Коэффициент текущей ликвидности: как считать и анализировать

211
Кочешков Андрей
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
Коэффициент текущей ликвидности – это ключевой показатель, характеризующий ликвидность предприятия. Он широко используется банками и другими финансовыми учреждениями при предоставлении кредитов предприятиям. Поэтому вопрос, как улучшить коэффициент текущей ликвидности, волнует предпринимателей и финансовых директоров.

Финансовому директору необходимо хорошо «знать врага в лицо» и соотнести реализуемые топ-менеджментом стратегии с их влиянием на показатели ликвидности. Для этого нужно сосредоточить внимание на текущих обязательствах и активах, а также контролировать значение показателя ликвидности и определяющих его переменных регулярно в течение всего года.

Что такое коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности представляет собой показатель, полученный в результате деления стоимости текущих активов на величину текущих обязательств фирмы, для расчета используем среднее за отчетный период значение.

Формула коэффициента текущей ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности = Стоимости текущих активов / Величину текущих обязательств

Полученная цифра важна, поскольку она отражает ликвидность фирмы. Обычно предполагается, что чем выше коэффициент, тем выше ликвидность и наоборот. Однако делать такие выводы только на основе этого соотношения без детального исследования опрометчиво. Для иллюстрации можно привести следующие ситуации:

  1. В случае падения продаж будет расти уровень запасов, что увеличивает значение коэффициента текущей ликвидности, но при этом влияет на реальную ликвидность скорее негативно, товарами на складах не расплатишься с кредиторами в случае необходимости.
  2. Задержи оплаты клиентами будут увеличивать размер дебиторской задолженности, что, в свою очередь увеличит, размер текущих активов, но опять же это не улучшит при прочих равных реальную ликвидность компании, так как вероятность возврата 100% задолженности клиентов в нужный момент мало вероятна.

Скачайте полезные документы:

Иконка WordИнструкция по анализу ликвидности активов компании

Иконка WordОтчет о ликвидности компании

Расчет коэффициента текущей ликвидности по балансу

Базой для расчета коэффициента является бухгалтерский баланс организации, в частности:

  • строка 1200, в которой содержится информация обо всех оборотных активах компании: запасах, дебиторской задолженности, денежных средствах на счетах и других;
  • строка 1510 – кредитовое сальдо счета 66, отражающего информацию об остатках задолженности организации по краткосрочным банковским кредитами и займам;
  • строка 1520 – содержащая итоговую информацию (кредитовое сальдо) по счетам 60,62, 68,69,70,72,73,75,76, которые в свою очередь формируют краткосрочную кредиторскую задолженность;
  • строка 1550 – прочие краткосрочные обязательства, которые не вошли в указанные выше разделы (сальдо счета 86);
  • строка 1170 – «Финансовые вложения», если эти инвестиции можно быстро реализовать или вернуть.

Коэффициент ликвидности рассчитывается на момент составления отчетности.

Формула коэффициента текущей ликвидности по балансу

Кл = (Строка 1200+Строка 1170) / (Сумма строк 1510,1520 и 1550)

Следует обратить внимание, что к краткосрочным обязательствам в данном случае не стоит относить значение строк 1530 «Доходы будущих периодов» и 1540 «Резервы предстоящих расходов» (оценочные обязательства), которые по своей сути не являются реальными обязательствами, а резервами созданными организацией для своих целей.

Целевой диапазон значений коэффициент текущей ликвидности

Вероятность реализации всех активов одномоментно по 100% стоимости очень мала, по этой причине соотношение текущих активов и текущих обязательств как 1:1 не является оптимальным.

Однако в финансовом мире есть инструменты, благодаря которым можно быстро привлечь финансирование под имеющиеся активы, в т.ч. под дебиторскую задолженность (факторинг), также многие активы можно быстро и успешно продать, предоставив дисконт к рыночной цене. Отсюда возникает потребность в покрытии текущих обязательств активами с учетом их стоимости при быстрой продаже или дисконте для целей привлечения финансирования, в среднем уценка активов составляет от 50%, поэтому и благоприятное соотношение текущих активов и обязательств будет 1,5-2,5:1. Превышение стоимости активов над обязательствами выполняет функцию «запаса прочности» для компании и в западных источниках называется «маржа безопасности» («Margin of Safety»).

Пример расчета коэффициента текущей ликвидности

Предположим следующую динамику показателей баланса (таблица 1).

Таблица 1. Баланс (фрагмент)

Код строки

2015

2016

2017

Раздел I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

1110

10

10

10

Основные средства

1150

1000

999

998

Доходные вложения в материальные ценности

1160

290

280

250

Финансовые вложения

1170

90

80

70

Прочие внеоборотные активы

1190

20

140

280

Итого по разделу I

1100

1410

1509

1608

Раздел II. Оборотные активы

Запасы

1210

200

100

230

НДС по приобретенным ценностям

1220

75

55

84

Дебиторская задолженность

1230

120

130

150

Денежные средства и эквиваленты

1250

40

50

45

Прочие оборотные активы

1260

12

13

14

Итого по разделу II

1200

447

348

523

Активы Всего

1857

1857

2131

Раздел III. Капитал и резервы

Уставный капитал

1310

10

10

10

Нераспределенная прибыль

1370

767

715

962

Итого по разделу III

1300

777

725

972

Раздел IV. Долгосрочные пассивы

Долгосрочные кредиты

1410

800

800

800

Итого по разделу IV

1400

800

800

800

Раздел V. Краткосрочные пассивы

Краткосрочные кредиты и займы

1510

120

150

145

Кредиторская задолженность

1520

150

170

200

Другие краткосрочные обязательства

1550

10

12

14

Итого по разделу V

1500

280

332

359

Пассивы всего

1857

1857

2131

Тогда коэффициент текущей ликвидности будет иметь следующий вид (таблица 2).

Таблица 2. Расчет коэффициента текущей ликвидности

Год

2015

2016

2017

Коэффициент текущих активов

1,92

1,29

1,65

Как видим из таблицы, показатель ликвидности попадает в 2015 и 2017 году в приемлемый диапазон ликвидности, в 2016 году ликвидность снизилась, но по всей видимости менеджмент сделал соответствующие выводы и предпринял превентивные меры, так что на следующий год ситуация вышла в целевой диапазон.

Как повысить ликвидность предприятия

Есть несколько способов, позволяющи[ улучшить ситуацию с ликвидностью. Рассмотрим их подробнее

Ускорение цикла оборота дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность участвует в расчете коэффициента текущей ликвидности, но из-за различного качества партнеров, эффективности процессов работы с задолженностью, форс-мажоров реальная картина может отличаться от данных бухгалтерской отчетности – как в силу скорости аккумулирования полной суммы задолженности на конкретный момент времени, так и в силу возможного наличия безвозвратных долгов. Поэтому большую роль в обеспечении ликвидности компании играет цикл оборота дебиторской задолженности, тот период времени, который проходит между фактом отгрузки и моментом получения денежных средств от покупателя на счет продавца, чем он короче – тем лучше для ликвидности, чем он более предсказуемый – тем, также, лучше для реальной ликвидности.

Хорошую ликвидность компании обеспечивает целенаправленная и скрупулезная работа по выстраиванию отношений с клиентами в части работы с дебиторской задолженности, дисциплины платежей, скидок и процентов по товарным кредитам.

Скорейшая оплата текущих обязательств

Другим вариантом оптимизации компании с точки зрения ликвидности является сокращение объема текущих обязательств на балансе. Текущие обязательства –делитель в формуле расчета коэффициента текущей ликвидности, поэтому его сокращение заметно скажется на результате расчета коэффициента в лучшую сторону для компании. Кроме того, своевременная или ранняя оплата обязательств позволит сэкономить на процентах по кредитам, пени и штрафах за просрочки. Ранние оплаты позволят улучшить отношения с поставщиками и получать от них дополнительные скидки, а это не только улучшит ликвидность, но и улучшит показатели рентабельности.

Продажа непроизводительных активов

Довольно общей ситуацией для компаний в России является владение большим количеством недвижимости, непрофильными активами. Таким образом, компания замораживает ликвидность, в активах, которые могут в принципе не приносить никакой прибыли и не давать полезности. Так если компания зарабатывает на высоко технологичных услугах (например, Гугл), ей не зачем владеть офисными зданиями, в которых размещается штаб-квартира, представительства, вспомогательные подразделения, колл-центры и т.п. Смена офисного центра не создает рисков для бизнеса такой компании, а вот смена или отсутствие контроля над Центрами обработки данных (ЦОД) несет с собой существенные риски для ключевого бизнеса, в этом случае ЦОДы имеет смысл держать на балансе, а офисные центры лучше продать или передать в возвратный лизинг.

Продажа непроизводительных активов увеличит объемы средств на счетах, что в свою очередь повысит ликвидность компании.

Увеличение акционерного или уставного капитала.

Логичным решением в случае возникновения сложностей является помощь собственников своей компании, это может быть сделано в форме:

  • беспроцентного займа;
  • дара компании от собственника;
  • взноса в имущество для ООО (согласно ст. 27 ФЗ №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • увеличения уставного капитала для ООО или дополнительной эмиссии для АО.

Такая помощь повысит размер оборотных активов (например, в результате вырастет объем средств на счетах, если помощь будет оказана в виде денежных вливаний) и соответственно улучшит ликвидность предприятия.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль