Как рассчитать рентабельность услуг по клиентам

601
Как рассчитать рентабельность услуг по клиентам
Соловьева Лилия
финансовый советник, основатель консалтинговой компании «АртеИнформе»
Чтобы точно оценить рентабельность услуг и клиентов, выберите единицу калькуляции себестоимости, определите состав прямых и косвенных затрат. Подробнее – в статье.

Если ваше предприятие оказывает несколько видов услуг, важно знать, какие из них рентабельные, а какие нет. Но рассчитать рентабельность услуг не так легко.

Во-первых, непонятны материальные и зарплатные составляющие. Во-вторых, если услуга предоставляется в несколько этапов или несколькими структурными подразделениями, составляющие затраты неочевидны, то вы не можете ввести категорию «Полуфабрикат».

Расскажу поэтапно, как мы действовали, чтобы посчитать себестоимость услуг и оценить рентабельность услуг и клиентов, и что получили в итоге.

Этап 1. Чтобы определить рентабельность услуг, выберите единицу калькуляции

На одном из проектов, который я вела, столкнулась со следующей ситуацией. Предприятие оказывало более десяти видов услуг, но в учетной системе объект калькуляции был один — «Комплексная услуга». Такая единица калькуляции не позволяла рассчитать себестоимость каждой услуги и определить ее рентабельность (см. табл. 1).

Таблица 1. Учетные данные до выбора объекта калькуляции (фрагмент)

Учетные данные до выбора объекта калькуляции

Составьте исчерпывающий список всех услуг, которые оказывает компания. Под каждую услугу в учетной системе заведите отдельный элемент калькуляции (см. табл. 2).

Таблица 2. Учетные данные после внедрения единицы калькуляции (фрагмент)

Учетные данные после внедрения единицы калькуляции

Чтобы в дальнейшем не пришлось рассчитывать рентабельность в разрезе услуг и контрагентов вручную, в статье «Доход» выделите аналогичные статьи второго порядка для каждой услуги.

Например, в медицинском лабораторном центре каталог услуг содержит сотни видов анализов. В учетной системе объектом калькуляции должен быть каждый вид анализа (см. также пример калькуляции себестоимости продукции). Это позволит вам рассчитать себестоимость каждой услуги и ее рентабельность.

Скачайте полезные документы:

Иконка WordМетодика расчета себестоимости и распределения услуг
Иконка WordОтчет о показателях рентабельности

Этап 2. Утвердите состав прямых затрат

Какие статьи войдут в состав прямых затрат, зависит от специфики услуги и компании, которая их оказывает.

Например, в проекте с лабораторными исследованиями мы выделили следующие затраты:

  • реагенты;
  • расходные материалы;
  • заработная плата лабораторного персонала;
  • налоги с заработной платы лабораторного персонала;
  • аренда лабораторного оборудования;
  • амортизация лабораторного оборудования;
  • прочее.

Проанализируйте оборотно-сальдовую ведомость по счету 20, так вы убедитесь, что включили в прямые затраты все необходимые статьи.

Этап 3. Распределите прямые затраты на услуги, чтобы корректно рассчитать их рентабельность

Чтобы распределить прямые затраты на услуги при расчете рентабельности, выберите котловой или точный метод (см. также как избежать ошибок при отнесении прямых затрат на себестоимость).

Котловой метод. Если компания оказывает один вид услуг либо несколько однородных с технологической точки зрения и в части ресурсозатрат, такой способ распределения расходов подойдет. Чтобы распределить прямые затраты котловым методом, разделите сумму всех прямых расходов на общее количество услуг, которые оказывает ваша компания.

Точный метод. Компания оказывает несколько разнородных видов услуг? — выберите точный метод. Он подразумевает многоуровневое распределение затрат на услуги. Так, например, прямые расходы на лабораторные услуги мы распределили в два этапа (см. табл. 3):

  • по спецификации — реагенты и расходные материалы;
  • прямо пропорционально объему услуг — все остальные статьи.

Таблица 3. Точный метод распределения прямых затрат

Прямые затраты

База распределения

Реагенты и расходные материалы

По спецификации прямо пропорционально объему услуг, в которых заявлен данный реагент

Заработная плата лабораторного персонала

Прямо пропорционально объему услуг, которые выпущены в соответствующем производственном подразделении

Налоги к заработной плате лабораторного персонала

Аренда лабораторного оборудования

Амортизация лабораторного оборудования

Чтобы распределить прямые затраты по спецификации, составьте каталог услуг и к каждой их них пропишите норму расходных материалов. Например, в салоне красоты для услуги «Окраска волос» укажите, сколько краски и оксида расходуется на определенную длину волос. В случае с лабораторными услугами провести нормирование в учетной системе достаточно сложно. Поскольку для этого нужно было бы вести учет реагентов в пробирках, а не в упаковках. Поэтому мы разделили реагенты прямо пропорционально услугам, в которых они были задействованы.

Прямые затраты, которые не относятся к той или иной единице продукции, распределите прямо пропорционально услугам, которые выпущены в соответствующем подразделении.

Этап 4. Выберите косвенные затраты

Выделите косвенные затраты общепроизводственного характера. Например, зарплата руководителей производственного комплекса или аренда производственных площадей.

В лабораторных услугах косвенные расходы следующие:

  • аренда производственных площадей;
  • амортизация общепроизводственного оборудования;
  • зарплата производственного менеджмента;
  • налоги с заработной платы производственного менеджмента;
  • специальная оценка условий труда;
  • страхование ответственности работников;
  • страхование имущества.

Проанализируйте оборотно-сальдовую ведомость по счету 25, так вы сможете убедиться, что включили в косвенные затраты все статьи.

Этап 5. Распределите косвенные затраты на услуги

Косвенные затраты распределите прямо пропорционально объему услуг, которые оказали в соответствующем подразделении.

В медицинском центре несколько подразделений, и чтобы распределить сумму аренды, которая относится к каждому из отделов, выбрали альтернативную базу распределения — оплату труда. Действовали следующим образом — поделили заработную плату каждого подразделения на общую сумму зарплаты производственного менеджмента и умножили на общую сумму арендной платы за производственные помещения.

Этап 6. Рассчитайте рентабельность услуг

После того как вы определили общую себестоимость услуги, соотнесите ее с ценой продажи. Мы, чтобы выполнить такую задачу, разработали специальный управленческий отчет в учетной системе, который позволил нам оценить рентабельность каждого клиента медицинского центра (см. табл. 4).

Для целей калькуляции  себестоимости и оценки рентабельности услуг по контрагентам я рекомендую использовать управленческие регистры в учетной системе, поскольку бухгалтерский учет ограничивает глубину аналитик (см. также основные управленческие отчеты).

Таблица 4. Отчет о рентабельности контрагента

Артикул

Услуга

Кол-во, шт.

Цена ед. продажи, руб.

Сумма продаж, руб.

Цена ед. себестоимости, руб.

Себестоимость продаж, руб.

Валовая прибыль, руб.

Контрагент № 1

000–01

Услуга № 1

10

2000

20 000

800

8000

12 000

000–02

Услуга № 2

30

1000

30 000

300

9000

21 000

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100–10

Услуга № 10

5

900

4500

500

2500

2000

Итого

100

200 000

120 000

80 000

Контрагент № 2

000–01

Услуга № 1

20

1800

36 000

800

16 000

20 000

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

101–10

Услуга № 13

15

500

7500

600

9000

1500

Итого

300

350 000

270 000

80 000

Подготовлено по материалам журнала «Финансовый директор»
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль