Как планировать антикризисные мероприятия в торговле

100
Created by Freepik
Created by Freepik
Наши рекомендации помогут разработать план антикризисных мероприятий для торговой компании, теряющей платежеспособность и финансовую устойчивость. Они подскажут, как повысить маржинальный доход и не допустить банкротства.

В структуре баланса торговой компании основная доля приходится на оборотные активы и краткосрочные обязательства, а заемные средства в полтора раза превышают собственные – это повышает риск неплатежеспособности. Чтобы предотвратить кризис платежеспособности или минимизировать его последствия, оцените динамику финансового состояния. Если есть признаки нестабильности, заблаговременно разработайте антикризисные мероприятия:

  • пересмотрите ассортиментную политику;
  • стимулируйте продажи;
  • сократите операционные расходы;
  • реструктуризируйте дебиторскую и кредиторскую задолженности;
  • повысьте эффективность управления денежными потоками;
  • пересмотрите кадровую политику;
  • управляйте внеоборотными активами компании эффективней.

План антикризисных мероприятий оформите письменно. Когда руководитель утвердит план, контролируйте его исполнение.

Как понять, что торговой компании угрожает финансовый кризис

Прежде чем разрабатывать антикризисные мероприятия, рассчитайте финансовые показатели, сопоставьте их значения с классификацией стадий финансового кризиса. Определите, в какой стадии находится бизнес:

  • предкризисное состояние – оборотные средства компания использует менее эффективно, рентабельность падает, просроченная кредиторка увеличивается;
  • начало кризиса – бизнес приносит убытки, заемные средства растут, платежеспособность снижается;
  • кризис – нехватка сырья приводит к падению объемов продаж, платежеспособность ухудшается, возникают кассовые разрывы, просрочки по займам и кредитам, зарплату сотрудникам выплачивают с задержкой;
  • предбанкротное состояние – компания не может полностью погасить долги перед кредиторами и работниками, привлечь внешнее финансирование.

Обратите внимание, что нижняя граница нормативных значений показателей характеризует предкризисное состояние. Верхнее значение нормативов компания устанавливает самостоятельно.

Разработайте антикризисный план для каждой стадии заранее. Если финансовое состояние компании резко ухудшится, не потеряете время на планирование, а сразу приступите к реализации антикризисных мер.

Как пересмотреть ассортиментную политику торговой компании

Чтобы оптимизировать ассортимент товаров, попросите руководителя отдела продаж:

  • рассмотреть рентабельность продаж по каждой товарной группе и в разрезе номенклатуры;
  • оценить изменение покупательского спроса.

Если рентабельность номенклатурной единицы ниже средней, а спрос на товар стабильно падает, выведите из ассортимента нерентабельную продукцию – так увеличите маржинальный доход от продаж.

Как стимулировать продажи в период финансового спада торговой компании

Цель торговой компании в период спада – привлечь новых покупателей и сохранить лояльность прежних. Чтобы минимизировать падение выручки:

  • проводите целевые маркетинговые исследования – так выявите потребительские предпочтения и оцените возможности компании увеличить объемы продаж;
  • разработайте программы лояльности для ключевых клиентов – введите накопительные скидки, дисконтные карты, лотереи;
  • проведите анализ продаж и скорректируйте ценовую политику компании.

Как уменьшить операционные расходы торговой компании

Чтобы в условиях финансового кризиса торговой компании сохранить конкурентоспособность, измените структуру операционных расходов. Сократите долю постоянных затрат за счет увеличения переменных – так поддержите рентабельность в условиях спада объемов реализации.

Сокращайте операционные расходы на основе постатейного анализа их экономической эффективности. Убедитесь, что расходы не растут быстрее, чем товарооборот. Если это происходит, постатейный анализ выявит затраты, которые увеличиваются непропорционально. Выясните причины роста и оперативно устраните их. Такой контроль позволит сократить расходы не менее чем на 10 процентов и предотвратить их рост в дальнейшем.

Как реструктуризировать дебиторку и кредиторку

Пересмотрите условия расчетов с контрагентами, чтобы не допустить кассовых разрывов и просрочек. Чтобы оценить баланс дебиторской и кредиторской задолженности, разбейте дебиторов на покупателей и прочих дебиторов, кредиторов – на поставщиков и прочих кредиторов.

В каждой группе контрагентов задолженность разнесите по количеству дней отсрочки. Рассчитайте разницу между дебиторской и кредиторской задолженностью по группам.

Формула. Расчет соотношения кредиторской и дебиторской задолженностей

Расчет соотношения кредиторской и дебиторской задолженностей

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  СЗ

Соотношение задолженностей

ед.

Результат расчета

  КЗК

Краткосрочная кредиторская задолженность перед контрагентами (вся, текущая, просроченная или к списанию) на начало (или конец) периода

руб.

Управленческий баланс, отчет о структуре кредиторской задолженности

  ДЗК

Краткосрочная дебиторская задолженность (вся, текущая, просроченная или к взысканию) на начало (или конец) периода

руб.

Управленческий баланс, отчет о структуре дебиторской задолженности

Обратите внимание, что при оплате без отсрочки также возникает задолженность в один–два дня. Это связано с тем, что специалисту компании и банку для перечисления денежных средств требуется время. Например, товар поставщик отгрузил вечером, а клиент перечислил деньги только на следующий день.

Кредиторская задолженность по каждой группе не должна превышать дебиторскую. Иначе, если у компании нет свободных денежных средств, придется привлекать заемные, чтобы вовремя рассчитаться по обязательствам. Если баланс не соблюдается, реструктуризируйте кредиторскую задолженность. Пересмотрите кредитную политику, управление дебиторской задолженностью, добейтесь более выгодных условий от поставщиков.

Как повысить эффективность управления денежными потоками торговой компании

Чтобы избежать кассовых разрывов, снизить расходы по кредитам и минимизировать риск срыва поставок, повысьте эффективность управления денежными потоками. Для этого:

  • ужесточите контроль погашения дебиторской задолженности: включите показатель просроченной дебиторки в мотивацию коммерческой службы, запретите отгрузку покупателям с просроченной задолженностью;
  • регламентируйте выплаты денежных средств;
  • используйте платежный календарь, чтобы управлять денежными потоками оперативно;
  • реструктуризируйте кредитный портфель, чтобы снизить расходы на обслуживание кредитов и оптимизировать график платежей;
  • приостановите выплаты по долгосрочным инвестициям, которые не будут генерировать доходы в течение ближайших шести месяцев.

Как пересмотреть кадровую политику в торговой компании

Пересмотрите политику управления персоналом, чтобы оптимизировать его состав и сэкономить. Проанализируйте оргструктуру и штатное расписание, оцените нагрузку сотрудников по отделам с учетом падения продаж. Перераспределите обязанности. Увольте лишний персонал. Если сотрудник согласен совмещать функции сокращенного работника, отправьте его на обучение – так сэкономите на зарплате и отчислениях с нее. Если предполагаете, что кризис не продлится долго, вместо увольнения отправьте часть сотрудников в неоплачиваемый отпуск.

Как повысить эффективность управления внеоборотными активами

Используйте внеоборотные активы, чтобы получить дополнительный доход. Если компания из-за кризиса не использует часть внеоборотных активов, выведите их на время из текущей деятельности:

От нерентабельных непрофильных активов избавьтесь. Реализуйте основные средства, которые из-за кризиса в ближайшее время компании не понадобятся: торговое и складское оборудование, автомобили, здания.

Как составить антикризисный план в торговой компании

Когда определите стадию кризиса торговой компании и выберете меры противодействия, приступайте к составлению антикризисного плана. Кроме самих мероприятий, укажите:

  • способ их реализации;
  • цель;
  • результирующий показатель;
  • срок выполнения;
  • ответственное лицо.

Когда руководитель утвердит антикризисный план, контролируйте его исполнение: запрашивайте у ответственных сотрудников отчеты каждые две недели.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль