Анализ рентабельности предприятия: как провести

222
Анализ рентабельности предприятия: как провести
Бувин Николай
финансовый директор ООО «Литэко»
Ключевой показатель оценки экономической эффективности компании – рентабельность. В классическом виде это отношение полученной прибыли к использованным ресурсам или имеющимся активам. В практике финансового анализа используется целый ряд коэффициентов, которые обеспечивают всестороннее исследование результатов фирмы, включая оценку динамики прибыли и влияние факторов на изменение рентабельности. Рассмотрим основные показатели, которые используются для анализа рентабельности предприятия.

Все расчетные показатели для анализа рентабельности можно классифицировать в две основные группы:

  1. Рентабельность операционной деятельности.
  2. Рентабельность активов и капитала.

Анализ рентабельности операционной деятельности предприятия

Анализ прибыльности операционной деятельности компании можно условно разделить на две части: продажи (отношение выручки к расчетным показателям прибыли) и производство (факторы затрат в структуре прибыли).

Практически все необходимые компоненты для расчетов находятся в отчете о финансовых результатах (ОФР). Чтобы получить первое представление об общих показателях прибыльности следует горизонтально (сверху-вниз) соотнести выручку с промежуточными расчетными показателями прибыли в ОФР, пошагово наращивая совокупные расходы:

  • маржинальная прибыль;
  • валовая прибыль;
  • Прибыль от продаж / EBITDA;
  • EBIT / EBT / Чистая прибыль.

Полученные данные позволят идентифицировать позитивные и негативные тенденции динамики затрат в конкретных зонах и таким образом сформируют фундамент для дальнейшего локального анализа (см. также пример экспресс-анализа отчета о финансовых результатах).

Первые четыре показателя подконтрольны руководству предприятия и имеют решающее значение для оценки его деятельности (в части выполнения планов / достижения КПЭ).

Анализ маржинальной прибыли

Маржинальность продаж демонстрирует сумму дохода на каждый рубль выручки за вычетом переменных расходов.

Маржинальность продаж

где маржинальный доход – доход от продажи за вычетом переменных расходов.

Большинство ключевых решений в бизнесе принимаются посредством именно маржинального анализа. Основным фактором отклонений обычно является динамика цен. Кроме того, маржинальный доход используется для расчета безубыточности.

Рентабельность валовой прибыли

Рентабельность валовой прибыли – показатель, характеризующий отдачу от продаж по отношению ко всем расходам, связанным с производством (закупкой) продукции (товаров).

Рентабельность валовой прибыли

где валовая прибыль – доход от продажи за вычетом себестоимости (постоянных и переменных расходов).

Здесь помимо фактора цены, добавляется влияние объема производства (продаж) из-за присутствия постоянных и условно-постоянных расходов. Амортизация оборудования в себестоимости снижает контролируемость данного показателя менеджером, однако учет износа можно исключить – в зависимости от целей анализа.

Прибыль от продаж

Следующий показатель для анализа рентабельности  – прибыль от продаж – выходит за границы анализа себестоимости, но по степени важности не уступает предыдущему, поскольку позволяет проанализировать влияние еще одной существенной статьи – управленческие расходы. Основным объектом внимания, как правило, здесь является фонд оплаты труда административного персонала. При принятии решения о снижении издержек, текущий показатель будет подвержен изменениям сильнее других, так как обычно в практике мероприятия по снижению затрат начинаются именно с сокращения статьи «управленческие расходы».

Рентабельность продаж

где прибыль от продаж – доход от продажи за вычетом себестоимости, управленческих и коммерческих расходов.

Анализ рентабельности EBITDA

Завершает ряд важных «менеджерских» показателей для анализа рентабельности предприятия рентабельность EBITDA. Его отличие от рентабельности продаж заключается в корректировке на прочие доходы и расходы, не связанные непосредственно с продажами. Наглядным примером может быть реализация непрофильных активов или списание бракованных материалов со склада. Как правило, отличия в динамике рентабельности продаж и EBITDA вызвано именно разовыми операциями, включая существенные незапланированные транзакции.

Рентабельность EBITDA

где EBITDA – прибыль от продаж с учетом прочих доходов/расходов до вычета процентов, налогов и амортизации.

Анализ влияния на рентабельность процентов, амортизации и налогов

Вторая группа показателей рентабельности операционной деятельности позволяет получить информацию о влиянии неконтролируемых менеджером факторов на прибыль компании. При этом под «неконтролируемостью» подразумевается исключительно источник возникновения расхода. Данное обстоятельство не может помешать менеджменту предпринять действия в рамках закона в целях внесения корректив в эти операционные расходы (рефинансировать долг, а также оптимизировать кредитную, учетную, налоговую политики).

Рентабельность по EBIT

Рентабельность по EBIT

где EBIT – прибыль от продаж с учетом прочих доходов / расходов до вычета процентов и налогов.

Рентабельность EBT

Рентабельность EBT

где EBT – прибыль от продаж с учетом прочих доходов / расходов до вычета налогов.

Рентабельность по чистой прибыли

Рентабельность по чистой прибыли

Рентабельность активов и капитала

Мониторинг рентабельности продаж и производства позволяет сопоставить динамику факторов операционной деятельности в различных периодах. Для комплексного анализа рентабельности и прибыльности фирмы необходимо дополнительно оценить эффективность использования ресурсов предприятия и инвестиционную привлекательность бизнеса. Данный этап реализуется посредством расчета следующих показателей:

  • рентабельность активов;
  • рентабельность чистых активов / собственного капитала.

Анализ рентабельности активов

Подавляющее большинство существующих бизнесов действуют в условиях рынка монополистической конкуренции, для которого характерна борьба субъектов за объем продаж и оптимальное ценообразование. Залогом успеха в управлении такого предприятия является эффективность использования текущих ресурсов, включая оборачиваемость. Оценивать эту эффективность следует с помощью коэффициента рентабельности активов:

Анализ рентабельности активов

где ЧП – Чистая прибыль,

% – процентные платежи,

Ставка НП – ставка налога на прибыль в виде десятичной дроби (0,2),

Активы – Совокупные активы.

Назначение данной формулы – расчет рентабельности активов без учета источников финансирования предприятия. Таким образом, во-первых, удается вычислить истинную эффективность менеджмента, независимо от текущего кредитного обременения предприятия. Во-вторых, элиминация фактора дифференциации источников ресурсов (собственные, заемные), позволяет сравнить рентабельность активов различных предприятий в сопоставимых условиях. Иными словами, если применять формулу без учета процентов (как отношение чистой прибыли к активам), то компания «А» (с кредитами/займами) с рентабельностью 10% (условно) может быть более эффективной (прибыльной), чем компания «Б» (без кредитов/займов) с рентабельностью 15% (условно). Значение активов в формуле можно взять в виде средневзвешенной суммы за период, соответствующий операционным данным в числителе. В некоторых случаях требуется более точные вычисления средней суммы активов. Это характерно для предприятий в начале и конце жизненного цикла, а также при диверсификации и реструктуризации бизнеса.

Интересы акционеров: анализ рентабельности чистых активов

Показатели рентабельности чистых активов (собственного капитала) считается самым главным показателем для владельцев компании, поскольку раскрывает норму прибыли на имущество владельцев, вложенное в бизнес.  Под чистыми активами понимаем разницу между суммарными активами и обязательствами. Зачастую используется как синоним собственного капитала.

В общем виде это отношение чистой прибыли к собственному капиталу:

Рентабельность собственного капитала

Показатель рентабельности собственного капитала сложен для анализа тем, что сочетает в себе элементы трех измерений отчетности: результаты операционной деятельности (выручка, чистая прибыль), ресурсы (активы) и источники финансирования (собственный капитал). В практике финансов широко применяется «формула Дюпона» в целях факторного анализа доходности акционеров.

Рентабельность собственного капитала по формуле Дюпона

где Оба – оборачиваемость активов – интенсивность использования всех имеющихся активов (ресурсов) компании,

Финансовый рычаг – отношение заемного капитала к собственным средствам,

Операционная эффективность измеряется рентабельностью чистой прибыли (норма дохода акционеров с продажи без учета налога на дивиденды).

Эффективность использования ресурсов определяется через оборачиваемость суммарных активов, вне зависимости от источников образования (финансирования) этих активов. Хорошие показатели оборачиваемости обеспечивают предприятию достаточный уровень ликвидности и платежеспособности.

Третьим составным элементом формулы Дюпона выступает финансовый рычаг – доля собственного капитала в источниках финансирования (либо отношение заемного капитала к собственному). Назначение финансового рычага –  увеличение прибыли за счет изменения структуры пассивов. Таким образом, если предприятие показывает прибыль и есть возможности наращивания объема сбыта, увеличение доли заемного капитала будет целесообразно до тех пор, пока рост процентов не превышает динамики роста прибыли. При этом важно помнить, что формула Дюпона использует только данные бухгалтерского/управленческого учета и не учитывает, к примеру, риски финансовой устойчивости из-за привлечения дополнительного объема заемных средств.

Внешние и внутренние факторы рентабельности

Все причины, влияющие на рентабельность предприятия, можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы являются неконтролируемыми, предприятие может спрогнозировать их или попытаться несущественно изменить часть из них, но в целом они не зависят от деятельности конкретной фирмы:

  • цены,
  • тарифы,
  • налоговые ставки и сборы,
  • объем рынка,
  • покупательная способность,
  • инфляция,
  • курсы валют,
  • минимальный размер оплаты труда,
  • законы обязательные к применению,
  • рыночные и макроэкономические тенденции.

Внутренние факторы по природе происхождения являются контролируемыми – предприятие непосредственно участвует в их создании и управлении. К ним относятся:

  • капитальные вложения,
  • объем производства,
  • ценообразование,
  • автоматизация,
  • качество материалов,
  • внутренние регламенты и политики (кадровая, маркетинговая, учетная, налоговая, кредитная и другие).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль