Франшиза: российская специфика в разных видах бизнеса

152
Франшиза: российская специфика в разных видах бизнеса
Если вы задаетесь вопросом: франшиза – что это такое, наша статья для вас. В ней разберемся, что подразумевается под этим понятием в разных сферах бизнеса, ее видах, вариантах оплаты, рассмотрим юридические нюансы, а также плюсы и минусы работы по франшизе.

Что такое франшиза

Понятие франшизы, ставшее весьма популярным в бизнесе, особенно в торговле, пришло из французского языка через английский. Франшиза – это вид лицензии, дающий ее приобретателю (франчайзи) доступ к ноу-хау, процессам, бизнес-модели и товарным знакам для продажи товаров /оказания услуг. Если объяснить, что такое франшиза простыми словами, то за определенную плату (об этом поговорим ниже) франчайзер предоставляет партнеру-франчайзи свой товарный знак (реже несколько), схему ведения бизнеса, рекламные материалы, консультационную и техническую поддержку, иногда помогает нанимать и аттестовать персонал и так далее.

Впрочем, стоит сразу оговориться: в отличие от бизнеса, российскому законодательству понятие франчайзинга не знакомо. Вместо него используется термин «коммерческая концессия». Соответственно, стороны заключают договор коммерческой концессии, который после подписания регистрируют в Роспатенте. В нем прописывают сроки пользования правами, территориальные ограничения, возможность оказания дополнительных услуг, возможность субконцессии, платежи и т.п. Сторонами такого соглашения не могут быть физические лица.

Виды франшизы и их специфика

Чаще всего франчайзинг встречается в сфере продаж товаров. Итак, франшиза – что это такое в торговле? В этой сфере можно выделить два ее основных вида:

1. Франшиза товарная. Тут все просто: франчайзи продает товары под тем товарным знаком, которым владеет производитель. Фактически это перепродажа товаров. Для франчайзи это выгодно, ведь, во-первых, не нужно тратиться на производство, во-вторых, на рекламу (эти расходы несет хозяин бренда). Расходы получателя права продажи обычно невысоки: это аренда или покупка торгового зала и найм персонала (см., как составить договор аренды нежилого помещения). Иногда франчайзер помогает даже с обучением сотрудников партнера, проводя семинары, тренинги и т. п.

2. Франшиза производственная. В этом случае все расходы на производство товара ложатся на плечи франчайзи. При этом его продукция должна соответствовать стандартам владельца бренда, который может порекомендовать (или даже навязать) поставщиков сырья и оборудования, предоставить производственные технологии и т.п. Безусловно, вложения в этом случае, как правило, достаточно велики, особенно на старте, поэтому мелкий производитель вряд ли осилит такой вид франшизы. С другой стороны, можно уменьшить затраты на логистику, если производство будет расположено, например, недалеко от сети магазинов.

3. Франшиза в сфере услуг. В этом случае объемы вложений могут быть разными. Одно дело, если приобретатель лицензии планирует устанавливать программное обеспечение или, например, оказывать услуги в сфере недвижимости. И совсем другое – если речь идет о строительстве фитнес-клуба по лицензии. Если в первом случае затраты по франшизе сравнительно невелики, то во втором франчайзи придется серьезно вложиться в проект (см. также как составить бизнес план: пошаговая инструкция с примером). Франшиз в сфере услуг b2b в России пока не так много, компании предпочитают ориентироваться на частных лиц в качестве клиентов.

Как оплачивается лицензия

Разберемся с крайне важным понятием: роялти – что это во франшизе? Обычно франшиза предполагает оплату разового взноса за ее приобретение и роялти. Последний из терминов обозначает регулярный, как правило, ежемесячный, взнос за пользование брендом и услугами. Обычно роялти рассчитывают как процент от чистых продаж (реже прибыли). Но сумма отчислений может определяться и на единицу продукции, и как процент от маржи франчайзи. При расчете процента учитывается и специфика отрасли. Некоторые владельцы брендов устанавливают регулярные выплаты не с первого, а, допустим, с четвертого месяца, чтобы облегчить стартапу начало работы. Определение роялти как процента показывает, как правило, заинтересованность франчайзера в росте оборотов или прибыли партнера. Некоторые фирмы устанавливают регулярную выплату фиксированной суммы. Это может быть как плюсом, так и минусом для приобретателя лицензии: с одной стороны, ему придется раскошелиться уже на начальном этапе, когда он еще может работать вообще в убыток себе. С другой – в случае успеха в дальнейшем ему придется платить сравнительно немного, ведь сумма зафиксирована. Франчайзер таким образом страхует свои риски. Иногда в роялти закладывают еще и процент за пользование рекламной продукцией, но случается, что такие платежи партнеру приходится совершать отдельно. Некоторые компании (например, производители обуви или одежды) не взимают отдельно роялти, но на самом деле речь идет, как правило, о скрытых выплатах роялти (они включены в закупочную цену).

Плюсы и минусы разных видов франшизы

В зависимости от видов франшизы для обеих сторон могут быть разные плюсы и минусы. Общее преимущество для приобретателя – он получается возможность пользоваться известным брендом, причем в его рекламу вкладывается или вложился франчайзер, который предоставляет франчайзи при необходимости рекламные буклеты, рекламные образцы, каталоги и т.д. Все сложности по лицензированию продукции и услуг также ложатся на плечи продавца. Кроме того, владелец товарного знака, как правило, проводит тренинги для персонала партнеров, оказывает технические и прочие консультации по телефону. Франчайзер может также предоставить и разработанную им финансовую схему бизнеса. Благодаря известности бренда и такой поддержке франчайзинг может быть интересен как акулам бизнеса, так и тем, у кого практически нет опыта.

В случае товарной франшизы, франчайзи, являясь, по сути, посредником, получает и далее продает уже готовую продукцию устраивающего его качества. Его дело – только подобрать продавцов, найти торговые площади и обеспечить приток покупателей. Минусы, к сожалению, тоже имеются: жесткие рамки по объему закупки товара (франчайзеру выгодно, чтобы у него закупали как можно больше, поэтому в договоре наверняка будет прописана минимальная партия товаров, которую партнер обязуется приобрести).

Если же речь идет о производстве по лицензии, то и в этом случае франчайзи не остается без поддержки. Он может получить доступ к исследованиям и ноу-хау владельца бренда, что позволит ему, во-первых, самому не тратить на это средства, а, во-вторых, добиться нужного качества продукции. Франчайзер может также указать на поставщиков, которые предлагают оптимальное по качеству и цене сырье и оборудование.

В сфере услуг франшиза тоже весьма удобна для ее приобретателей. Например, в случае строительства фитнес-клуба франчайзер будет помогать открыть клуб (консультировать по дизайну, отделке), поможет нанять персонал, а в дальнейшем будет участвовать в его аттестации и повышении квалификации. Таким образом, партнер будет чувствовать себя не одиноким игроком, а частью большой «семьи» бренда и ощущать постоянную поддержку. Разумеется, это имеет и обратную сторону: самостоятельность «члена семьи» в этом случае весьма ограничена. Франчайзи не сможет ввести нововведения там, где по его разумению, они необходимы, поскольку он обязан обеспечить соответствие стандартам «большого брата». Впрочем, для самого товарного знака и клиентов приверженность стандартам, скорее, плюс, поскольку знаешь, чего ожидать. Так, потребитель может зайти в любой ресторан, фитнес-клуб, салон красоты или магазин, работающий по франшизе, будучи уверенным при этом, что качество продукции или сервиса будет таким же, как и в другом заведении, работающем по этой же франшизе. Несоблюдение франчайзи норм и требований, установленных франчайзером, может аукнуться для всего бренда и подорвать доверие к нему потребителей.

При выборе партнера по концессионному соглашению обе стороны присматриваются друг к другу и изучают рынок и перспективы: целевую аудиторию и потенциал ее роста, конкуренцию, транспортное сообщение и т.д. Потенциальный приобретатель лицензии также анализирует, насколько сильным и стабильным является бренд, а франчайзер изучает репутацию будущего партнера, его финансовое положение, срок присутствия на рынке и многое другое (кстати, проверить контрагента можно здесь >>).

Успешные франшизы в России

В России франшизы в торговле и в сфере услуг оказались весьма привлекательными для бизнеса. Сейчас можно приобрести любую лицензию и зарабатывать хоть на госзакупках, хоть на продаже икры. Разные компании регулярно составляют рейтинги франшиз, ориентируясь на самые разные показатели: успешность, объем вложений, рост и т.д. Среди самых успешных франчайзинговых проектов этого года, по версии разных аналитиков, по-прежнему много сетей общепита. В том числе такие известные потребителям проекты, как «Папа Джонс», «Шоколадница», «Il Patio». В рейтинге компании «Бибосс» из 50 лидеров к общепиту относятся более десятка. Помимо любителей есть вне дома известные франчайзинговые проекты рассчитаны на покупателей детских товаров, любителей спорта, рынок здоровья и красоты, встречаются также услуги для бизнеса (например, Холдинг «РосБизнесРесурс», “1С:БухОбслуживание”), риэлторы (ГК «МИЭЛЬ») проекты для автолюбителей и многое другое. Впрочем, услуги b2b по данной схеме пока что если и не в диковинку, то явно не столь популярны, как услуги конечным потребителям.

Франшиза – что это такое в страховании

Некоторая терминологическая путаница иногда возникает из-за того, что данное понятие используется в совсем ином значении в страховании. Страховщики понимают под ней освобождение при определенных условиях их от обязанности возмещать часть убытков страхователя. При этом франшиза бывает как условной, так и безусловной. В первом случае страхователь получает полное возмещение потерь лишь в том случае, если они превышают определенный в договоре уровень. Что такое безусловная франшиза? В этом случае в договоре прописывается сумма, которую страховая компания вправе удержать при возмещении. Часто это бывает при страховании туристов: в случае необходимости воспользоваться страховкой во время путешествия те понимают, что с них удержат 20–30 евро франшизы. Впрочем, такой же, безусловный вид используется и в страховании КАСКО. Размер франшизы может влиять на стоимость страховки: чем больше первая, тем дешевле последняя (причем в случае каско разница может превышать 50%). При этом клиенту нередко предлагается самому решить, какая сумма будет подлежать вычету при компенсации и, соответственно, сколько будет стоить его полис. Впрочем, иногда в договоре прописываются исключительные случаи, при наступлении которых франшиза не взимается вообще.

Таким образом, понятие франшизы в России имеет несколько значений. В отличие от западных стран, законодательство не содержит этого термина применительно к сфере торговли или иных услуг, кроме страхования, довольствуясь «коммерческой концессией». Тем не менее, неофициально это обозначение используется очень активно, ведь по данной схеме предпочитает работать все больше и больше компаний, осуществляющих самые разные виды деятельности. А вот страховщикам данный термин знаком отлично в том числе на правовом уровне, ведь с 2014 года ему дано четкое определение путем принятия поправок к закону от 27 ноября 1992 года № 4015-I.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль