Правоохранители VS налоговики: кого больше опасаться?

1474
Правоохранители VS налоговики: кого больше опасаться?
Макогон Елена
секретарь государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Как правило, экономический анализ компании проводят налоговые инспекторы. Они тщательно изучают бухгалтерскую и налоговую отчетность, и, пожалуй, пока в этом им нет равных. Однако не стоит недооценивать и правоохранительные органы, которые в последнее время не отстают от налоговиков.

Предлагаю поговорить о сложившихся стереотипах, касающихся того, как правоохранительные органы проводят проверки в компаниях, а также развенчать некоторые мифы.

Миф 1. Правоохранительные органы не уделяют внимание экономическому и финансовому анализу

У правоохранителей есть методические рекомендации по выявлению экономических преступлений, в том числе связанные с уходом от налогообложения, и в них приведены примеры выявления преступлений. Причем с использованием не только оперативно-розыскных мероприятии, но и навыков бухгалтерского учета и экономического анализа.

Правоохранители могут обратить за помощью к налоговикам или экспертам. Однако они запрашивают у налоговиков не экономический анализ, а формы бухгалтерской отчетности, данные о проведенных проверках и только если сами не нашли сведения об этом в интернете или не получили из других источников.

Обращаться к эксперту для проведения, например, бухгалтерской экспертизы органам МВД рекомендовано для восстановления бухгалтерского учета, чтобы установить для суда разницу между показателями в отчетности и причину искажений учета.

Миф 2. Полицейские, если и проводят экономический анализ, то в усеченном виде

После выхода методических рекомендаций данное утверждение больше не соответствует действительности. В настоящее время экономический анализ правоохранителей и налоговиков сильно перекликается. Дело в том, что в настоящее время правоохранители при проверке компании дублируют большинство методов, которые используют сами налоговики в предпроверочный период перед выходом на выездную налоговую проверку.

Например, полицейские анализируют показатели бухгалтерской отчетности на предмет возможных искажений, в том числе в динамике за последние 5 лет, сопоставляют показатели с аналогичными компаниями, ориентированы на собирание сведений о производственном процессе компании и использование этих сведений в экономическом анализе.

Более того, в рекомендациях упоминается такое понятие как встречная проверка, но она проводится в основном при сопоставлении сведений отчетности самой компанией и с теми копиями / вариантами отчетности, которые она предоставила в налоговую инспекцию, банк. Правоохранители налоговую отчетность не рассматривают и не проводят расчет контрольных соотношений между показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, в отличие от налоговиков. Серьезных сдвигов в части анализа движения денежных средств по счетам компании во время проверок правоохранительных органов не отмечается. По крайней мере, никаких мастер-классов, которые бы помогли полицейским ориентироваться и анализировать их на уровне налоговиков, не проводиться.

Миф 3. Правоохранители не ищут схемы ухода от налогов

Это не совсем верно. В настоящее время у органов внутренних дел есть методика и возможности выявления таких преступлений. Другое дело, что при анализе бухгалтерской отчетности они ориентированы не только на поиск искажений в сторону ухудшения финансового состояния компании, как например, на схемы ухода от налогообложения, но и на такие преступления, как:

  • злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
  • неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ);
  • преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ);
  • фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).

Сотрудники правоохранительных органов ищут искажения в бухгалтерской отчетности, которая представляется в банк или инвесторам, чтобы раскрыть незаконное получения кредита (ст. 176 УК РФ), а также злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (ст. 185.1 УК РФ). Кроме того, анализ финансовой отчетности компании со стороны правоохранителей может привести к привлечению к уголовной ответственности аудиторов (ст. 202 УК РФ).

При проверке отчетности полицейские, прежде всего, ищут то, что может броситься в глаза. Например, в одном деле показатели отчетности компании за 2011 и 2012 годы совпали цифра в цифру.

Миф 4. В арбитражной практике нет случаев доначисления только за счет экономического анализа, а любые отклонения отчетности можно объяснить

В арбитражной практике уже начинают появляться дела, где в основу доначисления налогов положен экономический анализ деятельности компании. Суды поддерживают налоговиков, например, постановление Тринадцатого ААС от 15.06.2016 № А42-2790/2015, постановление Семнадцатого ААС от 25.08.2016 № А60-1687/2016.

Отличие экономического анализа налоговиков и правоохранителей заключается в том, что последние не анализируют уровень налоговой нагрузки, а для выявления схем ухода от налогообложения это своего рода ориентир. Правоохранители, прежде всего, ищут то, что может броситься в глаза. Например, в постановлении Семнадцатого ААС от 25.08.2016 № А60-1687/2016 показатели отчетности 2011 и 2012 года совпали цифра в цифру.

Что касается объяснений отклонений в отчетности, этот вопрос стоит особенно остро после выхода письма ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)». Эти рекомендации утверждены ФНС России, СК России, поэтому будут использоваться в деятельности правоохранительных органов. Именно этот документ должен быть ориентиром самообороны от посягательств контролирующих органов. Рекомендации направлены на ужесточение ответственности, исключение возможности применения смягчающих обстоятельств для компании. В них также есть разъяснения, как будет доказываться умысел компании и обзор арбитражной практики по этому вопросу.

Так, например, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 11.12.2014 по делу № А58-6043/2013 указано, что при установленных обстоятельствах получения ОАО необоснованной налоговой выгоды вследствие совершения противоправных умышленных действий суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности квалификации заявленных обществом обстоятельств как смягчающих ответственность. Речь идет о следующих обстоятельствах:

  • доначисление сумм налогов, пени и штрафов явилось результатом деятельности уже уволенных должностных лиц;
  • отсутствие достаточных денежных средств для уплаты налогов и налоговых санкций;
  • отсутствие прибыли у организации;
  • наличие задолженности перед контрагентами; тяжелое финансовое положение общества; наличие у него кредитных обязательств в отношении приобретенного в лизинг оборудования.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2015 № 302-КГ15-2030 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра.

Поэтому надеяться на то, что налоговики и правоохранители пойдут в суд только со слабым экономическим анализом, не приходится.

Информаторами для правооранительных органов нередко становятся недовольные сотрудники компании или конкуренты.

Миф 5. У правоохранительных органов недостаточно информации для полноценного экономического и финансового анализа

Отчасти это верно, но необходимо учитывать источниками информации для правоохранительных органов могут выступать не только данные бухгалтерской отчетности, но и информаторы. Особенно, если информатором оперативников выступает сотрудник компании или очень осведомленный конкурент.

Перед сотрудником по экономическим преступлениям поставлена цель изучать компанию дотошно, чтобы вычислить, где и на каком этапе в производственной цепочке, на этапе хранения или реализации продукции, возможно совершить преступление. Поэтому у оперативников наибольший интерес вызывают экономисты и технологии компании. В идеале – недовольные бывшие сотрудники.

Прежде всего, оперативникам нужны документы, но в целом достаточно собрать основания для возбуждения уголовного дела и проведения обыска. Дальше они изымут электронные носители, только в них будут искать не только сведения по фирмам-однодневкам, компрометирующую переписку или какие-то внутренние документы, которые укажут на наличие схемы, но и бизнес-планы, отчеты, касающиеся объемов производства продукции, а также сведений о потраченных ресурсах на ее производство. Эти финансовые документы сотрудники по экономическим преступлениям должны не просто прочитать и принять к сведению, а провести экономический анализ, установить причины отклонений показателей в отчетности. В методических рекомендациях для сотрудников по экономическим преступления приведены примеры того, как отличать естественные факторы отклонений показателей отчетности, от возможных преступных деяний.

Кроме того, при проверке компании оперативникам рекомендовано обращаться к налоговикам, если они ранее уже проводили выездную налоговую проверку. Однако, инспекторы, скорее всего, не станут разглашать сведения относительно налоговой проверки и сведений по компаниям в неформальном порядке, а потребуют официальный документ по всей форме. Поэтому правоохранители могут либо обратиться в налоговый орган и попытаться инициировать совместную проверку. В этом случае все будет зависеть от того, стоит ли эта компания в плане выездных налоговых проверок на текущий год. Если компания есть в плане, то выездную налоговую проверку совместно с правоохранителями могут перенести на более ранний срок. Если компании в плане проверок нет, то налоговики могут начать копаться в отчетности, затянуть с ответом, а то и вовсе отказать правоохранителям.

У оперативников есть и другой вариант, правда с одной оговоркой. Проверяемая компания должна участвовать в госзакупках. Руководствуясь пунктами 7, 10 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, Федеральной службой безопасности РФ при назначении и проведении ревизий (проверок)» может инициировать проведение ревизии (проверки) компании до возбуждения уголовных дел, направив требование об этом руководителю контрольно-ревизионного органа. Однако само требование должно содержать основания для проверки, перечень вопросов которые подлежат исследованию, период исследования.

В 10-ти дневный срок контрольно-ревизионный орган направляется ответ о возможности и сроках начала проведения ревизии (проверки), а может запросить дополнительные материалы. Если такая проверка состоится, то она очень будет напоминать выездную налоговую проверку. В компании будет сидеть член контрольно-ревизионной группы – проверять отчетность, направлять встречные запросы контрагентам, проводить ревизию (больше походящую на инвентаризацию). А правоохранительные органы будут оказывать ему содействие в получении объяснений от должностных и материально ответственных лиц, а также привлекаться для пресечения фактов противодействия проверке.

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом с приложением к нему документов, копий документов, объяснений должностных и материально ответственных лиц, на которые делаются соответствующие ссылки в тексте акта. В нем прописываются выводы основываясь на просмотренных документах, а не на показаниях лиц. Констатация фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки), должна содержать следующую информацию: какие нормативные акты (действовавшие в ревизуемый период) были нарушены, кем, когда и в чем конкретно выразилось выявленное нарушение.

Однако такие сведения приводятся без указания на умысел, осознанность и другие оценочные понятие которые в дальнейшем будут сформулированы правоохранителями.

При одних и тех же исходных данных оперативники могут собрать более весомую доказательную базу, чем налоговые инспекторы.

Миф 6. Налоговики лучше выявляют схемы ухода от налогообложения

Это можно объяснить большей просвещенностью налоговиков ввиду законодательной обязанности компаний в предоставлении различных форм отчетности, а также других сведений. Однако все зависит от конкретной ситуации. Условно говоря, если налоговики в ходе выездной налоговой проверки увидят большой удельный вес бракованной продукции, они могут попытаться с помощью экспертизы доказать что при заданных характеристиках компании уровень брака должен быть меньше и на сколько. Тогда как правоохранители в аналогичной ситуации поедут на место утилизации, даже если это свалка и могут в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий установить каналы нелегального сбыта продукции с незначительными производственными дефектами или без таковых. То есть оперативники при одних и тех же заданных условиях могут собрать более весомую доказательную базу.

Подводя итог, отмечу, что экономический анализ со стороны правоохранительных органов может представлять собой угрозу, но у сотрудников полиции должна появиться информация о возможных нарушениях, то есть официальный документ, который будет сигналом для начала проверки. Оперативники не будут со справочником в руках просматривать компании по алфавиту и искать по ним отчетность для проведения экономического анализа. В нстоящее время в подготовке специалистов по экономическим преступлениям есть определенные пробелы. Кроме того, в методических рекомендациях практически не рассматриваются вопросы выявления преднамеренного и фиктивного банкротства за счет экономического анализа.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль