Скидка на подписку 30% | 8(800)550-07-98
Журнал

Маржинальный доход: расчет и анализ показателя

  • 29 января 2019
  • 12308
руководитель отдела финансового контроля ООО «Аплеона ХСГ»
Маржинальный доход: расчет и анализ показателя

Маржинальный доход – это показатель, от которого зависит будущее бизнеса. Управление маржинальным доходом позволяет предсказывать убытки и вовремя принимать предупреждающие решения. Расскажем, как считать показатель.

Что такое маржинальный доход?

Этимология слова «маржинальный» происходит от английского слова margin – маржа, надбавка, разница или запас.

В экономике маржинальный доход – это та сумма, которая остается предприятию при продаже единицы продукции после вычета прямых расходов на производство этой единицы продукции.

В масштабе всего производства маржинальный доход – это разница между выручкой за период и переменными расходами за тот же период.

Скачайте и возьмите в работу:

Чем поможет: планировать затраты, а также выручку и финансовый результат.

Чем поможет: отчет поможет финансовому директору понять, как и под влиянием каких факторов изменился маржинальный доход, по сравнению с предыдущим периодом.

Формула маржинального дохода

Как рассчитать маржинальный доход? Он определяется по следующей формуле:

Где        Pmargin – маржинальный доход

               R – revenue – выручка

               DC – direct costs – прямые расходы

Пример

Допустим, предприниматель Георгий решил печь пироги на продажу. Он рассчитал, что на производство одного пирога ему потребуется 100 грамм муки, 1 яйцо, 50 г сахара и т.д. Общая стоимость ингредиентов на 1 пирог составит 100 рублей, а продавать каждый пирог он намерен по 300 рублей.

Однако, чтобы печь пироги, Георгию недостаточно закупить ингредиенты. Ему нужна печь, стол, скалка, фартук и прочие инструменты. Купив их единожды, он не будет докупать на каждый новый произведенный пирог новую скалку, например, а будет использовать все ту же, пока она не придет в негодность. Потом он заменит ее на новую. Поэтому такие расходы называются условно-постоянными.

Муку, сахар и другие ингредиенты он будет расходовать в объемах, необходимых для производства запланированного количества пирогов. Их количество прямо зависит от количества произведенной продукции. Поэтому такие расходы называются переменными.

Георгий, таким образом, получит маржинальный доход в размере 300 – 100 = 200 рублей за 1 пирог. За десять пирогов доход составит уже 1 800 рублей. Сколько пирогов решит произвести Георгий?

Правильный ответ – столько, сколько сможет испечь и продать, но точно не меньше, чем общая стоимость условно-постоянных расходов и собственного затраченного времени. Ведь за каждый произведенный пирог Георгий будет получать дополнительно 200 рублей маржинального дохода и в его интересах продать их как можно больше.

Допустим, Георгий потратил 100 000 рублей на сопутствующее оборудование, месяц своей работы он оценивает в 80 000рублей. Итого условно-постоянные расходы по расчетам Георгия составят 180 000 за первый месяц, 80 000 за второй месяц.

Спрос на вкусные пироги Георгия высокий, но испечь он может не больше 30 пирогов в день.

За первый месяц, работая 22  дня, он получит маржинальный доход в 200*30*22 = 132 000 рублей, который будет меньше, чем условно-постоянные расходы. Георгий не получит прибыли, а наоборот сработает с убытком.

Однако если он продолжит работать второй месяц, то суммарный доход за два месяца будет равен 132 000*2= 264 000 рублей, а суммарные постоянные затраты – 180 000+80 000= 260 000 рублей. Георгий закроет два  месяца практически в ноль.

Проработав третий месяц, он получит долгожданную прибыль, так как маржинальный доход составит 132 000*3= 396 000 рублей, а совокупные постоянные расходы будут равны 180 000 + 80 000+80 000 = 340 000 рублей.

Следуя за нашим примером, мы вплотную подошли к CVP анализу и определению точки безубыточности (см. про нее подробнее здесь).

Как провести факторный анализ изменения маржинального дохода

Если надо выяснить, по каким причинам изменился маржинальный доход по сравнению с предыдущим периодом или планом, а также какие факторы оказали на него наибольшее влияние, воспользуйтесь методикой, которую разработали эксперты «Системы Финансовый директор».

Провести факторный анализ изменения маржинального дохода

CVP анализ или маржинальный анализ

CVP (costs – value – profit) анализ представляет собой методику определения точки безубыточности путем разложения всех затрат предприятия на условно-переменные и условно-постоянные и расчета маржинального дохода и маржинального запаса прочности.

Пример

В нашем примере мы отметили, что с ростом количества произведенных единиц продукции Георгий выходит из зоны убытков и движется к получению прибыли. Отобразим графически экономику микропредприятия Георгия (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Упрощенная точка безубыточности

что такое маржинальный доход простыми словами
 

Как видно из графика, точка безубыточности – это тот объем выпуска продукции, при котором выручка равна сумме постоянных и переменных затрат, маржинальный доход равен сумме постоянных затрат, а прибыль равна нулю.

Для расчета точки безубыточности используют три метода.

1. Графический

Как понятно из названия, надо построить график, что мы и сделали выше, и определить линейные уравнения выручки и затрат, найти х при котором y уравнений будут равны.

2. Метод уравнений

Основан на равенстве прибыли и затрат при достижении точки безубыточности.

(Цена за единицу * Кол-во единиц) – (Переменные затраты на единицу * Кол-во единиц) – Постоянные затраты = Прибыль

Если учитывать, что прибыль в точке безубыточности равна 0, то

Отсюда

В критической точке маржинальный доход равен

Пример

Посмотрим на нашем примере, сколько пирогов должен испечь Георгий, чтобы достигнуть точки безубыточности.

Постоянные затраты = 340 000

Маржинальный доход за ед = 200

Кол-во единиц = 340000 / 200 = 1 700 пирогов

3. Метод маржинального дохода

Метод похож на метод уравнений. Для его реализации определяется сначала коэффициент маржинального дохода по формуле:

Как найти маржинальный доход

А затем вычисляется точка безубыточности в денежном выражении:

Маржинальный доход у нормально функционирующего предприятия

Пример

Рассчитаем точку безубыточности бизнеса Георгия методом маржинального дохода

Кмд = 200 / 300 = 0,667

Точка безубыточности = 340 000 / 0,667 = 509 745 рублей

Кол-во единиц = 509 745 / 300 = 1700 пирогов

Маржинальный доход и эффект масштабирования

На самом деле, такое представление расчета точки безубыточности немного упрощенное, как и график точки безубыточности. В жизни условно-постоянные расходы потому и называются условно-постоянными, что могут  в принципе изменяться с течением времени.

Для того чтобы увеличить объем выпуска продукции, провести диверсификацию или масштабировать бизнес, предпринимателю рано или поздно придется  сталкиваться с увеличением постоянных расходов. Новое оборудование, производственные и офисные площади, новый административный персонал – все эти расходы будут снижать прибыль предпринимателя в будущем. Поэтому при масштабировании особое внимание нужно уделять поддержанию уровня маржинального дохода.

Правильно было бы изобразить график точки безубыточности так (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Точка безубыточности

Маржинальный доход рассчитывается

Пример

Допустим, наш предприниматель Георгий почувствовал потенциал в бизнесе по продаже пирогов, но самостоятельно производить больше 30 пирогов в день он не может, да и собственная кухня стала мала для расширения производства.

Георгий принимает решение снять в аренду небольшое помещение, нанять второго пекаря, бухгалтера, закупить две печи и другое новое оборудование. Как вы понимаете, постоянные расходы Георгия при этом выросли, но и объем выпуска продукции увеличился значительно.

Теперь Георгий может выпускать по 100 пирогов в день, при том, что цена за пирог осталась та же.

Расчетная выручка Георгия составит 900 000 рублей при производстве 3 000 пирогов за месяц

Постоянные расходы Георгия теперь составляют 500 000 в месяц,

Переменные расходы на единицу продукции остались те же – 100 рублей за пирог, 300 000 за 3 000 пирогов.

Рассчитаем точку безубыточности

Кол-во единиц = 500 000 /200 = 2 500

То есть, если раньше Георгию нужно было выпускать 1 700 пирогов для достижения безубыточности, то теперь он должен выпускать минимум 2 500 пирогов.

Этот эффект называется эффектом масштабирования. При одинаковом маржинальном доходе на единицу продукции в ростом объемов выпуска предприятие может проходить точку безубыточности несколько раз.

Маржинальный запас прочности

Рассчитывается для определения резервов предприятия в случае кризиса или других негативных явлений.

Формула маржинального запаса прочности:

Величина маржинального дохода формула

Формулу надо понимать так: процент маржинального запаса прочности означает то прогнозируемое сокращение выручки, которое может быть понесено предприятием без ухода в убытки. Соответственно, чем больше запас прочности, тем лучше.

Пример

Рассчитаем показатель для микропредприятия Георгия.

Маржинальный запас прочности = (900 000 – 2 500 * 300) / 900 000 * 100% = 16,67%

Такой маржинальный запас прочности можно признать небольшим, предприятие Георгия подвержено риску убытков от сезонности спроса или других некритических факторов.

Почему важно управлять маржинальным доходом?

Пример

До поры до времени дела у Георгия шли гладко. Спрос на его пироги рос, производственные мощности были на 100% загружены, он получал 100 000 ежемесячного дохода и подумывал о расширении бизнеса.

Но вдруг у него появился конкурент, который начал продавать такие же вкусные пироги недалеко от магазина Георгия, но по цене в 250 рублей. Два месяца Георгий нес убытки вследствие падения спроса и, наконец, решил пересмотреть ценовую политику и снизить цену за пирог до 250 рублей.

Маржинальный доход за единицу продукции теперь будет составлять 150 рублей.

Точка безубыточности = 500 000 / 150 = 3 333 пирога

Такое количество пирогов на текущих мощностях Георгий производить не может, а покупка новых мощностей будет означать дополнительные постоянные расходы, которые Георгий не сможет компенсировать в течение долгого времени. Кроме того, у Георгия нет уверенности, что увеличение оборотов окупится, ведь спрос на пироги в этом районе ограничен количеством жителей. Что же делать Георгию?

Ответ – управлять маржинальным доходом и точкой безубыточности.

Что можно сделать для достижения точки безубыточности и выхода в зону прибыли?


1. Повысить отпускные цены на продукцию и увеличить таким образом маржинальный доход.
2. Увеличить объем выпуска продукции при неизменных показателях цены и затрат.
3. Снизить переменные затраты на единицу продукции, тем самым увеличив маржинальный доход.
4. Сократить постоянные затраты при условии сохранения объемов выпуска.

Первый и второй варианты Георгию недоступны, поэтому ему предстоит задуматься над третьим и четвертым вариантом.

Например, он может сократить бухгалтера и выполнять работу по учету и отчетности самостоятельно, что снизит его постоянные затраты на 60 000 в месяц.

Таким образом, он выйдет на точку безубыточности в (500 000 – 60 000) / 150 = 2 933 пирога в месяц.

Он может поискать поставщиков, которые будут поставлять ему ингредиенты для пирогов по сниженным ценам, или заменить часть ингредиентов на более дешевые без существенного снижения качества. Допустим, он сможет снизить себестоимость производства пирога до 80 рублей за единицу.

Маржинальный доход таким образом вырастет с 150 рублей за единицу до 170 рублей.

Точка безубыточности при этом будет равна 500 000 / 170 = 2 941 пирог

При применении комбинации этих мер точка безубыточности будет равна

(500 000 – 60 000) / 170 = 2 588 пирогов

А запас маржинальной прочности равен (250 * 3 000 -250 * 2588) / (250*3 000) * 100% = 13,72%

 

Можно сделать вывод, что управление маржинальным доходом и точкой безубыточности позволяет бизнесу находиться, что называется, «up to date», то есть всегда в курсе внутренних механизмов функционирования бизнеса, предсказывать убытки и вовремя принимать предупреждающие решения.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.