Как распределить ответственность за управление рисками в компании

111
Предложенные рекомендации помогут выяснить, кто в компании должен участвовать в управлении рисками. Они подскажут, кому поручить мониторинг рисков, кого сделать ответственным за минимизацию рисков и в чем именно будет состоять такая ответственность. Рекомендации пригодятся компаниям, планирующим как постановку, так и усовершенствование системы риск-менеджмента.

Как распределить ответственность за управление рисками в компании

Для эффективного управления рисками необходимо скоординировать действия всех структурных подразделений компании и назначить ответственных. Для этого прежде всего нужно сформировать специальный регламент. В этом документе нужно будет раскрыть полномочия в части управления рисками совета директоров, генерального директора, риск-менеджеров, службы внутреннего аудита. А также привести классификацию имеющихся рисков и их владельцев, которым предстоит выполнять мероприятия по управлению ими.

Кто управляет рисками в компании

Как правило, управление рисками входит в обязанности совета директоров, генерального директора, отдела по управлению рисками, а также службы внутреннего аудита. С целью эффективного взаимодействия сферы их ответственности (полномочия) должны быть разделены.

Совет директоров. Этот управляющий орган утверждает стратегию управления рисками, устанавливает риск-аппетит, уровни толерантности и лимиты верхнего уровня (подробнее об этих параметрах см. Как составить карту рисков).

При совете директоров рекомендуется создать комитет по рискам, который будет отвечать за подготовку стратегических решений в этой области. В рамках выполнения надзорной функции задача комитета – обзор рисков, которым подвержена компания, оценка полноты реестра рисков и распределение ответственности за их управление по структурным подразделениям. Также комитету можно поручить информирование совета директоров о фактическом статусе управления рисками в компании и об эффективности мер, предпринимаемых менеджментом в этой области управления.

Генеральный директор. Задача генерального директора – обеспечить реализацию стратегии управления рисками, а также общий управленческий контроль службы риск-менеджмента, включая делегирование полномочий и обеспечение взаимодействия участников процесса.

Подразделение риск-менеджмента. В сферу ответственности этого департамента (отдела) входит:

  • методологическое сопровождение владельцев рисков (разъяснения и консультации по возникающим вопросам);
  • координация действий владельцев рисков (выявление, оценка и управление рисками);
  • классификация рисков, ведение и обновление реестра рисков;
  • сбор и анализ результатов реализации мероприятий по управлению рисками;
  • подготовка отчетов о состоянии системы управления рисками для совета директоров компании.

Как распределить риски между руководителями подразделений

Обеспечить правильное распределение рисков среди руководителей подразделений (владельцев рисков) поможет их предварительная классификация. Она позволит добиться единообразного и структурированного определения и описания рисковых событий, которые имеют место или могут возникнуть в будущем и повлиять на бизнес компании. В рамках этой классификации риски делят на три основные категории (стратегические, финансовые и операционные), внутри которых их распределяют по классам, которые также могут декомпозироваться на конкретные виды. Затем каждый из них закрепляют за конкретным руководителем подразделения (владельцем риска). Это распределение можно отразить в простой таблице.

Класс риска

Описание риска

Руководитель структурного подразделения (владелец риска)

Категория 1 «Стратегические риски», в том числе регуляторные, политические, макроэкономические, рыночные, конкурентные, товарные, ресурсные, репутационные

Регуляторные

Возможные изменения законодательной базы (международной, российской или зарубежной), имеющей обязательную силу для компании и (или) ее дочерних обществ, или оказывающие влияние на ее деятельность, в том числе создающие для компании новые правовые возможности (кроме указанных ниже отдельных видов данного риска)

Директор департамента правовой и корпоративной работы

Изменения законодательства в области бухгалтерского и налогового учета

Главный бухгалтер

Изменение таможенного законодательства

Директор департамента внешнеэкономической деятельности

Изменение законодательства, регулирующего вопросы обращения с государственной и коммерческой тайной, со сведениями в области экспортного контроля

Руководитель службы безопасности

Политические

Изменения политической обстановки в странах или группах стран, корпоративные субъекты которых вступают во внешнеэкономические отношения с компанией, приводящие к ограничению (препятствиям) деятельности компании в таких странах или к появлению новых возможностей для внешнеэкономической деятельности компании в таких странах или группах стран

Директор департамента внешнеэкономической деятельности

Возможные в будущем события в российской политической сфере, влекущие ухудшение или улучшение условий деятельности компании

Директор департамента по взаимодействию с органами власти

Макроэкономические

Возможные экономические и социальные изменения на глобальном, региональном, страновом, административно-территориальном или отраслевом уровнях, включая изменения темпов роста ВВП, статуса и курсов валют, индексов инфляции и процентных ставок, уровня занятости и т. д., которые могут оказать влияние на достижение целей компании, ключевые показатели ее деятельности

Финансовый директор

Категория 2 «Финансовые риски», в том числе риски ликвидности, процентные, недостатка финансирования, кредитные, сокращения финансовой устойчивости, валютные, инвестиционные

Риски ликвидности

Низкий уровень ликвидности, приводящий к неспособности компании надлежащим образом выполнить обязательства перед кредиторами.
Неоправданно высокая ликвидность, что приведет к нерациональному использованию свободных денежных средств

Финансовый директор

Процентные риски

Возможность изменения стоимости заемного капитала по отношению к прогнозируемой (при определении бюджетных показателей).
Вероятность ненадлежащего выполнения обязательств компании по оплате обслуживания ее долговых обязательств в связи с изменением процентных ставок

Риски нехватки финансирования

Невозможность компании обеспечить в требуемом объеме свои потребности в привлечении заемных средств для финансирования текущей деятельности из-за ухудшения финансовых показателей и (или) сокращения предложений заемных средств на финансовых рынках

Риски сокращения финансовой устойчивости

Возможное несоответствие структуры и величины капитала компании текущим и долгосрочным обязательствам перед кредиторами, условиям ее хозяйственной деятельности, а также возможный выход показателей финансовой устойчивости за пределы, оговоренные с кредиторами или нормативно установленные, что влечет вывод о неплатежеспособности компании и иные негативные последствия

Категория 3 «Операционные риски», в том числе риски корпоративного управления, организации процессов управления, правовые, риски персонала, сбоев бизнес-процессов, информационной безопасности, противоправных действий сотрудников, стихийных бедствий, противоправных действий контрагентов

Риски корпоративного управления

Возможные неверные с точки зрения применимого права решения в области принятия и оформления задач органов корпоративного управления компании

Директор департамента правовой и корпоративной работы

Риски организации процессов управления

Возможные неверные или неоптимальные решения по формированию организационной структуры компании и распределению полномочий руководителей различных ее структурных звеньев, что может повлечь отклонения от нормальной реализации бизнес-процессов или снижение эффективности деятельности компании

Директор департамента по управлению персоналом

Правовые риски

Негативные правовые последствия для компании, вызванные несоответствием действий компании законодательству или принятым ею на себя обязательствам

Директор департамента правовой и корпоративной работы

Риски персонала

Неспособность компании обеспечить наличие персонала требуемой квалификации, повышенная текучесть кадров, несоответствие сотрудников требованиям к занимаемым должностям, ненадлежащее выполнение сотрудниками дисциплинарных требований, социальная напряженность в трудовом коллективе, неэффективное стимулирование, противоправные увольнения и иные связанные с работой с персоналом риски

Директор департамента по управлению персоналом

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль