SWOT-анализ: для чего нужен и как правильно провести

10220
SWOT-анализ: для чего нужен и как правильно провести
Чернова Евгения
руководитель отдела финансового контроля ООО «Аплеона ХСГ»
SWOT-анализ – это инструмент, который помогает собрать объективную картину о состоянии дел в компании. Часто одни руководители больше знают о внутренней жизни организации, другие о внешней среде. А участники бизнес-процессов имеют субъективное мнение о предприятии, выпускаемых товарах или конкурентах. Собрать все эти знания воедино и получить объективную информацию как раз и позволяет свот-анализ.

Что такое SWOT-анализ

Свот анализ – это бизнес-методика обработки данных, основанная на определении сильных (S – strenght) и слабых (W – weakness) сторон анализируемого объекта, а также возможностей (O – opportunities) и угроз (T – troubles) внешней среды. Это и есть краткая и понятная расшифровка SWOT. Методика была разработана профессором Кеннетом Эндрюсом, одним из основоположников теории стратегического управления бизнесом, и широко используется предпринимателями по всему миру.

Матрица SWOT-анализа

Рисунок 1. Матрица SWOT-анализа

swot анализ это кратко и понятно

Теоретически такому анализу может подвергаться любой объект, начиная с выпускаемого продукта и заканчивая предприятием в целом, конкурентами, и даже бизнес-нишей. SWOT-анализ включает в себя оценку различных факторов внутренней и внешней среды. Рассмотрим их подробнее.

Внутренняя среда организации – это та область, на которую организация может влиять напрямую. Это могут быть:

  • квалификация кадров;
  • производственный процесс;
  • наличие бизнес-процессов в организации;
  • безопасность труда;
  • материально-техническая база;
  • закупки;
  • организация сбыта продукции;
  • логистика;
  • маркетинговая политика;
  • финансовая политика.

На внешнюю среду организация напрямую не влияет, но может эффективно к ней приспосабливаться. Среди показателей внешней среды можно назвать:

  • конкуренцию в нише;
  • конкуренцию между нишами (см. также, про бенчмаркинг);
  • спрос;
  • законодательство, применимое к бизнесу организации;
  • политика;
  • общая экономическая ситуация в стране, мире и в регионах присутствия;
  • социально-демографическая ситуация.

Для чего нужен SWOT-анализ

Как мы уже поняли, свот-анализ, в первую очередь, необходим для составления полной объективной картины анализируемого объекта. Такое целостное видение, так называемое «helicopter – view», отличает эффективного руководителя и позволяет ему принимать своевременные и правильные решения.

Результаты анализа применяются на практике во многих областях деятельности компании:

  • анализ выпускаемого продукта и  конкурентных продуктов может служить наглядной картой ценностей для менеджеров отделов продаж. Менеджеры всегда могут держать его под рукой и использовать весомые аргументы в диалоге с покупателем;
  • руководитель отдела продаж посредством свот-анализа проводит конкурентную разведку, определяя сильные и слабые стороны конкурентов и формируя набор действий конкурентной борьбы;
  • анализ может использовать коммерческий директор для планирования развития рынков существующих продуктов и диверсификации деятельности;
  • финансовый директор использует свот для корректировки стратегического плана развития организации;
  • SWOT-анализ проекта, организации или направления бизнеса – это хороший способ наглядно представить информацию инвесторам;
  • совет директоров формирует основные стратегические решения на основании свот-анализов организации, конкурентов и ниши бизнеса ;
  • многие другие руководители разных уровней могут успешно использовать результаты анализа  свот в своей ежедневной работе.

Правильно проведенный анализ востребован практически всеми отделами организации. Ключевое слово здесь «правильно». Как этого добиться?

Правила проведения SWOT-анализа

Правила актуальны для любого анализируемого объекта, будь то товар или конкурент, и для любого масштаба исследования. Итак, запомним.

  1. На первый взгляд SWOT-анализ сделать очень просто. Не обманывайтесь этой ложной простотой. Подойдите к вопросу с полной серьезностью, иначе получите субъективный и не работающий список
  2. Нельзя анализировать очень крупный объект, обладающий многими разнообразными характеристиками. Если у вас крупный бизнес, работающий на нескольких рынках, анализируйте отдельно сегменты. Иначе Вы получите размытую и совершенно неприменимую на практике картину.
  3. Слабые и сильные стороны нужно определять не безотносительно, а с позиции конкурентов. Сравнивайте, какие карты на руках у них, а какие у вас.
  4. Вся информация для исследования должна быть максимально объективна. Луше найти не менее пяти респондентов – «экспертов» (руководителей среднего и высшего звена в вашей организации), которые смогут подтвердить свои тезисы цифрами
  5. Необходимо быть максимально реалистичным и не выдавать желаемые данные за действительные. Если вы стремитесь, чтобы весь бизнес был описан бизнес-процессами, но на сегодняшний день это не так, запишите себе бизнес-процессы в «слабые стороны», и действуйте. Через год они станут сильной стороной вашего бизнеса (см. также правила эффективного управления бизнес-процессами компании).

Скачайте и используйте в работе:

Иконка WordПорядок разработки стратегии развития

Алгоритм проведения SWOT-анализа компании

Шаг 1. Определите объект анализа

Как указывалось выше, можно выбрать любой объект: выпускаемый продукт, сектор бизнеса, бизнес, конкурента и так далее. Главное четко закрепить его и не рассеивать внимание на смежные объекты

Шаг 2. Назначьте экспертов

Экспертами могут быть как топ-менеджеры компании, так и менеджеры среднего звена, но обязательно хорошо владеющие информацией в своей области. Эксперты должны оперировать не только личным мнением, но и сухими цифрами.

Шаг 3. Выявите слабые и сильные стороны

На этом шаге нужно планомерно и максимально реалистично определить с каждым экспертом сильные и слабые стороны компании, угрозы и возможности внешней среды. Все показатели обязательно записать по группам. Факторов можно записывать сколько угодно, но здесь в силу вступает правило наибольшей эффективности, смысл которого: делать выборку из значительных показателей, игнорируя незначительные. То есть эффективно использовать выделенное время.

Шаг 4. Проранжируйте факторы по значимости и составьте матрицу SWOT-анализа

После того, как вы выписали показатели в четыре списка по категориям, присвойте каждому показателю значимость. Используйте при этом мнения экспертов.

Таблица 2. Пример свот-таблицы

 Фактор

                                                                  Баллы (от 1 до 5)

Э1

Э2

Э3

Э4

Э5

Фактор 1

5

3

4

5

5

Фактор 2

2

4

3

1

4

И т. д.

5

5

4

3

4

Отсортируйте показатели внутри категорий от большего к меньшему и заполните свот-матрицу

Шаг 5. Проанализируйте матрицу SWOT и сформулируйте стратегию

Самый интересный, последний шаг – это выявление связей между показателями, другими словами, проведение сценарного анализа. Для этого все факторы внутренней среды сопоставляются с факторами внешней среды. Пересечение показателей представляет собой набор сценариев возможного развития событий для компании.

Составляется следующая таблица swot-анализа (матрица):

Возможности

1

2

3…

Угрозы

1

2

3…

Слабые стороны

1

2

3…

Слабость и Возможности

Слабость и Угрозы

Сильные стороны

1

2

3…

Сила и Возможности

Сила и Угрозы

Прописываются сценарии:

  • «Слабость и Возможности» – обратить внимание, как с помощью возможностей внешней среды скорректировать слабые стороны бизнеса;
  • «Слабость и Угрозы» – что нужно сделать в первую очередь, чтобы угрозы внешней среды не нанесли ущерб бизнесу;
  • «Сила и Возможности» – как максимально использовать конкурентные преимущества в условиях благоприятной внешней среды;
  • «Сила и Угрозы» – как сохранить конкурентные преимущества при неблагоприятном развитии событий.

Полученные результаты анализа можно смело вносить в стратегию поведения организации и использовать в ежедневной работе.

Выводы и немного о недостатках

SWOT-анализ – это сильный инструмент стратегического управления организацией. Он помогает собрать все факторы функционирования предприятия воедино и оценить их. С помощью него легко и наглядно можно разработать стратегии развития. Но есть у него и недостатки. Во-первых, это все-таки описательный инструмент. Его нельзя представить в виде точного расчета. А значит, он всегда останется немного субъективным. Во-вторых, свот-анализ фирмы фиксирует только положение дел на сегодняшний день, у него нет динамики. И делать его заново нужно будет довольно скоро.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...

    Самые популярные статьи месяца: выбор читателей




    © 2007–2018 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль