Как инвентаризировать незавершенное производство при позаказном выпуске продукции

74
Как инвентаризировать незавершенное производство при позаказном выпуске продукции
Без инвентаризации незавершенного производства не получится точно оценивать его стоимость, контролировать качество учета и бороться с хищениями. О том, как подготовиться к ней и как провести – подробно в наших рекомендациях.

Как инвентаризировать незавершенное производство при позаказном выпуске продукции

Инвентаризация незавершенного производства (НЗП) необходима, чтобы:

  • оценивать эти активы;
  • проверять их сохранность, в том числе чтобы предотвращать хищения и сокрытие брака;
  • контролировать правильность учета движения полуфабрикатов в производстве, в том числе удостовериться, что НЗП верно измеряют и взвешивают, корректно оформляют выработку, передачу полуфабрикатов между рабочими местами и подразделениями.

От того, какие из перечисленных задач нужно решить компании, зависят методы и порядок инвентаризации.

Как определить периодичность и масштабы инвентаризации незавершенного производства

Инвентаризируйте незавершенное производство в полном объеме по итогам каждого месяца, квартала и года, если выполняется одно из условий:

1. Себестоимость готовой продукции на предприятии рассчитывают на основе данных о стоимости НЗП.

2. Количество объектов инвентаризации каждого производственного подразделения не превышает 1000 единиц, при этом на инвентаризацию выделяют одни сутки.

Помимо продукции, не прошедшей всех стадий обработки, и недоукомплектованных изделий, не забудьте включить в состав НЗП:

  • полуфабрикаты собственного производства, которые поступили из другого производственного подразделения и работа над которыми еще не началась;
  • материалы, которые передали в производство, но еще не начали обрабатывать, – если в соответствии с учетной политикой затраты на материалы признают в момент передачи ресурсов на рабочие места.

Если по учетной политике затраты на материалы признают в момент фактического использования ресурсов, то до этого ресурсы квалифицируют именно как материалы. Тогда они не относятся к объектам инвентаризации НЗП.

Помимо плановых проверок по окончании отчетного месяца, квартала, года, проводите внезапные инвентаризации в течение периода. Проверяйте активы выборочно, не в полном объеме, чтобы тратить меньше времени.

Какие объекты проверять при выборочной инвентаризации незавершенного производства

Если из-за большого количества объектов и ограниченного времени предстоит провести выборочную инвентаризацию, определите, что именно проверять. Для каждого производственного подразделения решите, сколько объектов инвентаризировать. Воспользуйтесь одним из подходов:

1. Задать количество объектов инвентаризации целевым образом.

2. Рассчитать количество объектов исходя из трудоемкости инвентаризации одного объекта, выделенного на инвентаризацию времени и количества проверяющих.

Формула. Расчет количества объектов выборочной инвентаризации

КОВИ = ПП х Т х КП

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  КОВИ

Количество объектов выборочной инвентаризации

нат. ед.

Результат расчета

  ПП

Производительность проверяющих

ед./ч

Данные хронометража

  Т

Время, выделенное на инвентаризацию

ч

Приказ уполномоченного руководителя компании

  КП

Количество проверяющих или рабочих групп, которые в одно и то же время инвентаризируют разные объекты

чел. (групп)

Приказ уполномоченного руководителя компании

Определив объем инвентаризации, выберите, какие конкретно объекты (группы) проверять. Высший приоритет имеют:

  • объекты, которые в отчетном периоде не перемещались в рамках технологической цепочки и в отношении которых не производили никакие работы;
  • полуфабрикаты и не оконченные сборкой узлы, имеющие самую высокую стоимость и (или) наибольшую трудоемкость изготовления;
  • объекты на первом и последнем участке технологической цепочки. Объекты на этих участках необходимо инвентаризировать полностью, на прочих участках допустима выборочная проверка;
  • излишки и недостачи, выявленные в ходе предыдущих инвентаризаций: рабочие места, операции и полуфабрикаты, по которым были отклонения.

Если рассмотренные выше приоритеты не подходят к конкретной ситуации, используйте «равномерное» распределение – проверкой нужно охватить все виды (группы) полуфабрикатов, которые производят в цехе, все виды технологических операций и все технологические участки.

Как подготовиться к инвентаризации незавершенного производства при позаказном выпуске продукции

Сформируйте инвентаризационную комиссию, включив в нее представителей производства, планового отдела, бухгалтерии. Необходимо оформить приказ по предприятию об образовании инвентаризационной комиссии, ее составе и сроках инвентаризации.

Комиссия должна составить план инвентаризации, определив:

  • сроки инвентаризации по предприятию в целом и по отдельным подразделениям;
  • перечень лиц, ответственных за инвентаризацию в отдельных подразделениях и местах хранения;
  • количественный и профессиональный состав рабочих групп, которые непосредственно проведут опись НЗП;
  • содержание и сроки подготовительных работ;
  • перечень и количество необходимых бланков и инструкций.

Поскольку на инвентаризацию отводится ограниченное время, а ошибки сложно обнаружить и исправить, предусмотрите достаточное количество исполнителей. Важно, чтобы они хорошо знали производственный процесс в данном подразделении и участвовали в подготовительных работах.

Подготовьте для участников рабочих групп краткие, конкретные инструкции и ознакомьте с ними сотрудников. Инструкции нужно разработать индивидуально для каждого подразделения, учесть особенности их технологических процессов.

За несколько дней до инвентаризации нужно организовать подготовительные работы в цехах и на складах НЗП (полуфабрикатов):

  • проверить наличие сопроводительной документации с указанием реквизитов детали или узла на всех местах нахождения НЗП;
  • распорядиться, чтобы полуфабрикаты уложили в таком порядке, чтобы можно было быстро их подсчитать;
  • проверить, подлежат ли полуфабрикаты использованию в производстве. Устаревшие и отмененные конструкции, аннулированные заказы, производственный брак нужно выявить и разместить отдельно;
  • вернуть из цехов на склады и в материальные кладовые остатки материалов, убрать отходы.

Поручите бухгалтерии и планово-производственному (диспетчерскому) отделу сверить данные о действующих заказах. Нужно выделить заказы с длительным сроком действия, а также те, по которым в течение последних трех месяцев не было движений.

Как провести опись незавершенного производства при позаказном выпуске продукции

Инвентаризацию (опись) незавершенного производства можно провести одним из способов – заполнить инвентарные ведомости (см. пример) или использовать ярлыки.

Каждая рабочая группа заполняет свою ведомость на вверенном участке инвентаризации, последовательно внося в строки информацию об объектах.

Недостатки использования ведомостей: легко допустить и трудно заметить ошибку – пропустить объект или внести его в ведомость дважды.

Чтобы избежать ошибок, можно описывать незавершенное производство с помощью специальных карточек – ярлыков. Ярлык содержит реквизиты:

  • наименование документа – инвентарный ярлык;
  • № документа – порядковый номер ярлыка;
  • цех и отделение (участок) – где находится объект НЗП;
  • деталь, узел, материал – наименование и (или) номер детали, узла, материала;
  • заказ – номер производственного заказа;
  • № чертежа детали или узла;
  • операция – номер и название операции, на которой находится деталь, узел или переданные в производство материалы;
  • количество в натуральном измерении – в штуках, по весу и т. д.;
  • дата составления описи;
  • подпись лица, составившего ярлык.

Каждая рабочая группа получает необходимое количество ярлыков. В процессе инвентаризации в ярлык вносят все необходимые данные об объекте. Затем ярлык прикрепляют к объекту (или помещают на него). При описи полуфабрикатов устаревших и отмененных конструкций нужно использовать карточки иного цвета или на лицевой стороне делать определенную отметку.

Когда проверяющие завершают подсчет и заполнение ярлыков, руководитель инвентаризации по данному подразделению проверяет, на все ли объекты повесили ярлыки, и выборочно просматривает, верно ли заполнены реквизиты, точны ли подсчеты.

По окончании работ инвентаризационная комиссия принимает результаты по каждому производственному подразделению. Если ошибок много, предстоит сплошная проверка произведенной работы.

По окончании приемки руководитель инвентаризации на каждом из участков снимает ярлыки, сортирует их по номерам деталей и узлов, в пределах деталей – по операциям, по заказам или по другим аналитическим разрезам. Рассортированные ярлыки направляют в учетную или планово-производственную службу, где по каждому цеху составляется реестр инвентарных ярлыков (см. пример). Реестры подписывают начальники цехов.

Определив результаты инвентаризации, комиссия должна установить причины излишков и недостач, выявить персонально виновников. Конечные результаты инвентаризации фиксируют в акте (протоколе) инвентаризационной комиссии, в котором, помимо размера излишков и недостач, указывается, почему они возникли и как их списывать.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль