Как рассчитать рентабельность магазина

1516
Как рассчитать рентабельность магазина
Иоффе Юрий
экономист
С одной стороны, рентабельность магазина рассчитывается очень просто – это отношение прибыли к издержкам. Однако и при расчете и при анализе показателя возникает немало вопросов. Расскажем, как рассчитать рентабельность магазина, так, чтобы никаких вопросов не возникало.

Рентабельность – один из основных показателей эффективности работы предприятия. Однако при этом рентабельность не всегда отражает реальность.

Как посчитать рентабельность магазина

Рентабельность магазина считается по следующей формуле:

Как рассчитать рентабельность магазина

Например, у нас есть розничный магазин обуви с торговым залом – 50 кв. м.

Таблица 1. Данные для расчета рентабельности

В месяц, руб.

Затраты

Доходы

Показатели

Аренда

50 000

ЗП сотрудников

100 000

Налоги и прочее

50 000

Обувь проданная

300 000

600 000

Прибыль

100 000

Рентабельность

20%

Рентабельность продаж

17%

Итак, рентабельность магазина составляет 20%. Отсюда же выводится и рентабельность продаж, как отношение прибыли к выручке:  17% – «тот же вид только сбоку».

Как рассчитать рентабельность магазина

Однако возникает один вопрос: а если магазин закупается намного больше, чем продает. Ведь, продается-то не все. Как тогда эти расходы учитывать в рентабельности, они же не входят в себестоимость проданной продукции? Логичным было бы считать рентабельность по фактически понесенным затратам:

Как считать рентабельность по фактически понесенным затратам

Представим себе, что магазин сразу затарился на год вперед. Предположим, он закупил обуви где-то на 4,2 млн руб. Тогда, следуя формуле «фактической рентабельности»:

Пример расчета рентабельности магазина

При такой эффективности работы можно сразу закрываться.

Может быть это действительно неэффективно – вложиться в товар на год вперед и, соответственно, рентабельность это отражает? Представим себе, что магазин вкладывает в обувь помесячно, как и прежде 350 000 руб., а остальные средства положил на счет в банк на год под 10%. Тогда он «заработает» с этих средств: (4 200 000 руб. – 350 000 руб.) * 10% = 385 000 руб. Но если он сразу затарился на всю сумму, а в следующем месяце наступил «черный четверг» и закупочные цены на импорт выросли, скажем, на 40%, то магазин сэкономил, соответственно, в 4 раза больше, вложившись в товар, чем в банк. Иными словами, «рентабельность инвестиций» в 2,3% в данном случае ничего не отражает. 

Даже если мы не будем брать такую крайность, как закупка товара на неопределенный срок, а просто сравним работу двух магазинов одной сети, с одним и тем же ассортиментом, закупочными ценами, продажами и т. д., но в одном закупаются ежемесячно на 350 тыс. руб., а в другом, скажем, на 500 тыс. руб., то при одинаковой прибыли и себестоимости месячная рентабельность у них будет одинаковая, но эффективность первого магазина будет выше, так как у него выше оборачиваемость. При прочих равных параметрах – это может достигаться, например, разным уровнем продавцов.

Таким образом, ни «классическая» рентабельность, ни «рентабельность инвестиций» не дают нам четкого представления об эффективности работы магазина.

Читайте также:

Период рентабельности магазина

Итак, как же быть?

На мой взгляд, загвоздка заключается в периоде, за которой рассчитывается рентабельность. Например, в мебельном магазине стулья для офисов могут уходить как горячие пирожки, а какой-нибудь жутко дорогой шкаф из красного дерева стоять в зале годами. Спрашивается: на какой период тогда нужно относить затраты на этот шкаф и полученную через годы выручку?

У каждого товара есть, так называемый, «жизненный цикл», который включает в себя не только физический износ, но и моральное устаревание (в случае с обувью – моду). В среднем, одна пара обуви (не премиум класса) носится три года. Соответственно, и рентабельность магазина нужно рассчитывать за этот срок.

Таблица 2. Данные для расчета рентабельности

В месяц, руб.

Затраты
 3 года

Доходы
в мес

Доходы
3 года

Показатели
3 года

Аренда

1 800 000

ЗП сотрудников

3 600 000

Налоги и прочее

1 800 000

Закупка обуви

12 600 000

Продажа обуви

600 000

21 600 000

Прибыль

1 800 000

Рентабельность

9%

Итак, мы видим, что если считать рентабельность магазина классически по себестоимости проданной обуви, то она составляет 20%, а если по фактическим затратам, понесенным на закупку обуви за три года, то всего 9%.

Эту же цифру в 9% мы получим, если фактически понесенные затраты на закупку обуви за три года распределим помесячно:

Рентабельность магазина как посчитать

Таблица 3. Данные для расчета рентабельности

В месяц, руб.

Затраты

Доходы

Показатели

Аренда

50 000

ЗП сотрудников

100 000

Налоги и прочее

50 000

Обувь закупленная

350 000

600 000

Прибыль

50 000

Рентабельность

9%

Действительно, если закупать на 350 000 руб., а продавать всего на 300 000 руб., то к концу третьего года у нас скопится примерно 1800 лишних пар ботинок, которые нужно утилизировать, раздать или продать по себестоимости.

Получается, что при расчете рентабельности розничного магазина очень важно учитывать товарные остатки. Если бы магазин устраивал каждый месяц распродажу остатков по себестоимости, то его рентабельность составила бы 18%

Таблица 4. Данные для расчета рентабельности магазина

В месяц, руб.

Затраты

Доходы

Показатели

Аренда

50 000

ЗП сотрудников

100 000

Налоги и прочее

50 000

Обувь закупленная

350 000

600 000

Продажи по акции

50 000

Прибыль

100 000

Рентабельность

18%

Таким образом, рентабельность магазина увеличилась ровно в 2 раза.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль