Как обосновать необходимость в создании нового отдела в финансовой службе

390
Как обосновать необходимость в создании нового отдела в финансовой службе
Чтобы обеспечить оперативное, своевременное и качественное выполнение задач своего подразделения, финансовому директору может потребоваться создание нового отдела в действующей финансовой службе. Подробнее о том, как рассчитать связанные с этим затраты, а также обосновать их необходимость руководству и собственникам компании, – в наших рекомендациях.

При развитии компании (бизнеса) может возникнуть необходимость в создании нового отдела финансовой службы. Потребность в нем может быть вызвана факторами, которые условно можно разделить на экстенсивные и интенсивные.

К первым относится расширение сферы деятельности предприятия путем создания филиалов, обособленных подразделений, развития новых направлений бизнеса или вывод на рынок новых продуктов, покупка другого бизнеса и т. п. 

Ко вторым – увеличение нагрузки на финансовую службу в связи с ростом объема отгрузок, клиентской базы (а значит, с повышением трудозатрат на учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности), необходимостью использовать новые для компании продукты финансово-кредитных организаций (банковские кредиты, лизинг, факторинг, аккредитив и др.), возникновением потребности в бюджетировании, инвестиционном анализе, переходе на МСФО и т. д.

Прежде чем инициировать создание дополнительного подразделения, финансовому директору стоит проанализировать, можно ли обойтись без него.

Как рассчитать затраты на новый отдел финансовой службы

Чтобы рассчитать затраты на создание нового отдела финансовой службы, нужно:

1) продумать, какие функции (операции) потребуется выполнять дополнительно, какие результаты нужно обеспечить (формирование отчетов, обработку определенного объема документов и др.);

2) определить количество сотрудников, которые смогут своевременно и качественно справляться с работой. Подход к расчету зависит от того, выполняются ли аналогичные операции в компании или речь о совершенно новых для нее задачах. В первом случае количество новых сотрудников можно определить исходя из общей трудоемкости дополнительных работ. Чтобы оценить ее, нужно установить, сколько времени тратят сотрудники действующей финансовой службы на выполнение таких же задач. Может оказаться, что трудоемкость дополнительных работ не слишком высока и есть возможность поручить их выполнение действующим сотрудникам. Разумеется, если они не перегружены своими текущими обязанностями и им не приходится регулярно задерживаться на работе для их своевременного исполнения.

Формула. Расчет коэффициента трудоемкости

Qt = T : O

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  Qt

Коэффициент трудоемкости

часы (минуты) \ шт.

Результат расчета

  T

Количество документов, проектов, договоров за период

шт.

Отчет о проделанной работе

  O

Продолжительность периода

часы (минуты)

Определяется исходя из того, производительность труда за какой период необходимо посчитать

Для расчета количества дополнительных сотрудников можно также использовать упрощенный подход, основанный на экспертной оценке и применении какого-либо важного для предприятия критерия, например, выручки.

3) вычислить затраты на новый отдел (зарплату сотрудников, организацию рабочих мест) исходя из предложений по оплате труда на рынке.

При необходимости эти предварительные расчеты можно будет представить руководству, чтобы обосновать необходимость создания нового подразделения.

Что включить в пояснительную записку о необходимости создания нового отдела в финансовой службе

Если анализ содержания и трудоемкости дополнительных задач показал, что в финансовой службе необходимо создать новый отдел, финансовому директору стоит выступить с такой инициативой, подготовив пояснительную записку с обоснованием для руководства и собственников.

Ее содержание может быть, например, таким.

1. Текущая структура финансовой службы – действующие подразделения, состав отделов с указанием должностей сотрудников, фонд оплаты труда.

2. Список задач (укрупненно), решаемых финансовой службой в ее действующем составе на текущий момент.

3. Перечень новых (предстоящих) и недавно возникших задач, требующих выполнения финансовой службой.

4. Описание мероприятий по использованию внутренних ресурсов для решения вновь возникших задач – выполненных и планируемых к выполнению. В этом пункте стоит кратко перечислить, какие вопросы и как уже были решены, что было предпринято для минимизации трудозатрат. Иными словами, в этом пункте рекомендуется сформулировать ответ на вопрос о том, что было сделано, чтобы не создавать еще один отдел.

5. Оценка будущих выгод от создания нового отдела и негативных последствий при отказе от этого. В зависимости от ситуации в этот пункт может быть целесообразно включить расчеты по сравнению альтернативы: например, покупка (доработка) новой программы (дополнительных блоков учета) и создание дополнительного отдела.

У финансового директора должны быть четкие, понятные обоснования, ответы на вопросы руководителя и собственников компании: «Если новый отдел не создать, какие потери (проблемы) нас ждут? Какие выгоды для бизнеса обеспечит создание нового подразделения?» В этом разделе стоит также отразить ответ на вопрос о том, почему это надо делать сейчас.

Желательно оценивать не только финансовые показатели, но и, например, риски, связанные с несвоевременным предоставлением информации, отражением в отчетах недостоверных данных (чем больше нагрузка на сотрудников и интенсивнее их работа, тем выше вероятность ошибок, просрочки выполнения задач) и т. д.

Такой всесторонний анализ не только устроит руководство и собственников компании, но и в конечном итоге будет полезен самому финансовому директору, так как позволит оценить эффективность деятельности его службы.

6. Предлагаемая структура – новый отдел (подразделение), его место в структуре финансовой службы, функции, возлагаемые задачи, численность сотрудников, фонд оплаты труда.

Информацию в пояснительной записке стоит представить в наглядной, удобной для восприятия форме – например, в виде таблиц.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль