text
Финансовый директор

Как объяснить разницу в финансовых результатах отчетного и предшествующего периодов

  • 2 июля 2018
  • 376
Как объяснить разницу в финансовых результатах отчетного и предшествующего периодов

Если ключевые показатели за отчетный и предыдущий период отличаются существенно, необходимо детально разобраться в причинах происшедшего, сделать выводы и скорректировать свои планы на будущее. Наши рекомендации помогут вам тщательно проанализировать отчетность, выявить факторы, повлиявшие на финансовый результат компании, и наметить пути для дальнейшего разбирательства.

Выявить причины расхождений результатов текущего и предшествующего периода помогут горизонтальный, вертикальный и факторный анализ отчетности. Прежде чем приступать к вычислениям, стоит убедиться в следующем:

  • данные, отраженные в отчетах компании, полны, достоверны и методологически верны;
  • существенных изменений в структуре компании за рассматриваемые периоды не было. Если же появились новые направления деятельности, филиалы, изменилась организационная структура, для сопоставимости отчетных форм их придется скорректировать. Например, пересчитать итоговые данные без учета новых проектов или же скомпоновать в соответствии с прежней структурой компании.

Как провести горизонтальный анализ отчетности

Горизонтальный анализ отчетности не что иное, как расчет отклонения контрольных показателей за текущий период от показателей за предшествующий период в абсолютном или относительном выражении (план-факт).

При сравнении в абсолютных величинах рассматривается номинальное изменение показателя (см. пример). Причем за базис (по отношению к чему считается отклонение) можно взять значение как за отчетный период, так и за предшествующий. Результаты будут отличаться лишь в знаке – это стоит иметь в виду, чтобы правильно их интерпретировать.

Горизонтальный анализ в относительном выражении подразумевает расчет соотношений между показателями за отчетный и предшествующий период за минусом 100 процентов. В большинстве случаев за базис принимаются данные предшествующего периода. Основное преимущество горизонтального анализа в относительном выражении состоит в том, что он помогает выявить существенные изменения, которые легко пропустить в абсолютных величинах из-за незначительности статьи по отношению к остальным цифрам отчета.

Как провести вертикальный анализ отчетности

Вертикальный (структурный) анализ подразумевает анализ динамики «весов» показателей нижнего уровня в базовом показателе верхнего уровня (см. пример). Базой может служить любая цифра отчета. К примеру, если за 100 процентов берется выручка, то рассматривается, как изменились по отношению к ней себестоимость, различные виды расходов, чистая прибыль и др.

Как провести факторный анализ изменения показателей

Факторный анализ применяется для выявления и «оцифровки» влияния конкретных факторов на тот или иной итоговый показатель управленческого отчета (см. пример). Предстоит сделать следующее

  • выбрать базу для анализа. Как правило, это показатель, характеризующий финансовый результат работы компании (выручка от продаж, прибыль);
  • отобрать факторы, влияние которых необходимо оценить. В зависимости от выбранной базы анализа ими могут быть: объем продаж, себестоимость, операционные расходы, внереализационные доходы, проценты за кредит, налоги;
  • оценить влияние каждого фактора на итоговый показатель. В базовый расчет по предыдущему периоду подставить значение выбранного фактора из отчетного периода и скорректировать итоговый показатель с учетом этих изменений;
  • определить влияние фактора. Вычесть из полученного промежуточного значения оцениваемого показателя его фактическое значение за предыдущий период. Если цифра положительная, изменение фактора оказало позитивное влияние, отрицательная – негативное.

Формула. Расчет изменения рентабельности продаж под совокупным воздействием факторов

Расчет изменения рентабельности продаж под совокупным воздействием факторов

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  Изменение рентабельности продаж

Изменение рентабельности продаж

%

Результат расчета

  Изменение рентабельности продаж под влиянием выручки

Изменение рентабельности продаж под влиянием выручки

%

Рассчитывается по формуле

  Изменение рентабельности продаж под влиянием себестоимости

Изменение рентабельности продаж под влиянием себестоимости

%

Рассчитывается по формуле

  Изменение рентабельности продаж под влиянием коммерческих расходов

Изменение рентабельности продаж под влиянием коммерческих расходов

%

Рассчитывается по формуле

  Изменение рентабельности продаж под влиянием управленческих расходов

Изменение рентабельности продаж под влиянием управленческих расходов

%

Рассчитывается по формуле

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.