Расчет рентабельности: формулы и примеры

560
Расчет рентабельности: формулы и примеры
Кочешков Андрей
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
Рентабельность предприятия – это комплексное, «синтетическое» понятие, основанное на нескольких основных показателях: рентабельность активов, собственного капитала, продаж и себестоимости. В статье – формулы и примеры расчета рентабельности предприятия.

Ключевым мерилом эффективности предприятия всегда является прибыль, без нее компания терпит убытки, расходует накопленную прибыль, проедает вложенный капитал, теряет активы. Убытки – это однозначный сигнал о неэффективности предприятия. Однако, если у компании есть прибыль, это не всегда следствие ее эффективной работы. Прибыль может быть обусловлена и внешними причинами, например, рост инфляции, повысил номинальный размер прибыли относительно предыдущего отчетного периода при том же уровне физических отгрузок. Или же прибыль обеспечена распродажей активов, что также не говорит о высокой эффективности компании.

Мерилом эффективности, которое, в том числе, дает возможность сравнивать компании, команды менеджеров и даже сотрудников, а также отслеживать эффективность в динамике является рентабельность. Рентабельность — это расчетный критерий для целого ряда факторов бизнеса, вычисляемый по следующей общей схеме: делением показателя дохода на фактор, для которого рассчитывается значение рентабельности. В качестве показателя дохода может выступать чистая или операционная прибыль, а в качестве фактора – активы, продажи, собственный капитал и даже расходы на персонал.

Рентабельность предприятия или рентабельность бизнеса – это комплексное, «синтетическое» понятие, основанное на нескольких основных показателях:

  1. Рентабельность активов.
  2. Рентабельность собственного капитала.
  3. Рентабельность продаж.
  4. Рентабельность себестоимости.

В этот список можно добавить и другие существующие показатели рентабельности, и это сделает оценку более точной и подробной, но в первом приближении следует ограничиться указанными четырьмя.

Основные показатели рентабельности предприятия для расчета

Рентабельность активов (ROA) – показатель эффективности использования активов в распоряжении предприятия. Низкое значение ROA может указывать на недостаточно высокий уровень генерируемой чистой прибыли или избыточность активов, присутствие на балансе неиспользуемых активов.

Формула расчета рентабельности активов предприятия:

ROA = ЧП / А,

где ЧП – чистая прибыль за отчетный период;

А – средняя стоимость активов за отчетный период.

Рентабельность собственного капитала (ROE) – позволяет оценить, насколько эффективно используются вложенные в предприятие средства собственника.

Формула расчета:

ROE = ЧП / СК,

где ЧП – чистая прибыль за отчетный период;

СК – средняя величина собственного капитала за отчетный период.

Рентабельность продаж (ROS) – показывает, насколько эффективна реализация продукции при данном уровне цены. Мы анализируем долю операционной прибыли в составе выручки компании, сколько прибыли содержит в себе каждый рубль выручки предприятия.

Формула расчета:

ROS = ОП / В

ОП – операционная прибыль за отчетный период или прибыль от продаж;

В – выручка за отчетный период.

Рентабельность себестоимости или рентабельность производства  (ROTC) – показатель, который позволяет определить сколько прибыли принесет каждый рубль, вложенный в производство.

ROTC = (ПР / ПС) * 100%,

где ПР – прибыль от продаж;

ПС – полная себестоимость.

Как оценивать и анализировать показатели рентабельности бизнеса

Анализ показателей рентабельности может вестись по нескольким направлениям:

1. Бенчмаркинг (от англ. Benchmarkin) – сопоставление или сравнение с доступными внешними данными, с эталоном. Данный процесс очень важен для того чтобы оценить свой статус относительно конкурентов и «лучшей практики» (best practice) на рынке, чтобы понимать насколько эффективно ведется деятельность предприятия. Бенчмарк – это значение аналогичного показателя для сравнения с собственным.

Таким бенчамарком для рентабельности активов должны быть отраслевые значения, значения лидера или лидеров в отрасли, значение рентабельности основного конкурента.

Бенчмарком для рентабельности собственного капитала обязательно будет банковский депозит и инфляции, потому как нет смысла вкладывать деньги, в компании которая приносит доход ниже инфляции и банковского депозита.

Для рентабельности продаж большое значение будет иметь внутренний бенчмаркинг, когда аналитики будут сравнивать между рентабельность разных продуктов или групп продуктов, чтобы оценивать, ранжировать или отбирать наиболее эффективные виды продуктов среди имеющегося ассортимента.

2. Не менее важным, чем сравнение с эталоном и аналогами является изучение динамики показателя. Положительная динамика, что очевидно, говорит об улучшении рентабельности показателя, отрицательная – требует внимания, и, если отрицательная динамика устойчива – дает повод задуматься об оптимизации затрат или о применении мер по стимулированию использования ресурсов.

3. Третье направление – это анализ соответствия нормативу. Норматив может выбираться равным среднеотраслевому значению, значению рентабельности лидера отрасли или желаемое целевое значение для собственников бизнеса. Сюда же можно отнести и план-факт анализ.

Пример расчета рентабельности предприятия по формулам

Для лучшего понимания приведем условный пример расчета рентабельности предприятия и анализа отдельных показателей. Предположим, у аналитиков стоит задача провести анализ рентабельности бизнеса компании А. Для этого были собраны данные:

  • по этой компании,
  • данные по компании лидеру отрасли – компании Альфа,
  • данные единственной компании-конкуренту в регионе – компании Б.

Также были собраны и проанализированы отраслевые показатели, а все данные сведены в таблицу 1.

Таблица 1. Данные для примера расчета рентабельности предприятия

Компания А

Показатель

По балансу

Предыдущий год

1 год

2 год

3 год

Прибыль от продаж

стр. 2200 Форма 2 

10

11

15

Выручка

стр. 2010 Форма 2 

31

33

41

Полная себестоимость

сумма стр.2120, 2210 и 2220 Форма 2

21

22

26

Чистая прибыль

стр.2400 Форма 2

7

8

10

Собственный капитал

стр. 1300 Форма 1

48

50

50

50

Активы

стр. 1600 Форма 1

120

119

118

117

Компания Б

Показатель

По балансу

Предыдущий год

1 год

2 год

3 год

Прибыль от продаж

стр. 2200 Форма 2 

14

16

17

Выручка

стр. 2010 Форма 2 

44

49

58

Полная себестоимость

сумма стр.2120, 2210 и 2220 Форма 2

30

33

41

Чистая прибыль

стр.2400 Форма 2

8

8

8

Собственный капитал

стр. 1300 Форма 1

40

45

45

45

Активы

стр. 1600 Форма 1

150

148

145

144

Компания Альфа

Показатель

По балансу

Предыдущий год

1 год

2 год

3 год

Прибыль от продаж

стр. 2200 Форма 2 

110

108

120

Выручка

стр. 2010 Форма 2 

300

297

308

Полная себестоимость

сумма стр.2120, 2210 и 2220 Форма 2

190

189

188

Чистая прибыль

стр.2400 Форма 2

70

80

90

Собственный капитал

стр. 1300 Форма 1

200

190

180

170

Активы

стр. 1600 Форма 1

900

980

970

950

Ниже приведены сведенные в таблицу результаты анализа (таблица 2).

Таблица 2. Сравнение показателей рентабельности

Показатель

Предыдущий год

1 год

2 год

3 год

Компания А

Рентабельность продаж

31,0%

32,3%

33,3%

36,6%

Рентабельность себестоимости

47,0%

47,6%

50,0%

57,7%

Рентабельность активов

6,5%

5,9%

6,8%

8,5%

Рентабельность собственного капитала

13,9%

14,3%

16,0%

20,0%

Компания Б (конкурент)

Рентабельность продаж

33,0%

31,8%

32,7%

29,3%

Рентабельность себестоимости

46,1%

46,7%

48,5%

41,5%

Рентабельность активов

5,7%

5,4%

5,5%

5,5%

Рентабельность собственного капитала

18,1%

18,8%

17,8%

17,8%

Компания Альфа (лидер отрасли)

Рентабельность продаж

42,0%

43,5%

50,9%

55,0%

Рентабельность себестоимости

57,3%

57,9%

57,1%

63,8%

Рентабельность активов

7,2%

7,4%

8,2%

9,4%

Рентабельность собственного капитала

35,0%

35,9%

43,2%

51,4%

Среднеотраслевые значения

Рентабельность продаж

33,0%

33,3%

32,7%

32,4%

Рентабельность себестоимости

42,7%

43,5%

50,9%

55,0%

Рентабельность активов

3,8%

4,2%

4,4%

4,7%

Рентабельность собственного капитала

9,9%

9,8%

10,2%

11,0%

Как можно видеть по результатам анализа, исследуемая компания выглядит лучше среднего по отрасли и своего конкурента по рентабельности продаж, но отстает от лидера. Зная, насколько больше компания-лидер нашей компании по активам, можно предположить, что «Компания Альфа» имеет лучшую технологию или серьезно экономит на масштабе, за счёт чего добивается лучшего значения рентабельности продаж.

Рентабельность активов также лучше среднеотраслевых показателей и показателей конкурента и уступают лидеру.

По показателю рентабельности собственного капитала анализируемая компания уступает и лидеру, и конкуренту, превосходя правда среднеотраслевой уровень. Возможно это связано с тем, что и лидер, и конкурент активно используют финансовый рычаг.

Рассмотрим динамику показателей рентабельности по анализируемой компании (таблица 3).

Таблица 3. Динамика показателей рентабельности (прирост в процентах)

Показатель

1 год

2 год

3 год

Рентабельность продаж

1,3%

1,1%

3,3%

Рентабельность себестоимости

0,6%

2,4%

7,7%

Рентабельность активов

-0,6%

0,9%

1,8%

Рентабельность собственного капитала

0,4%

1,7%

4,0%

Рентабельность продаж

-1,2%

0,8%

-3,3%

Рентабельность себестоимости

0,6%

1,8%

-7,0%

Рентабельность активов

-0,3%

0,1%

0,1%

Рентабельность собственного капитала

0,7%

-1,0%

0,0%

Рентабельность продаж

1,5%

7,4%

4,1%

Рентабельность себестоимости

0,6%

-0,8%

6,7%

Рентабельность активов

0,2%

0,8%

1,2%

Рентабельность собственного капитала

0,9%

7,3%

8,2%

Рентабельность продаж

0,3%

-0,6%

-0,3%

Рентабельность себестоимости

0,8%

7,4%

4,1%

Рентабельность активов

0,4%

0,2%

0,4%

Рентабельность собственного капитала

-0,1%

0,4%

0,8%

Из таблицы видно, что анализируемая компания (компания А) устойчиво наращивает динамику своих показателей со второго года, при этом динамика рентабельности продаж и рентабельности активов превосходит темпы конкурентов, лидера и среднеотраслевые.

По рентабельности собственного капитала «Компания А» уступает только лидеру – «Компании Альфа».

Анализ соответствия принятому целевому нормативу рентабельности приведен ниже (таблица 4).

Таблица 4. Отклонение годовых значений показателей рентабельности компании А от норматива.

Показатель

Норматив

1 год

2 год

3 год

Рентабельность продаж

33,50%

-1,2%

-0,2%

3,1%

Рентабельность себестоимости

55%

-7,4%

-5,0%

2,7%

Рентабельность активов

8%

-1,6%

-0,7%

1,0%

Рентабельность собственного капитала

16%

-1,7%

0,0%

4,0%

Данная таблица показывает, что целевого норматива, заданного в стратегии компании, менеджмент достиг только к 3ему году.

Важно помнить

Рентабельность продаж лучше иллюстрирует рентабельность бизнеса в некапиталоемких отраслях, таких как услуги, чем рентабельность активов.

Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает компания, так в капиталоемких отраслях она традиционно может быть низкой, в то время как в сфере услуг, наоборот, очень высокой, также фактором, оказывающим влияние на рентабельность активов, является оборачиваемость активов, как, например, в розничной торговле. Кроме того, при расчете рентабельности используют данные баланса, которые в следствии инфляции и других причин могут отличаться о реальной рыночной оценки активов, что может искажать реальное значение показателя.

При расчете рентабельности активов в формуле используются все активы, имеющиеся в компании, а не только те, которые инвестировали собственники, поэтому он не так интересен инвесторам, но интересен заемщикам.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль