Как регламентировать корректировку годового бюджета

125
Created by Dooder - Freepik.com
Created by Dooder - Freepik.com
Чтобы финансовому директору не пришлось постоянно отвечать на вопросы, в каких случаях и как корректировать бюджеты, как вовлечь в этот процесс сотрудников компании, правила пересмотра утвержденных планов необходимо регламентировать. Наши рекомендации помогут определиться, в каких внутренних документах закрепить процедуру, сроки и методику пересчета бюджетных показателей, а также какую информацию стоит в них отразить.

Чтобы поддерживать бюджеты в актуальном состоянии, необходимо их корректировать в соответствии с изменившимися тенденциями в деятельности предприятия, ситуацией на рынке и т. д. При этом у финансового директора может возникнуть вопрос, в каких случаях и в какой последовательности пересматривать планы.

Правила пересмотра планов необходимо закрепить во внутренних документах компании, регламентирующих бюджетирование. Это поможет руководителю финансовой службы организовать корректировку бюджета и вовлечь в нее руководителей других подразделений компании без лишних затрат времени, обеспечить правильное и своевременное выполнение расчетов, а также проконтролировать их результаты.

Как регламентировать процедуру корректировки бюджетов

Процедуру корректировки годового бюджета можно регламентировать в положении о бюджетировании компании, включив в этот документ отдельный раздел. В данном разделе нужно представить порядок согласования скорректированного бюджета. Кроме того, желательно предусмотреть ситуацию, когда предложенный проект пересмотренного бюджета не может быть принят: описать, как действовать участникам процедуры в таком случае.

Как закрепить правила документооборота при корректировке бюджета

Перечень и описание документов, которые должны быть оформлены в процессе корректировки бюджета, сроки их подготовки, список участников можно закрепить в регламенте документооборота по бюджетированию, выделив в отдельный раздел.

Подобная регламентация процедуры корректировки бюджетов позволяет руководителю финансовой службы четко контролировать ход ее выполнения и обеспечить своевременность ее завершения.

Как регламентировать методику корректировки бюджета

Чтобы упорядочить методику корректировки бюджетов, в компании стоит утвердить отдельный документ с инструкциями по пересмотру плановых показателей. В него нужно включить описание действий и алгоритмы пересчета бюджетных статей.

Разделы этого документа могут соответствовать этапам внесения поправок. Например, инструкцию по корректировке бюджета доходов и расходов можно структурировать так.

1. Общие принципы и методы корректировки бюджета.

2. Роль финансовой службы в процедуре корректировки бюджета.

3. Методика корректировки объема реализации (выручки).

4. Методика корректировки затрат на производство или закупку товаров.

5. Методика корректировки операционных расходов.

6. Методика корректировки инвестиционного бюджета.

7. Методика проверки качества корректировки и достоверности новой версии бюджета.

Корректировка выручки – основополагающий этап всей процедуры, так как от данного показателя зависят в той или иной мере все остальные составляющие бюджета доходов и расходов. Недопустимо проводить корректировку путем простого уменьшения или увеличения прогнозируемого объема продаж – это приведет к ошибкам планирования. Показатель выручки рекомендуется корректировать пошагово.

Формула. Расчет скорректированной плановой выручки

Расчет скорректированной плановой выручки

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  BCKi

Скорректированная выручка за i-й квартал (II, III или IV)

руб.

Результат расчета

  Впланi

Плановая выручка за i-й квартал (II, III или IV)

руб.

Бюджет доходов и расходов

  KBn

Поправочный коэффициент для корректировки выручки по определенной товарной группе (или виду) продукции за прошедший n-й квартал (I или II), всего рассматривается N прошедших кварталов

ед. или %

Рассчитывается по формуле

Корректировка расходов на производство или закупку товаров заключается в перерасчете себестоимости – затрат на производство или закупочных цен на товары для продажи. Их пересмотр потребуется, если изменилась плановая выручка, а также внутренние или внешние факторы деятельности компании:

  • закупочные цены;
  • скидки и бонусы, предоставляемые компании поставщиками сырья или товаров;
  • курсы валют при наличии договоров поставки в валютных ценах;
  • условия доставки ресурсов от поставщиков;
  • производственные расходы;
  • технологические потери, доля брака в произведенной продукции.

Корректировка операционных расходов – наиболее трудоемкая часть процедуры корректировки бюджета компании, так как статей операционных расходов и факторов, влияющих на их величину, может быть довольно много.

Если изменился план продаж (и, соответственно, плановая выручка), возникает необходимость пересмотра связанных с реализацией операционных расходов компании (тех, которые планировались на основе прогноза реализации). Можно пересчитать их плановые значения по соотношению с пересмотренной выручкой. Кроме того, корректируя план операционных расходов, необходимо учитывать данные об изменении внутренних или внешних факторов, влияющих на их величину.

Корректировка инвестиционного бюджета необходима, если компании требуются новые или дополнительные расходы на приобретение оборудования, развитие инфраструктуры или развитие новых направлений бизнеса, не предусмотренные при первоначальном формировании годового бюджета. Нужно учитывать, что изменение инвестиционного бюджета повлечет рост прочих расходов компании.

Правильность расчетов в пересмотренном плане будет легче проверить, если в инструкцию по корректировке бюджета включить схему взаимосвязей статей инвестиционных расходов и прочих расходов компании.

Например, корректируя стоимость и сроки покупки производственного оборудования (или внесения их в план), необходимо учесть дополнительные операционные расходы, которые появятся у компании (в т. ч. и после ввода этих объектов основных средств в эксплуатацию). Инвестиции же в развитие бизнеса, как правило, требуют еще и значительного привлечения заемных средств, что сказывается на увеличении расходов, связанных с обслуживанием кредитов.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль