Открыть свежий номер журнала>> / Оформите подписку по праздничной цене >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Формулы расчета рентабельности предприятия

  • 19 сентября 2018
  • 50163
Рентабельность формула

В статье рассмотрим формулы рентабельности – одной из наиболее часто используемых метрик в бизнесе. Ее функция – дать представление об эффективности: отдаче на вложенные средства, качестве использования ресурсов, прибыльности деятельности.

Общая формула рентабельности

Для расчета используют следующую формулу:

Rate = Profit / Base * 100%,

где Profit – показатель прибыли, который используется для данного конкретного случая (валовая прибыль, чистая прибыль, показатель EBITDA, выручка, выручка по продукту);

Base – база по которой считается рентабельность предприятия (инвестиции, активы, выручка).

Экономический смысл

Рентабельность – это относительный показатель, который дает представление о доходности в процентах, если речь идет об инвестициях, и о норме прибыли / наценке, если речь идет о выручке. Показатель позволяет сравнивать между собой продукты, предприятия, филиалы. Он дает возможность для объективного и рационального принятия решений об инвестициях при сравнении с банковской ставкой и другими эталонами и альтернативными доходностями инвестора.

Принцип показателя простой – сопоставить размер получаемой выгоды с базой, эффективность которой предполагается измерять. Использование слова «выгода» оправданно тем, что в числителе может использоваться как чистая прибыль, так и валовая, операционная прибыль, EBITDA в зависимости от «базы». Кроме того, в числителе должна использоваться величина, относимая прямо на соответствующую базу, так мы, например, сможем оценить рентабельность продаж одного конкретного продукта, сопоставив выручку по этому продукту с прибылью только от этого продукта, для этого, предварительно вычленив прямые расходы данного продукта.

«База» или знаменатель формулы может быть, как вложенным ресурсом (активами, инвестициями), так и получаемыми от деятельности деньгами (продажи), и тогда рентабельность будет отражать соответственно прибыль на единицу вложенного ресурса, или прибыль в каждом полученном рубле выручки.

Виды рентабельности

В финансовом менеджменте активно используется несколько коэффициентов рентабельности, которые можно разделить на две группы:

  1. Рентабельность ресурсов.
  2. Рентабельность реализации продукции. Кстати, в Высшей Школе финансового директора есть курс, посвященный анализу рентабельности. По результатам обучения выдают диплом государственного образца. Записаться и попробовать можно здесь.

Рентабельность инвестиций

Рентабельность инвестиций (return on investments – ROI) – прибыльность вложений в проект, предприятие. Один из показателей эффективности применяемый в инвестиционном анализе, ключевой в анализе эффективности продвижения и рекламы.

ROI – показатель рентабельности инвестиций – можно рассчитать по следующей формуле:

ROI = Net Profit / Inv*  100%,

где Net Profit – чистая прибыль,

Inv – инвестиции.

Пример

Компания вложила 2 млн руб. в проект, чистая прибыль от проекта составила 500 тыс., показатель ROI в этом случае будет равен:

ROI = 500 / 2000  *100% = 25%

Традиционно высокой рентабельностью отличается бизнес, в котором можно сделать наценку в несколько десятков, а то и сотен процентов на себестоимость производства продукции, с учетом амортизации производственных мощностей или иных сопутствующих расходов. Обычно такая ситуация возникает, когда определенный товар пользуется повышенным спросом, а конкуренция на этом рынке незначительная. С течением времени рентабельность падает из-за того, что ожесточается конкуренция, снижаются цены на ранее популярный товар или услугу, рынок насыщается предложениями и товаров становится в избытке.

Что такое рентабельность простыми словамиКакая рентабельность навлечет налоговую проверку

Налоговую инспекцию  рентабельность тоже интересует. Компании грозит выездная проверка, если уровень ее рентабельности ниже среднего значения по отрасли более чем на 10 процентов. Оценить риск выездной проверки можно по специальной методике, опубликованной в журнале «Финансовый директор» >>>

Оценить рентабельность

Рентабельность активов

Рентабельность активов (return on assets, ROA) – показатель эффективности использования активов, находящихся в распоряжении предприятия. Низкое значение говорит о неэффективности использования активов, однако причинам может быть не только и не столько в неэффективности управления, сколько в наличии неиспользуемых активов, например, советское наследие – социальные объекты на балансе предприятий в поздние 90-е.

ROА = Net Profit / А * 100%,

где Net Profit – чистая прибыль,

А – средняя за отчетный период стоимость активов.

Формула расчета рентабельности по балансу: Рентабельность активов = Чистая прибыль / Суммарные активы Активы должны включать в себя не только основные средства, но и дебиторскую задолженность и запасы. Данные статьи баланса являются весьма существенными и, управляя ими можно повысить рентабельность активов.

Таблица 1. Финансовые показатели предприятия

Показатель

тыс. руб.

Оборачиваемость, дни

Выручка

5 700 000

Чистая прибыль

430 000

Дебиторская задолженность

950 600

60

Запасы

830 000

90

Основные средства

3 680 000

Суммарные активы

5 460 600

Рассчитаем рентабельность активов: 430 000 / 5 460 600 = 7,9%.

Нужно оценить какие активы можно оптимизировать не теряя при этом производительность. Судя по оборачиваемости дебиторской задолженности (См.так же страхование дебиторской задолженности компании) и запасов можно применить ряд мероприятий для улучшения данных показателей:

  • усилить работу по взысканию долгов;
  • предоставить скидки за раннюю оплату;
  • усовершенствовать систему управления закупками;
  • провести анализ неликвидных запасов, предложить варианты использования и др.

За счет этих мероприятий показатель рентабельности активов может улучшиться. В нашем примере дебиторская задолженность сократится на 140 600 тыс. руб., запасы на 260 000.  Положительная динамика показателя: 430 000 / (5 460 600 – 140 600 – 260 000) = 8,5%.

Рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала (Return On Equity – ROE) – эффективность вложений собственников в капитал предприятия. Данный показатель важен для потенциальных инвесторов, они сопоставляют его с аналогами при принятии решения о приобретении долей или акций в данном предприятии.

ROE = Net Profit / E * 100%,

где Net Profit – чистая прибыль;

E – собственный капитал.

Рентабельность основных средств – отражает роль основных средств в операционной деятельности компании. Рекомендуется использовать как бенчмарк при сравнении с отраслевыми показателями и показателями конкурентов.

Рентабельность персонала или затрат на персонал – показатель дохода компании на каждый рубль затрат на персонал. Наравне с прибылью на одного работника рентабельность персонала характеризует качество и производительность трудовых ресурсов организации.

 

Пример

Рассмотрим на примере изменение рентабельности собственного капитала за счет выкупа акций.

На балансе имеется 1 400 000 тыс. руб. собственного капитала. При этом 560 000 тыс. руб. находятся в мажоритарном владении, а остальные 840 000 тыс. руб. принадлежат разным мелким инвесторам. Руководство принимает решение выкупить часть акций у миноритариев, взяв для этих целей кредит по ставке 9,5% годовых. В таблице представлен расчет эффективности данной операции:     

Таблица 2.  Пример данных о рентабельности капитала

Показатель

До выкупа акций

После выкупа акций

Выручка

4 800 000

4 800 000

Расходы

4 608 000

4 608 000

% по кредитам

39 900

Прибыль

192 000

152 100

Капитал

1 400 000

980 000

Рентабельность капитала

14%

16%

По результатам расчета рентабельность капитала увеличилась с 14% до 16%. При этом увеличились расходы на проценты по кредитам. Прежде чем идти на такую операцию руководство компании должно спрогнозировать объемы и результаты деятельности, которые обеспечат стабильный денежный поток для покрытия всех расходов.

Рентабельность реализации продукции

Валовая рентабельность – определяется как доля валовой прибыли в выручке компании, самый простой показатель, характеризующий эффективность управления компанией.

Рентабельность продаж – (Return On Sales – ROS) – отражает эффективность именно операционной деятельности предприятия, не учитывает прочие и процентные доходы. Более тонкий инструмент оценки эффективности операционной деятельности компании, чем валовая рентабельность.

Рентабельность продукции (Return on Margin – ROM) – показывает эффективность затраченных на проданную продукцию ресурсов.

Return on Margin = Net Profit/C*100%,

 где Net Profit – чистая прибыль;

C – себестоимость продукции.

Порог рентабельности

Пороговых значений коэффициенты рентабельности не имеют, по крайней мере общих для всех компаний. При анализе коэффициенты сравнивают с показателями аналогов, средних по отрасли и конкурентов.

Существует понятие «порог рентабельности» – в данном случае речь идет о параметрах продаж при которых рентабельность меняет свой знак с минуса на плюс, «точка» в которой рентабельность равна нулю, аналог «точки безубыточности».

Для принятия управленческих решений важно проводить анализ безубыточности, который показывает взаимосвязь между затратами, объемом производства и прибылью на разных уровнях активности. В результате данного анализа можно определить:

  1. Уровень производства, при котором нет ни прибыли, ни убытка – величина совокупных затрат производства продукта равна выручке от его реализации.
  2. Величину, на которую фактические продажи могут упасть ниже запланированных без понесения убытков.

Точка безубыточности, которая в данном случае будет порогом рентабельности, вычисляется по формуле:

Точка безубыточности = Постоянные затрат / Маржинальная прибыль на единицу


Пример расчета порога рентабельности

Ожидаемый объем продаж 10 000 единиц по 80 руб.

Переменные затраты 50 руб. на единицу.

Постоянные затраты 210 000 руб. 

Требуется вычислить порог рентабельности. Для этого рассчитаем маржинальную прибыль на единицу продукции: 80 руб. - 50 руб. = 30 руб.

Маржинальная прибыль, необходимая для достижения точки безубыточности, равна постоянным затратам =  210 000 руб. 

Точка безубыточности  210 000 / 30 = 7 000 единиц или в форме выручки 7 000 *30 = 560 000 руб.

Если предприятие хочет иметь стабильную прибыль, оно должно поддерживать объем продаж на уровне выше порога рентабельности при сохранении прежнего уровня переменных издержек. Падение объемов реализации ниже этой точки, соответственно, ведет к убыткам.

Таким образом, для обеспечения прибыльности бизнеса и своевременного принятия правильных управленческих решений необходимо на постоянной основе рассчитывать и анализировать рентабельность предприятия. Система финансово-экономического анализа на предприятии может включать такие показатели, как:

  • выручка в расчете на одного работника,
  • уровень загрузки оборудования,
  • структура продуктового портфеля,
  • структура затрат,
  • доходность продуктов и другое.

Такая система поможет оценить эффективность используемых ресурсов и перспективу роста в краткосрочном плане.

Способы повышения рентабельности

Для повышения рентабельности предприятия концентрируют основное внимание на следующих ключевых факторах успеха:

  1. Эффективность затрат – экономно расходовать средства.
  2. Качество – ставить во главу угла принцип комплексного управления качеством.
  3. Время – быстрее отвечать / реагировать на запросы покупателей, гарантируя своевременное выполнение заказа и поставку в срок, а также сокращая время на разработку и вывод нового продукта на рынок.
  4. Инновации – разрабатывать и поддерживать устойчивый поток товаров-новинок, а также гибко реагировать на запросы потребителей. 

Выводы

Причина популярности показателя в простой и понятной формуле: общая рентабельность организации это отношение прибыли к себестоимости. Получаемый эффект сопоставляют с базой, чем выше соотношение, тем лучше, тем выше эффективность. А также в универсальности – будь то ROS, ROCA, ROE, ROI – принцип один и тот же – мы соотносим прибыль со стоимостью ресурсов или выручкой.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.