Рентабельность затрат

194
Рентабельность затрат
Шайхуллина Айсылу
начальник экономического управления ООО «НПП ОЗНА-Инжиниринг»
Рентабельность затрат показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств и рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Расскажем, как определить коэффициенты рентабельности затрат, приведем пример расчета и анализа результатов и наметим пути повышения рентабельности.

Изменение конкурентной среды, жизненного цикла продукта и запросов потребителей оказали существенное воздействие на современную бизнес-среду. Чтобы эффективно конкурировать на рынке, компаниям нужно постоянно видоизменять свою продукцию и сокращать время ее вывода на рынок. При этом на постоянной основе необходимо проводить анализ эффективности использования материальных, трудовых и прочих ресурсов. Одним из показателей, характеризующих эффективность основной деятельности предприятия является коэффициент рентабельности затрат.

Формула рентабельности затрат

В общем виде рентабельность затрат определяется как отношение прибыли к расходам за отчетный период. При этом в состав расходов включаются издержки, которые по правилам бухгалтерского учета формируют прибыль. В зависимости от того, по какому направлению необходимо вычислить рентабельность затрат, используют три показателя:

1. Эффективность организации основного и вспомогательного производства оценивают через формулу окупаемости себестоимости произведенных товаров и услуг. Формула расчета в данном случае выглядит следующим образом:

Рентабельность затрат = Валовая прибыль / Себестоимость продаж

По данным отчета о финансовых результатах (вторая форма бухгалтерской отчетности) формула рентабельности затрат приобретает вид:

Рентабельность затрат = строка 2100 / строка 2120

Формула расчета рентабельности затрат по балансу выглядит следующим образом:

Рентабельность затрат = (стр. 140 / (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040)) х 100%

2. Эффективность продаж рассчитывают по формуле:

Рентабельность затрат = Прибыль от продаж / Себестоимость продаж + Коммерческие расходы + Управленческие расходы

Или по данным отчета о финансовых результатах:

 Рентабельность затрат = строка 2200 / строка 2120 + строка 2210 + строка 2220

3. Эффективность совокупных расходов предприятия можно оценить с помощью формулы:

Рентабельность затрат = Прибыль до налогообложения / Себестоимость продаж + Коммерческие расходы + Управленческие расходы + Проценты к уплате + Прочие расходы

Или по данным отчета о финансовых результатах:

Рентабельность затрат = строка 2300 / строка 2120 + строка 2210 + строка 2220 + строка 2330 + строка 2350

Пример расчета рентабельности затрат

Рассмотрим на примере расчет коэффициентов рентабельности затрат (см. также про коэффициенты ликвидности).

Таблица 1. Анализ рентабельности затрат и рентабельности продаж предприятия

Статья

За отчетный период

За предыдущий период

Изменение за год

Выручка от продажи товаров и услуг

1 880 160

2 700 000

- 819 840

Себестоимость товаров и услуг

1 450 340

2 410 000

- 959 660

Валовая прибыль

429 820

290 000

+ 139 820

Коммерческие расходы

16 800

21 600

- 4 800

Управленческие расходы

210 500

170 800

+ 39 700

Полная себестоимость

1 677 640

2 602 400

- 924 760

Прибыль от продаж

202 520

97 600

+ 104 920

Проценты к уплате

52 700

41 000

+ 11 700

Проценты к получению

9 300

35 000

- 25 700

Прочие расходы

240 200

270 600

- 30 400

Прочие доходы

180 600

305 000

- 124 400

Прибыль до налогообложения

99 520

126 000

- 26 480

Рентабельность затрат по себестоимости

29,6%

12,0%

+ 17,6%

Рентабельность затрат на реализацию

12,1%

3,8%

+ 8,3%

Рентабельность затрат по основной деятельности

5,1%

4,3%

+ 0,7%

Рентабельность продаж

10,8%

3,6%

+ 7,2%

В представленном примере объемы деятельности сократились, но при этом показатели рентабельности возросли. Рентабельность затрат на реализацию увеличилась на 8,3% и составила 12,1% против 3,8% за предыдущий период. То есть в отчетном период с одного затраченного рубля предприятие получает на 8,3 копеек больше, чем в прошлом году. Рентабельность продаж выросла до 10,8%, т.е. предприятие получает 10,8 копеек с одного рубля продаж.

Факторы влияния на рентабельность затрат

Важно понимать какие факторы повлияли на изменение показателей рентабельности. Это позволит принять своевременные и обоснованные управленческие решения и повысить эффективность.

Изменение показателей рентабельности может быть вызвано следующими отклонениями:

  1. Отклонения переменных затрат (по материалам, по трудозатратам);
  2. Отклонения накладных расходов;
  3. Отклонения в продажах (по цене, по объему продаж).

Общее отклонение переменных затрат по материалам – это измерение разницы между нормативными затратами на материалы при фактическом объеме производства и фактически понесенными затратами на материалы. Данное отклонение делится на отклонения по цене и по использованию:

  • по цене – это разница между тем, какой должна быть стоимость фактически закупленных материалов и какой она была в действительности.
  • по использованию – это разница между нормативным количеством материалов, которое следовало использовать для фактически произведенного количества единиц продукции и реально истраченным количеством материальных ресурсов.

Общее отклонение переменных затрат по трудозатратам показывает разницу между нормативными прямыми затратами на оплату труда и фактическими. Это отклонение может быть вызвано разницей между тем, какой должна быть стоимость фактически оплаченных часов труда, и какой она была в действительности. Также отклонение по трудозатратам может быть вызвано изменением производительности. То есть разница между тем, сколько рабочих часов следовало отработать и сколько часов было отработано.

Отклонения в продажах может быть вызвано факторами цены и объема:

  • отклонения по цене продажи – это изменение выручки, вызванное отклонением фактической цены продажи от бюджетной;
  • отклонение продаж по объему в единицах реализации рассчитывается как разница между фактическим и бюджетным объемом продаж.

Пример анализа отклонений

На основе данных примера, который представлен выше, можно рассчитать воздействие факторов влияния на изменение показателя рентабельности продаж: 

1. Отклонения в продажах привели к снижению рентабельности продаж:

((1 880 160 -2 602 400) / 1 880 160) – ((2 700 000 – 2 602 400) / 2 700 000) = - 42%

2. Отклонения в себестоимости привели к росту рентабельности продаж:

(1 880 160 – 1 677 640 / 1 880 160) – (1 880 160 – 2 602 400) / 1 880 160) = 49,2%

Сумма этих двух факторов дает благоприятное изменение рентабельности продаж:

49,2% - 42% = +7,2%.

Результаты факторного анализа показывают, что снижение себестоимости реализованной продукции оказало наибольшее влияние на уровень рентабельности продаж, чем изменение объема реализации.

Как повысить рентабельность затрат

Основными путями повышения рентабельности затрат являются снижение затрат на единицу или на один рубль продукции, улучшение использования производственных ресурсов, рост объема производства. Можно выделить внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективность затрат предприятия. Внутренние: динамика производительности, технические характеристики оборудования, способ организации работы и т. д. К внешним факторам относятся цены на ресурсы, которые использует предприятие для изготовления продукции, и стоимость готового товара.

Внутренние факторы находятся в зоне влияния руководства компании, и оно может применять различные подходы к организации производства и работ, использовать автоматизированные системы с целью повышения эффективности использования ресурсов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль