Как оценить экономию от создания распределительных складов

68
Как оценить экономию от создания распределительных складов
Если у компании несколько торговых филиалов, вовсе не обязательно в каждом хранить товар, можно создать единый распределительный склад. О том, какие расчеты помогут качественно обосновать такой проект, – подробно в наших рекомендациях.

Как оценить экономию от создания распределительных складов

Объемы складских запасов – причина конфликтов во многих компаниях. Служба продаж зачастую стремится запастись товарами на все случаи жизни, оправдывая это тем, что в любой момент времени нужно быть готовым исполнить заказ покупателя. Для финансового директора это означает неконтролируемый рост запасов и, как следствие потерю ликвидности. Ситуация усложняется еще больше, если в компании не один склад, да и на территории магазинов тоже накапливаются товарные остатки. Но компромиссный вариант, который устроит всех, есть. Например, объединить все страховые запасы компании и выделить для их хранения один склад – распределительный центр. Никакой торговли на нем вестись не будет, только отгрузка товаров на другие склады или в магазины. Естественно, чтобы распределительный центр не превратился в еще одно место накопления избыточных запасов, нужно определить тот оптимальный объем складских остатков, который будет в нем храниться. При этом следует не забыть учесть динамику продаж по каждому филиалу (или магазину).

Для оптимизации запасов, находящихся в распределительном центре, нужно сделать следующее:

  • рассчитать для него страховой запас;
  • определить потребность в пополнении запасов.

Как рассчитать страховой запас для распределительного склада

Страховой запас распределительного центра определяется по формуле:

Формула 1. Расчет страхового запаса товара для распределительного склада

Как оценить экономию от создания распределительных складов

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  СЗрц

Страховой запас распределительного центра

нат. ед.

Результат расчета

  П

Время доставки товара от поставщика в распределительный центр

дн.

Служба закупок

  i

Порядковый номер торгового филиала компании

ед.

Определяется общим количеством торговых филиалов в компании

  N

Общее количество торговых филиалов в компании

ед.

Коммерческая служба

  М

Максимальный объем продаж за день по компании в последнем отчетном периоде

нат. ед.

Коммерческая служба

  Пi

Время доставки товара из распределительного центра в i-ый филиал

дн.

Транспортный отдел

  Mi

Максимальный объем продаж за день в i-ом филиале за последний отчетный период

нат. ед.

Коммерческая служба

Если есть сомнения в оптимальности рассчитанного страхового запаса распределительного центра, его можно сравнить с суммарным страховым запасом компании, который пришлось бы поддерживать, если бы у каждого филиала был свой склад.

Формула 2. Расчет суммарного страхового запаса

Как оценить экономию от создания распределительных складов

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  ССЗф

Суммарный страховой запас в филиалах

нат. ед.

Результат расчета

  i

Порядковый номер торгового филиала компании

ед.

Определяется общим количеством торговых филиалов в компании

  N

Общее количество торговых филиалов в компании

ед.

Коммерческая служба

  Пi

Время доставки товара из распределительного центра в i-ый филиал

дн.

Транспортный отдел

  Mi

Максимальный объем продаж за день в i-ом филиале за последний отчетный период

нат. ед.

Коммерческая служба

Как оценить потребность распределительного склада в пополнении запасов

Поскольку у распределительного склада по сравнению с магазинами и филиалами совсем небольшое количество клиентов (только торговые подразделения компании), рассчитать объемы заказов поставщикам и даты начала поставок несложно. Потребность распределительного центра в пополнении запасов – не что иное, как сумма потребностей всех обслуживаемых им филиалов и магазинов. Но при этом следует принять во внимание два важных момента:

  • отгрузки товара одному филиалу не должны проводиться в ущерб продажам другого (за счет складских остатков последнего);
  • на доставку товара из распределительного центра к месту продаж тоже требуется время.

Потребность распределительного склада в пополнении запасов определяется по формуле 3.*

* Для получения корректных результатов отрицательные величины в формулах меняются на ноль.

Формула 3. Расчет потребности распределительного склада в пополнении запасов

Как оценить экономию от создания распределительных складов

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  ППЗрц

Потребность распределительного склада в пополнении запасов

нат. ед.

Результат расчета

  i

Порядковый номер торгового филиала компании

ед.

Определяется общим количеством торговых филиалов в компании

  N

Общее количество торговых филиалов в компании

ед.

Коммерческая служба

  П

Время доставки товара от поставщика в распределительный центр

дн.

Служба закупок

 Ci

Средние продажи в i-ом филиале за день

нат. ед.

Служба сбыта, отчеты о продажах

  Орц

Текущий остаток товара в распределительном центре

нат. ед.

Отчет об остатках товара

  O1i

Прогнозный остаток товара в i-ом филиале к моменту, пока его не доставят от поставщика в распределительный центр, а затем и на склад филиала

нат. ед.

Рассчитывается по формуле 4

  O2i

Прогнозный остаток товара в i-ом филиале к тому моменту, пока его не доставят из распределительного центра

нат. ед.

Рассчитывается по формуле 5

Формула 4. Расчет прогнозного остатка товара в филиале к моменту, пока его не доставят от поставщика в распределительный центр, а затем и на склад филиала

Как оценить экономию от создания распределительных складов

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  O1i

Прогнозный остаток товара в i-ом филиале к моменту, пока его не доставят от поставщика в распределительный центр, а затем и на склад филиала

нат. ед.

Результат расчета

  i

Порядковый номер торгового филиала компании

ед.

Определяется общим количеством торговых филиалов в компании

  Oi

Текущий остаток в i-филиале

нат. ед.

Отчет об остатках товара

  П

Время доставки товара от поставщика в распределительный центр

дн.

Служба закупок

  Пi

Время доставки товара из распределительного центра в i-ый филиал

дн.

Транспортный отдел

  Ci

Средние продажи в i-ом филиале за день

нат. ед.

Служба сбыта, отчеты о продажах

Формула 5. Расчет прогнозного остатка в филиале к тому моменту, пока его не доставят из распределительного центра

Как оценить экономию от создания распределительных складов

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  O2i

Прогнозный остаток товара в i-ом филиале к тому моменту, пока его не доставят из распределительного центра

нат. ед.

Результат расчета

  i

Порядковый номер торгового филиала компании

ед.

Определяется общим количеством торговых филиалов в компании

  Oi

Текущий остаток в i-филиале

нат. ед.

Отчет об остатках товара

  Пi

Время доставки товара из распределительного центра в i-ый филиал

дн.

Транспортный отдел

  Ci

Средние продажи в i-ом филиале за день

нат. ед.

Служба сбыта, отчеты о продажах

Когда оправдано создание сети распределительных центров

Если компания крупная, то вполне возможно, что одного распределительного центра окажется недостаточно, потребуется создать целую сеть. Например, центральный распределительный центр обслуживает региональные, а те в свою очередь – городские, из которых товары непосредственно попадают в магазины компании.

Такая схема поставок более гибкая и управляемая, а главное – позволяет снизить размер страховых запасов на каждом звене поставки. Кроме того, как правило, аренда складских площадей для городского распределительного центра обходится дешевле, чем аренда торговых площадей магазинов. Недостаток, о котором стоит упомянуть, – усложнение расчетов при определении потребности в поставках. Понадобится сначала вычислить объем поставок в городские распределительные центры, затем – в региональные, и только в финале – уже в центральный. Но получаемая экономия того стоит.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль