Система бизнес-аналитики для проактивного управления финансовым результатом

1056
Система бизнес-аналитики для проактивного управления финансовым результатом
Морозова Ольга
эксперт компании Intersoft Lab, к.т.н., доцент кафедры «Бизнес-информатика» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Intersoft Lab - российский поставщик программного обеспечения и консультационных услуг в области управления эффективностью бизнеса.

В этой статье посмотрим на проблему управления финансовым результатом предприятия с точки зрения информационной составляющей процессов финансового планирования и подготовки управленческой отчетности.

Сегодня «проактивное управление» это не только модное словосочетание, это важная управленческая парадигма, позволяющая предприятию не просто выживать, но и развиваться в условиях высоковолатильного рынка и частых законодательных изменений. Играть на опережение сложно и практически невозможно без современных инструментов работы с данными, речь идет об инструментах сбора и консолидации данных первичного учета, инструментах обеспечения качества данных, инструментах обогащения и трансформации данных, инструментах формирования управленческих отчетов (в том числе интерактивных), инструментов прогнозирования, моделирования и пр.

В этой статье мы посмотрим на проблему управления финансовым результатом предприятия с точки зрения информационной составляющей процессов финансового планирования и подготовки управленской отчетности.

В статье использованы результаты масштабного1 исследования «Enterprise Performance Management» (управление эффективностью бизнеса), проведенного компанией KPMG совместно с экспертами глобальной ассоциации профессионалов в области финансов и учета ACCA (THE ASSOCIATION OF CHARTERED CERTIFIED ACCOUNTANTS) в 2015-2016 гг.

Реалии сегодняшнего дня

Ситуация, когда финансовые планы создаются без учета фактической эффективности подразделений, бизнесов, брендов, продуктов, услуг, клиентов, каналов сбыта и ключевых бизнес-процессов является широко распространенной. При этом целевые финансовые показатели не всегда понятны заинтересованным сторонам, средства распределяются неоптимальным образом, а бюджет P&L заранее обречен на невысокий процент выполнения. Неэффективный процесс финансового планирования естественным образом отражается на финансовых результатах предприятия.

Образуется некий «порочный круг»: планирование ведется без детального анализа достигнутых финансовых результатов и прогнозирования возможных сценариев, реализация планов выполняется без оперативной оценки текущей эффективности в необходимых аналитических разрезах, адекватной корректировки оперативных планов не выполняется, фактические финансовые результаты (чаще всего по ЦФО) оцениваются необъективно на основании простейших моделей распределения расходов, и это приводит к погрешностям в новом цикле планирования. По словам бывшего генерального директора General Electric Дж. Уэлша бюджет в том виде, в котором он ведется в большинстве компаний, ограничивает возможности и останавливает рост. Часто компании выигрывают вопреки своему бюджету, чем благодаря ему.

Хрестоматийными проблемами финансового управления являются:

  1. Низкая достоверность данных первичного учета, их недостаточная детальность и недостаточная оперативность предоставления.
  2. Нереалистичность формируемых финансовых планов (нередко принимаются финансовые планы с дефицитом 30-60%), и как следствие их нереализуемость. Здесь просматривается связь проблемой достоверности и гранулярности первичных данных.
  3. Низкая оперативность планирования. Налицо связь с проблемой оперативности получения данных.
  4. «Непрозрачность» планов для заинтересованных лиц (руководства, исполнителей). Также связана с проблемой 1.
  5. Недостаточный контроль за исполнением планов (в том числе недостаточный контроль за использованием денежных средств). Связана с проблемой 1.

Пути решения указанных проблем известны (часто они лежат в методической и организационной плоскостях, часто в области автоматизации), однако решить их удается далеко не всем предприятиям. Вот несколько примеров.

Известно, что эффективность\доходность\рентабельность желательно оценивать не только в целом по предприятию, но и по отдельным объектам учета: подразделениям, центрам финансовой ответственности, продуктовым группам и отдельным продуктам, клиентам, клиентским сегментам, сотрудникам и т.п. что позволяет управлять ассортиментной и ценовой политикой, политикой взаимодействия с клиентами, качественно планировать, выстроить систему мотивации персонала и пр.

Однако сегодня только 45% компаний знают, кто является их самым доходным клиентом, только треть компаний оценивает эффективность каналов обслуживания\каналов продаж, менее трети компаний оценивают эффективность контрактов и всего 13 % эффективность поставщиков. Почти треть предприятий (28%) не оценивают даже эффективность своих продуктов и услуг. Заметим, что это статистика получена по выборке, в которой 60% составляют крупные западные предприятия с годовым доходом более 100 млн$.

Известно, что для точной оценки финансового результата в разрезе объектов учета необходимо распределить между ними накладные и общехозяйственные расходы. Финансовый результат зависит от методики и пропорции распределения, определяемых особенностями учетной политики и практики корпоративного управления.

Однако, 2/3 предприятий распределяют расходы на основании директивно установленной пропорции, вместо дающего более объективные результаты распределения по кост-драйверам. Используемые методы распределения, как правило, непрозрачны для потребителей результатов расчета.

Известно, что управленческие решения должны приниматься на основе анализа релевантной информации.

Однако, до сих пор почти 40% управленческих решений принимаются интуитивно. Использование в управленческих отчетах внешних данных до сих пор остается неразрешимой проблемой чаще всего (в 36% случаев) из-за качества и объема внешних данных, стоимости решения (12% респондентов), существующей ИТ-инфраструктуры (9% респондентов). 45% управленческих отчетов выпускаются по данным одной учетной системы. Использование аналитики данных в процессе бюджетирования и финансового планирования также вызывает затруднения. В то время как объемы накопленных данных стремительно растут, основным препятствием на пути интеграции внешних и внутренних данных для использования в процессе планирования является их качество. Только пятая часть предприятий использует аналитические инструменты для быстрого анализа данных в процессе финансового планирования и бюджетирования. Редко применяются инструменты прогнозной аналитики для изучения и интерпретации неструктурированных массивов данных.

Известно, что уровень автоматизации в области финансовой деятельности предприятий лидирует по сравнению с уровнем автоматизации других областей таких как производство, документооборот, маркетинг, продажи. Так, более 70% респондентов эксплуатируют специализированное ИТ-решение (не Excel) для подготовки финансовой и управленческой отчетности.

Однако, около 20% предприятий не имеют специализированных решений для выпуска управленческой отчетности, и почти 60% предприятий используют только электронные таблицы для финансового планирования. Достаточно часто инвестиции в специализированные решения не оправдывают ожиданий, почти половина респондентов отметила, что ожидали большего эффекта, а 6% даже вернулись к старой полу-ручной технологии подготовки отчетов и планирования с использованием электронных таблиц.

Резюмируя приведенные факты, отметим, что задача обеспечения бизнес-пользователей качественными, своевременно предоставленными финансовыми данными пока не решается системно в рамках задачи управления данными в масштабе предприятия. Попытки внедрения отдельных специализированных решений (бюджетирование, системы репортинга), игнорирующие сложнейшую задачу подготовки данных приводят к тому, что удобства чудо-системы перевешиваются проблемами, возникающими в процессе ее эксплуатации.

Чем поможет система бизнес-аналитики

Система бизнес-аналитики является необходимым артефактом для движения в сторону проактивного управления финансовым результатом предприятия.

Во-первых, она позволит преодолеть основную причину низкой оперативности и недостоверности первичных данных, связанную с отсутствием сквозной интеграции между различными системами сбора и обработки информации, а также с использованием разрозненных технологий подготовки исходных данных. Сбор данных из учетных систем в корпоративное хранилище данных выполняется с помощью средств пакетной интеграции, существенно ускоряющих консолидацию данных, особенно для распределённых холдинговых структур. Предприятие получает важнейшую составляющую для построения современной дата-центричной ИТ-инфраструктуры, а также унифицированную технологию накопления качественной управленческой информации, полезной всем уровням менеджмента.

Во-вторых, система бизнес-аналитики обеспечит контроль качества данных, используемых для принятия решении. Поступающие из учетных систем «сырые» данные проходят систему обязательных проверок, как чисто технических (контроль целостности, согласованность и пр.), так и проверок по бизнес-правилам. Ошибки в данных исправляются.

В-третьих, правильно спроектированная система бизнес-аналитики снизит проблему недостаточной гранулярности данных. Если первичные данные не имеют некоторых аналитических признаков или дополнительных реквизитов, данные могут пройти процедуру обогащения. Процедура присвоения значений дополнительным аналитическим признакам (например, принадлежность к продуктовой группе, региону, группе риска) может выполняться автоматически по заранее определенным бизнес-правилам или вручную.

В четвертых, система бизнес-аналитики упростит и ускорит получение необходимых для анализа данных, доступ к данным будет осуществляться по единой технологии. Первичные данные будут использоваться в хранилище данных для автоматического расчета сложных финансовых показателей для внешней и внутренней отчетности. Автоматически выполняется также агрегирование показателей, например, месячный, квартальный и годовой баланс; суммирование данных по организационной иерархии, например, вычисление финансового результата бизнес-направления на базе результатов ЦФО; расчет производных показателей, таких как прибыльность, рентабельность и пр. в любых аналитических разрезах.

Существует немало примеров удачных внедрений систем бизнес-аналитики с целью расчета финансового результата.

Так в 2016 году в Новикомбанке - базовом банке ГК Ростех, был успешно заверен проект внедрения системы управления эффективностью бизнеса на платформе «Контур». Автоматизирован расчет финансового результата по подразделениям, точкам продаж и клиентам. Финансовый результат рассчитывается с учетом разнесения косвенных расходов инфраструктурных подразделений банка. Перераспределение расходов выполняется в 4 этапа, состоящих из 36 шагов, с использованием 47 кост-драйверов. Возможность выполнить обратную трассировку расчета и просмотреть результаты отнесения расходов на каждом шаге дает понимание структуры расходов, влияющих на финансовый результат. Сократилась длительность цикла подготовки комплекта управленческих отчетов за счет автоматизации процессов сбора и выверки исходных данных, автоматизации расчетов, использования механизмов управляемой пользователем автоматической реклассификации счетов, отказа от операций подготовки детализаций отчетов и аналитических расшифровок по запросам пользователей. Финансовое управление и топ-менеджеры банка получили возможность контролировать финансовый результат банка с большей детальностью, и с большей оперативностью.

По мнению экспертов Эрнст энд Янг «в ближайшие годы следует ожидать роста инвестиций не столько в ERP-системы, сколько в системы гибкой финансовой аналитики, которые будут надстройкой по отношению к имеющимся системам первичного учета и накопления транзакционных данных».


1 В опросах участвовало более 2,5 тыс. представителей финансовых служб, представляющих предприятия разного масштаба из 120 стран мира.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль