Оценка финансового состояния предприятия

386
Оценка финансового состояния предприятия
Кочешков Андрей
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
Оценка финансового состояния предприятия дает срез ресурсной базы на конкретный момент времени и позволяет делать обоснованные выводы и предположения о возможностях роста бизнеса, масштабировании, о потенциале компании для финансирования.

В каких случаях необходима оценка финансового состояния предприятия

Стратегия предприятия определяется не только рыночными возможностями, технологическими трендами, конкурентной средой, миссией или целями компании, но и ресурсами, которые оно обладает. Ресурсы, наравне с платежеспособным спросом, являются ключевым ограничением стратегии предприятия. Причем к ресурсам можно отнести не только имеющиеся активы, но и потенциальные: возможности акционеров по поддержке собственной компании, по привлечению кредитов и инвестиций, возможности по привлечению высококвалифицированного и, соответственно, дорогостоящего персонала. Топ-менеджменту необходимо иметь эффективный инструментарий по измерению ресурсной базы предприятия.

Ни один инвестор не вложит свои средства в компанию с высокой задолженностью. Партнеры, особенно крупные компании, не будут связываться с поставщиком, зная о его проблемах с платежами – высока вероятность, что новый партнер потратит авансы не на производство, а на покрытие текущих платежей, а это потенциальный риск сбоя в поставках. Высококвалифицированный специалист не будет рисковать карьерой и личным брендом, переходя на работу в компанию, с большой вероятностью банкротства в ближайшие месяцы. Таким образом, нет сомнений, что оценка финансового состояния – это очень значимый инструмент принятия решения как для компании и ее руководства, так и для внешних пользователей и потенциальных

Вопрос эффективности деятельности для целей анализа финансового состояния не является приоритетом и его можно опустить, ограничившись определением прибыльности.

Определение границ понятия «финансовое состояние» предприятия

Термин «финансовое состояние предприятия» можно трактовать очень широко. Так, под ним можно понимать и только финансовую устойчивость компании и целый комплекс критериев. Поэтому надо определить цели и соотнести их со стоимостью в деньгах и человеко-часах осуществления такого анализа.

Начать стоит с анализа прибыльности компании. Если бизнес устойчиво убыточен, текущие показатели уже вторичны. Следующим по важности является оценка способности компании оплачивать текущие расходы, то есть ликвидность бизнеса. Затем необходимо понять, как финансируется бизнес, является ли источником прибыль или это постоянные вливания собственника, а может быть кредиты? Если кредиты – долгосрочные или краткосрочные? Следующий вопрос: какими активами обладает бизнес, что они из себя представляют?

Вопрос эффективности деятельности для целей анализа финансового состояния не является приоритетом и его можно опустить, ограничившись определением прибыльности.

Таким образом, методика оценки финансового состояния предприятия должна содержать анализ:

  • возможностей для бизнеса приносить прибыль;
  • способности компании оплачивать текущие расходы;
  • источников финансирования;
  • активов компании;

Скачайте и возьмите в работу:

Иконка PDFПорядок подготовки заключения о финансовом состоянии компании

Иконка PDFПоложение о формировании прогноза финансового состояния

Возможности бизнеса генерировать прибыль

Для оценки финансово экономического состояния предприятия сначала необходимо проанализировать отчеты о прибылях и убытках за несколько периодов. Что мы хотим увидеть и понять:

  1. Получает ли компания прибыль, если нет, какова прибыль до уплаты налогов и амортизации (EBITDA).
  2. Оценить прибыль и EBITDA компании ретроспективно и перспективно, чтобы понять, как долго компания получает прибыль, какая у нее динамика и сохранится ли эта динамика в будущем согласно прогнозам?
  3. Посмотреть структуру выручки в разрезе расходов, в том числе динамику структуры. То, как растет доля того или другого типа расходов может многое сказать об управлении: например, рост доли себестоимости в выручке может говорить о том, что нарушаются технологии, неэффективно используются ресурсы, растет доля брака, падает производительность персонала.
  4. Изучить маржинальность бизнеса по ассортименту продукции, возможно там сокрыт рецепт повышения прибыли или выхода из убытков – какие-то товары генерируют убытки и от их производства следует отказаться в пользу более маржинальных или высвободить ресурсы для запуска новых наименований, которые могут стать повысить доходность всего портфеля брендов.

Получив эту информацию, мы сможем сделать обоснованные выводы о том, находится ли компания в «красной зоне» или нет! А если компания убыточна, возможна ли более радужная перспектива и какие параметры должны быть изменены, какие изменения дадут наибольший эффект.

Способность компании оплачивать текущие расходы

Получив представление о прибыльности бизнеса, надо понять есть ли у него средства на ведение текущей деятельности и резервы для роста. Ответ даст анализ ликвидности.

Инструментарий финансового анализа дает возможность на нескольких уровнях оценить способность компании оплачивать счета:

Показатель текущей ликвидности (Ктл) оценивает сумму, которую может направить на оплату текущих обязательств компания, продав все свои оборотные активы. Для крепко стоящей на ногах компании превышение стоимости оборотных активов над суммой текущих обязательств должно составлять не менее 150%, иными словами активов должно быть в 1,5–2 раза больше чем пассивов.

Ктл = Оборотные активы / Текущие обязательства

Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) позволит оценить способность компании расплатиться с текущей задолженностью только ликвидными активами. Благоприятное представление о своей платежеспособности оставляет компания со значением коэффициента выше 1. Основное отличие Ктл от Кбл в том, что для расчета последнего из числителя убирается стоимость запасов – считается, что быстро продать запасы без потери стоимости не реально, и практика это подтверждает.

Кбл = Ликвидные активы / Текущие обязательства

Коэффициент срочной ликвидности (Ксл) покажет, насколько денежные средства и близкие им по ликвидности активы покрывают сумму текущей задолженности. В мировой практике норматив составляет 20% и выше, в России это значение должно быть выше, лучше всего при определении нормативного значения при анализе платежеспособности конкретной компании ориентироваться на отраслевые показатели, динамику и качества текущих обязательств.

Ксл = Денежные средства и эквиваленты / Текущие обязательств

Необходимо оценивать ликвидность не только в статике, как срез в динамике, чтобы увидеть общий тренд и предупредить возможные манипуляции для улучшения текущих показателей.

Оценив ликвидность, мы оценили способность расплатиться в крайнем случае с нашими кредиторами нашими активами, но это форс-мажор. В нормальном положении компании должно хватать текущих поступлений для оплаты текущих платежей. В самом начале анализа мы оценивали наличие прибыли, это значит, что все свои платежи компания оплачивает и доходов ей хватает. Но в идеальном случае эта прибыль должна 3–4 раза покрывать расходы по обслуживанию обязательств, соответствующий показатель называется коэффициентом покрытия и рассчитывается так:

Коэффициент покрытия процентов = Прибыль до уплаты процентов и налогов / Проценты.

Анализируя перспективы платежеспособности компании, имеет смысл построить прогноз денежного потока и оценить его на наличие кассовых разрывов и посчитать прогнозные значения коэффициентов ликвидности.

Платежеспособность особенно важна для кредиторов и поставщиков, так как они рассчитывают на регулярные не прерывные и безусловные платежи. Связываться с компанией которая испытывает проблемы и трудности им не выгодно и опасно.

Платежеспособность может также дополняться анализом платежной дисциплины. Не секрет, что многие компании прибегают к принципу – «тяни с оплатой до последнего», и поставщики, которые не имеют рычагов влияния на принятие соответствующих решений, по сути, финансируют деятельность нечестного контрагента.

Источники финансирования

 Платежеспособность бизнеса оцененная на основе показателей ликвидности и дисциплины платежей показывает только соотношение текущих активов и текущих пассивов, анализирует способность компании оплатить свою деятельность за счет имеющихся активов, но не показывает источник средств для финансирования этих активов.

Мы должны понять, насколько рискованный бизнес ведет компания, с точки зрения источников финансирования – чем больше привлеченный заемный капитал, тем выше риски невозврата средств. Необходимо провести оценку финансовой устойчивости бизнеса. Представление о финансовых рисках и роли заемных источников в схеме финансирования компании дает показатель финансовой зависимости (Debt Ratio):

Debt Ratio = Все обязательства / Все активы

Рассчитав показатель, мы сможем оценить, какую часть активов компания оплачивает заемными средствами.

«Зеркальный» показатель – коэффициент автономии (1-Debt Ratio) в России используется чаще, чем Debt Ratio и показывает, насколько высока роль собственных средств компании в финансировании активов. Оба показателя дают представление о структуре капитала и уровне риска. В идеале считается, что они должны быть равны между собой и составлять 0,5.

Важное значение имеет соотношение между краткосрочными и долгосрочными заемными средствами, в финансовом менеджменте этот показатель называется коэффициент краткосрочной задолженности. Нормативного значения ему финансовый менеджмент не дает, но чем выше доля краткосрочных источников – тем выше риск, тем более ликвидными должны быть активы компании.

Коэффициент краткосрочной задолженности = Краткосрочные обязательства / Долгосрочные обязательства.

Нельзя забывать о таком факторе, как эффект финансового рычага, который может служить основанием для наращивания кредитной нагрузки до того момента пока его дифференциал (разница между ставкой процента и рентабельностью активов компании) положительный.

ЭФР = (1 – Ставка налога на прибыль) × (Коэффициент рентабельности активов – Процентная ставка по кредиту) × Заемный капитал/Собственный капитал,

Все указанные показатели также необходимо исследовать в динамике и оценивать их прогнозные значения. При этом учитывая специфику отрасли, в которой работает компания – сравнивая показатели с аналогичными у конкурентов и отраслевыми значениями.

Значительные неликвидные запасы и невозвратная дебиторская задолженность – результат неэффективного менеджмента.

Активы компании

Для целей анализа ликвидности и анализа источников финансирования мы делили активы на ликвидные и не ликвидные, считали их рентабельность и это очень полезные знания для изучения самих активов.

Также важно исследовать пропорцию между оборотными и внеоборотными активами, размер, качество и динамику запасов, дебиторской задолженности – насколько они обоснованы и оправданны для данного вида деятельности и не скрыт ли в них потенциал повышения эффективности бизнеса. Значительные неликвидные запасы и невозвратная дебиторская задолженность – результат неэффективного менеджмента и, кроме того, что в них иммобилизованы значительные финансовые средства, могут требовать дополнительных затрат.

Оборачиваемость запасов и дебиторской задолженности необходимо исследовать как в динамике, чтобы определить причину их появления, так и в сравнении с отраслевыми показателями и показателями конкурентов:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях:

Кодз = (Среднегодовая дебиторская задолженность * 365) / (Выручка).

Коэффициент оборачиваемости запасов в днях:

Коз = Себестоимость реализованной продукции*365/Среднегодовая стоимость запасов

Кроме того, надо проанализировать имеющиеся активы на предмет использования их в производственном процессе и обоснованности владения им на праве собственности, часто эффективнее оказывается арендовать имущество, чем иммобилизировать существенные суммы в зданиях и других внеоборотных активах. Также в России может иметь место владение на правах собственности активами доставшимися с советских времен и не используемых ни в производственных процессах и являющихся бесполезным обременением для компании, требующим расходов на поддержание в надлежащем виде. От таких активов следует избавляться.

Проведя такой анализ, мы получим полное представление о финансовом состоянии предприятия:

  • мы будем знать приносит бизнес прибыль и достаточно ли ее для покрытия имеющихся и планирующихся платежей;
  • достаточно ли у компании активов чтобы в случае необходимости расплатиться по всем своим обязательствам;
  • как финансируется бизнес и насколько эффективны его активы.

На основе такой методики оценки финансового состояния предприятия у нас будет достаточно информации для принятия обоснованных решений в отношении инвестиций в компанию и повышению ее привлекательности в глазах сторонних пользователей информации.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль