это важнейший показатель для анализа деятельности предприятия, и в первую очередь – производственной деятельности. Если основная деятельность компании неэффективна, то нерентабельными будут и все остальные процессы. При сравнении деятельности одной компании в рамках различных отчетных периодов следует учитывать, произошло ли изменение в учетной политики предприятия: в методологии отражения выручки и себестоимости. Аналогично при сравнении нескольких компаний. Кроме абсолютных показателей валовой прибыли, полезно использовать и относительные.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Самые популярные статьи месяца: выбор читателей




    © 2007–2018 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Финансовый директор».
    Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль