Маржинальный доход: расчет и анализ показателя

1824
Маржинальный доход: расчет и анализ показателя
Кочешков Андрей
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
С употреблением термина «маржинальный доход» возможна некоторая путаница и это связано с тем, что российский финансовый менеджмент часто заимствовал термины из западного и переводы теоретических и методологических материалов не всегда были точны и корректны. Так доходом в России могут называть и выручку, и прибыль, для правильного понимания потребуется уточнение или контекст.

Что не так с маржинальным доходом

Доходом в России могут называть и выручку, и прибыль, для правильного понимания потребуется уточнение или контекст. Для обеспечения универсальности и согласованности с западными стандартами финансовой отчетности в российских финансах часто используются термины и определения дословно «калькированные» с западных источников, и за примером далеко ходить не надо:

  • финансовый рычаг – financial leverage,
  • ставка капитализации – capitalization rate.

Но термин маржинальный доход из этого ряда выбивается, в английском языке ему соответствует не похожий по написанию аналог – contribution margin, который, однако правильнее было бы перевести как маржинальная прибыль. Термин «marginal revenue», который также можно перевести как маржинальный доход – имеет иной смысл и широко используется в микроэкономике.

Из экономической теории

Надо разделять понятия из экономической теории и финансового анализа. В экономикс маржинальный доход — это дополнительный доход, получаемый компанией в случае выпуска дополнительной единицы продукции. Термин используется для определения оптимального уровня производства. Согласно концепции маржинального дохода, компании, планирующей расширение производства, необходимо оценить дополнительные расходы, которые потребуются для реализации такого проекта, и сопоставить их с планируемым ростом дохода. Маржинальный доход (Marginal Profit) в этом случае – это разница между дополнительной выручкой (Marginal Revenue) и дополнительными расходами (Marginal Costs). В соответствии с законом убывающей предельной производительности предельный продукт с вводом новых факторов производства (сырья, людей, оборудования и т.п.) возрастает до какого-то уровня, а затем убывает и переходит через «ноль», с какого-то момента дополнительно затрачиваемые средства дают нулевую или отрицательную прибыль.

Скачайте полезные документы:

Иконка WordОтчет о маржинальном доходе

Иконка WordОтчет о маржинальном доходе в детализации по товарам

Определение и экономический смысл маржинального дохода

В финансовом менеджменте и финансовом анализе под маржинальным доходом понимают разницу между выручкой и переменными затратами, или сумму постоянных расходов и прибыли. Или иначе: маржинальный доход – это это та часть выручки, из которой оплачиваются постоянные издержки и формируется прибыль – в этом состоит его экономический смысл.

Анализ маржинального дохода – один из этапов анализа эффективности операционной деятельности компании.

Маржинальный доход и валовая прибыль

Не надо путать понятие маржинальный доход (Contribution Margin) с понятием валовой прибыли (Gross Profit), у которого формула похожа, разница только в вычитаемом: в случае с маржинальным доходом – переменные расходы (Variable Costs –VC), в случае валовой прибыли – себестоимость проданных товаров (Cost of Goods Sold – COGS).

Экономическая суть этих двух показателей также сильно отличается:

  • в случае с маржинальным доходом – мы получаем оценку уровня покрытия постоянных затрат из выручки и способности компании приносить прибыль. То есть мы определяем сумму расходов, зависящих от объема производства, и вычитаем ее из выручки, формирующейся при данном уровне производства. Проанализировав маржинальный доход, мы можем оценить оптимальность уровня производства. Однако для этого надо сделать дополнительные шаги, только по сумме маржинального дохода можно сказать покрывает ли данный уровень дохода постоянные издержки. Управленческие решения, вытекающие из анализа маржинального дохода, будут касаться только объемов производства;
  • в случае валовой прибыли – оценку уровня дохода, остающуюся на оплату непроизводительных расходов и формирования прибыли. Здесь мы получаем оценку эффективности производственных расходов, чем больше остается прибыли после вычета прямых расходов, тем выше качество технологий, производственного менеджмента, внутренней логистики и т.п. Решения по результатам анализа валовой прибыли должны касаться производственного процесс и ассортимента.

Формула и тонкости расчета маржинального дохода

Формула расчета маржинального дохода:

M = R – TVC

где R — выручка от реализации; TVC — совокупные переменные затраты.

Очень полезно для анализа видеть так называемый удельный маржинальный доход, доход на единицу продукции.

M / Q = (R - TVC) / Q = R / Q + TVC / Q = p - VCpu

Где Q – объем реализации,

p – цена реализации,

VCpu – переменные затраты на единицу продукции.

Пример расчета маржинального дохода

Компания продала товаров на сумму 1 000 000 руб., переменные расходы в сумме составили 300 000 руб., в этом случае маржинальный доход составит 700 000 руб.

Если предположить, что объем производства составил 10 000 единиц, то маржинальный доход на единицу продукции, соответственно, составил 70 руб. на единицу, это равно разности между ценой продукции – 1 000 000/10 000 = 100 руб. и переменными издержками на единицу 300 000 / 10 000 = 30 руб., 100 – 30 = 70 руб. на единицу продукции.

Тонкостью является определение тех расходов, которые следует относить к переменным, в каждом конкретном случае на предприятии. По логике к переменным расходам надо отнести то, что напрямую утилизируется при производстве товара или услуги. Это расходы сырья и материалов, затраченный труд, однако туда же можно отнести и коммунальные расходы, в том числе энергию, топливо и воду, если они используются в технологическом процессе, производственная логистика, обслуживание оборудования, которое явно будет увеличиваться в случае роста производства.

Проблема в том, что компания в силу экономии средств или других факторов, может не вести раздельного учета расходов, которые используются одновременно и в производстве, и в деятельности офиса, и соответственно, нельзя выделить переменную часть и постоянную.

Другая сложность – зарплата, несмотря на повсеместные попытки привязать ее к результату деятельности, вводу сдельной оплаты труда, в подавляющем большинстве случаев зарплата – это фиксированный оклад, а сдельная часть – мотивирующая, в виде премий (читайте также, как составить идеальное положение о премировании).

При анализе рекомендуется применять дифференцированный подход, который учитывает ряд факторов:

  • доля переменной части в общей сумме расходов данной группы, например, как велика доля расходов воды в производстве, в сравнении с расходом ее на бытовые нужды офиса, если мы говорим о текстильном производстве, думаю бытовыми расходами можно пренебречь относить все расходы по воде на переменные;
  • цели и задачи, стоящие перед финансовым менеджером. Профессиональные консультанты соизмеряют цель и затраты на ее достижение, кроме того, они ограничены сроками консалтингового проекта, и потому часто не стремятся к максимальной точности и глубине анализа, а только к подтверждению выдвинутой гипотезы, экономя бюджеты клиента. Этот же подход следует применять и финансовому менеджеру компании – возможно усилия по вычленению переменных расходов не соответствуют цели.
  • номенклатура продукции. Если у вас более, чем один вид продукции, или его нельзя сгруппировать в одну категорию без потери в качестве анализа, необходимо для каждого типа товара или обобщающей категории товаров выделять свои переменные расходы (TVC), а это может быть затруднительно. Какие-то категории затрат сложно аллокировать на отдельные продукты или группы продуктов, и для экономии времени и усилий лучше пренебречь точностью и относить эти затраты на расходы отчетного периода.

Анализ маржинального дохода

Маржинальный доход сам по себе показывает аналитику лишь сумму, которая остается после оплаты переменных расходов и должна покрыть постоянные и при этом часть ее сформирует прибыль компании (см. законные способы оптимизации налога на прибыль). Однако в динамике показателя можно увидеть тенденции развития бизнеса – растет ли потенциал для прибыли, как эффективно расходуются средства в компании.

Удельный маржинальный доход покажет, сколько маржинальной прибыли дает каждая единица продукции

Норма маржинального дохода – это инструмент тонкой настройки ассортиментного ряда, если брать для этой цели рентабельность продукции, в ней будут, в том числе учтены распределенные постоянные издержки, что в значительно мере зависит от управленческой учетной политики компании и субъективных оценок.

Маржинальный доход менее подвержен искажениям субъективного характера и дает реальное представление о сравнительной прибыльности продуктов без искажений из-за аллокации постоянных расходов. Норма маржинального дохода рассчтывается по формуле:

m = M / R (%)

В нашем примере норма маржинального дохода будет равна: M = 700 000 / 1 000 000 = 70%

Точка безубыточности

Важное прикладное значение имеет определение точки безубыточности – break-even-point, порогового уровня производства, при достижении которого производство начинает приносить прибыль. Логика проста: прибыль – это положительное значение выражения: выручка минус прямые и постоянные затраты. Если мы ищем минимальный объем производства, при котором компания начинает приносить прибыль, то понимаем, что при этом количестве прибыль равна нулю. Точка безубыточности определяется из следующего уравнения:

π = R – TVC – TFC = 0,

Где π - прибыль; R — выручка от реализации; TVC — совокупные переменные затраты, TFC – совокупные постоянные затраты.

Эту формулу можно переписать в виде следующего уравнения и решить относительно количества продукта:

P * Q – Vcpu * Q - TFC=0,

откуда

Q* = TFC / (p - VCpu)

Где Q – объем реализации,

p – цена реализации,

VCpu – переменные затраты на единицу продукции.

Q* – объем производства в «точке безубыточности», так же называют критическим объемом, но следует понимать, что это модель работает при допущении, что все что производится – продается и не формирует остатков готовой продукции.

«Точка безубыточности» достигается тогда, когда маржинальный доход покрывает постоянные затраты.

Если умножить значение «точки безубыточности» на цену реализации, мы получим соответствующую ей выручку. Если выручка больше этого значения – компания получает прибыль от производства данного продукта, в противном случае – убыток.

Для нашего примера точка безубыточности, при условии, что совокупные постоянные издержки равны 500 000, достигается при следующем уровне производства:

Q*= TFC / (p –V Cpu) = 500 000 / (100 - 30) = 500 000 / 70 = 7 143 шт. (с учетом округления).

Выручка в точке безубыточности составит:

R*= P * Q* = 100 * 7 143= 714 300 руб.

Или

К*= TFC / m = 500 000 / 70% = 714 300 (с учетом округления).

Точка безубыточности –  отличный инструмент моделирования производства, цен при известных уровнях постоянных и переменных издержек. Для большой номенклатуры продукции задача опять усложняется необходимостью аллокировать на каждый продукт постоянные расходы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль