Как анализировать риски по сделке

313
Как анализировать риски по сделке
Если вы начинаете новый проект или планируете сделку, наши рекомендации помогут вам проконтролировать все риски. Вы сможете разработать анкету для анализа рисков, поймете, как заполнять этот документ и как оценивать результаты, чтобы снизить возможные потери компании.

Как анализировать риски по сделке

Чтобы избежать потерь по сделке, прежде чем заключать договор с контрагентом, проанализируйте ее особенности и условия, выявите риски и оцените возможные потери.

Такой инструмент удобно применять, если:

1. Контрагент прислал договор, в котором нельзя менять условия, или компания собирается участвовать в тендере и должна будет принять его условия без правок. Оценив риски, нужно решить, участвовать в сделке (проекте) или нет. Если да, какие возможны потери или дополнительные доходы.

2. Контрагент допускает отклонения от первоначальных условий договора или тендера. Компании предстоит:

  • выявить факторы риска – условия сделки, которые увеличивают расходы. Определить, как можно их переформулировать, что предложить контрагенту, чтобы условия устроили обе стороны и сделка состоялась;
  • оценить возможные потери в отношении тех рисков, которых избежать нельзя. Если сумма таких потерь неприемлема для компании, от сделки стоит отказаться. Допустимое значение установите самостоятельно исходя из особенностей бизнеса;
  • выявить возможности получить дополнительные доходы благодаря сделке.

Анкету для анализа условий сделки стоит использовать и поставщикам, и покупателям – потребуется только определить ее структуру в зависимости от того, какой стороной выступает компания. Кроме того, критерии анализа зависят от отрасли и сферы деятельности.

По каким условиям и критериям анализировать рискованность сделки

Анкета позволяет выявить коммерческие, финансовые, экономические, технические, юридические и иные риски, а также дополнительные доходы от сделки (пример в файле).

Анкета для оценки рисков по сделке должна содержать:

  • «Условия и критерии сделки» – детализированный перечень условий договоров, свойственных для деятельности компании. Анализируя конкретную сделку, из всего списка нужно оценивать лишь те условия, которые относятся именно к ней. Детализация условий зависит от особенностей бизнеса, перечень сформулируйте самостоятельно;
  • «Применимо» и «Не применимо» – чтобы отмечать, относится ли к конкретной сделке то или иное условие (критерий). Например, уместно ли в качестве способа расчетов по сделке использовать аккредитив или сумма слишком маленькая, и это не целесообразно;
  • «Примечание» – сюда сотрудники компании, которые анализируют сделку, вносят дополнительную информацию по риску: отмечают, управляемый риск или нет, можно ли его нивелировать и как, указывают значимость риска по шкале, принятой в компании, предположим, чрезвычайный риск, высокий, невысокий. Если условие сделки позволяет получить дополнительный доход, об этом тоже нужно написать в примечании. Например, компания может сэкономить на налогах или разместить на депозит аванс.

Разделите условия и критерии сделки на блоки:

1. Характеристика контрагента.

2. Объем работ.

3. План-график проекта.

4. Цена.

5. Условия платежа.

6. Формы платежа.

7. Задержки платежа.

8. Оценка риска – это итоговый блок, который предстоит заполнить на основе всех предыдущих.

Дополнительными блоками с учетом вида деятельности компании могут быть, например, «Технические риски», «Банковские гарантии» и т. д.

В рамках каждого блока детализируйте условия и критерии сделки.

Как организовать сбор данных для анализа рисков по сделке

Определите, кто из сотрудников компании должен анализировать риски по сделкам и заполнять анкету, например, представители коммерческой, финансовой, технической, юридической служб, главный бухгалтер. Закрепите за ними конкретные блоки, чтобы каждый участник знал свою зону ответственности. Учтите, что возможны пересечения, когда один и тот же блок анализируют разные подразделения. Предположим, условия по цене контракта оценивают коммерческая, финансовая и юридическая службы.

Назначьте ответственного за подготовку анкеты, например, финансового контролера, поскольку риски по сделке могут обернуться финансовыми потерями для компании. Функции ответственного за анкету:

  • разослать информацию о сделке сотрудникам, которые анализируют условия сделки;
  • проконтролировать, чтобы они заполнили свои блоки анкеты в установленные сроки;
  • собрать данные;
  • оценить риски и дополнительные доходы (если есть) и подготовить заключение.

В какой срок сотрудники должны заполнить анкету, предстоит определять для каждой сделки в зависимости от ситуации.

Основное требование к сотрудникам, которые анализируют условия контракта, – избегать формализма: не просто вписывать в анкету данные из договора или тендерной документации, а делать экспертные заключения на основе всех имеющихся данных по сделке.

Как оценивать риски по сделке

Разработайте для сотрудников компании, которые анализируют условия сделки, инструкцию, как заполнять анкету для оценки рисков.

Укажите в инструкции, что по каждому подпункту анкеты сначала нужно определить, касается ли он анализируемой сделки. Если да, следует поставить галочку в предусмотренном поле в графе анкеты «Применимо», если нет – в столбце «Не применимо». Если пункт анкеты применим к сделке, предстоит заполнить данные по нему. Когда есть комментарии, их следует написать в графе «Примечания».

Определите, как сотрудникам оценивать риски по условиям сделки в анкете. Выберите один из вариантов: применять балльную систему или оценивать риски в денежном выражении.

В балльной системе каждому риску нужно присвоить значение от 1 до 10 в зависимости от его значимости. Значимость риска определяется суммой потерь и вероятностью наступления. Чем выше значения обоих факторов, тем больше значимость риска. Затем следует подсчитать сумму балов и сделать заключение – участвовать в сделке или нет. Предположим, если суммарные риски по контракту 100 баллов и более, компания отказывается от него, если контрагент не согласится изменить условия.

Если решили оценивать риски в денежном выражении, предварительно классифицируйте их по вероятности наступления и сумме потерь. Например, разделите риски чрезвычайные, высокие, средние, низкие. Определите, какие риски относить к каждой группе. Допустим, чрезвычайным можно считать риск, вероятность которого – больше 15 процентов, а влияние на общую цену договора превышает 0,5 процента.

Сотрудникам, которые анализируют условия сделки, предстоит выявить чрезвычайные и высокие риски – те, которыми сложно или невозможно управлять. Эти риски необходимо оценить в денежном выражении. Для всех рисков сотрудники должны предложить возможные меры, как их нивелировать.

Ответственный за анкету сводит данные о чрезвычайных и высоких рисках в таблицу и оценивает их общую сумму.

Формула. Расчет ожидаемого значения риска

Как анализировать риски по сделке

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  Ro

Ожидаемое значение риска

руб.

Результат расчета

  i

Номер сценария

ед.

Номер сценария от 1 до 3 (1 – оптимистичный; 2 – наиболее вероятный; 3 – пессимистичный)

  Pi

Прогнозируемая вероятность реализации i-го сценария

ед.

Экспертная оценка, сумма вероятностей сценариев равна 1 (100%)

  Ui

Прогнозируемый ущерб в случае реализации риска по i-му сценарию

руб.

Экспертная оценка

Документ должен содержать следующие данные:

  • «Описание риска (дополнительного дохода)» – в чем заключается риск или за счет чего компания может получить дополнительный доход;
  • «Дата или событие возникновения риска (дохода)» – когда возникает риск или появляется возможность получить доход;
  • «Тип риска» – в соответствии с принятой в компании классификацией – коммерческий, финансовый, репутационный и т. д.;
  • «Общая сумма убытка (дохода) без учета компенсационных мер» – определяется на основе условий договора и (или) экспертного мнения сотрудника, который заполняет анкету;
  • «Вероятность» – оценка сотрудника, который заполняет анкету;
  • «Сумма убытка (дохода) с учетом вероятности без учета компенсационных мер» – определяется как произведение убытка и вероятности;
  • «Планируемые меры по компенсации рисков или возникновению дополнительных доходов» – что может предпринять компания, чтобы избежать риска (уменьшить его влияние) или получить дополнительный доход;
  • «Эффективность мер» – оценка сотрудника, который заполняет анкету. Если риск трудноуправляемый, нивелировать его полностью не удастся. Даже с учетом принятых мер компания может понести потери, но их сумма снизится;
  • «Остаточная сумма убытка или прогнозная сумма дополнительного дохода» – остаточная сумма убытка рассчитывается как разница между суммой убытка (с учетом вероятности) и произведением суммы убытка (с учетом вероятности) и эффективности мер. Прогнозная сумма дополнительного дохода определяется как произведение суммы дополнительного дохода (с учетом вероятности) и эффективности;
  • «Стоимость мероприятий» – если предлагаемые мероприятия предполагают затраты со стороны компании, нужно указать сумму;
  • «План мероприятий» – что может сделать компания, чтобы нивелировать риски или получить доходы;
  • «Ответственный» – сотрудник компании, который выявил риск и предложил меры по его нивелированию или определил, как получить дополнительный доход;
  • «Дата исполнения – план» – плановая дата выполнения компенсационного мероприятия. Если мероприятий несколько, то и дат тоже;
  • «Дата исполнения – факт» – фактические даты выполнения компенсационных мероприятий.

Желательно не реже раза в квартал анализировать ход реализации сделки (проекта). Это позволит выявить отклонения от первоначальных планов, актуализировать перечень и оценку рисков, определить, как их нивелировать.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль