Индекс платежной дисциплины: продажи растут – платежная дисциплина падает

135
Индекс платежной дисциплины НФК по итогам 1 квартала 2017 года снизился на 0,64 пункта и составил 95,76.

Общая информация об индексе платежной дисциплины

Индекс платежной дисциплины (далее – ИПД) – индикатор, позволяющий оценить динамику качества платежной дисциплины хозяйствующих субъектов, закупающих товар/пользующихся услугами на условиях отсрочки платежа. Индекс строится на основании анализа фактического платежа по контракту (период просрочки), как показателя, характеризующего финансовую устойчивость предприятия.Общая информация об Индексе платежной дисциплины

По результатам 1 квартала 2017 года Индекс равен 95,76, что ниже значения 2 полугодия 2016 года на 0,64 пункта. Напомним, что, начиная со 2 полугодия 2014 года ИПД рос, однако темпы прироста снижались от периода к периоду.

Во втором полугодии 2016 года Индекс впервые за 2 года снизился. Мы предположили, что это начало понижательного тренда, что означает рост лояльности поставщиков к просрочкам своих клиентов и смягчение политики коммерческого кредитования. Результаты 1 квартала 2017 года подтвердили выдвинутую ранее гипотезу. С 2017 мы проводиv исследование 1 раз в квартал, чтобы оперативнее выявлять тренды и более качественно анализировать изменения. В этом исследовании мы считаем некорректным сравнивать результаты с предыдущими из-за разницы в длительности периодов.

График 1. Значение и динамика ИПД, 2014–2017 гг.

Значение и динамика ИПД, 2014–2017 гг.

Иконка PDFСкачайте полный вариант исследования >>

Влияние экономических и политических факторов на платежную дисциплину

Значение ИПД обратно зависит от общей экономической ситуации. Это объясняется тем, что чем хуже макроэкономические показатели (курс национальной валюты, инфляция, ключевая ставка ЦБ РФ, реальные располагаемые доходы населения и, соответственно, конечных спрос), тем осторожнее компании-поставщики относятся к вопросу предоставления товарных кредитов, больше внимания уделяют работе с дебиторской задолженностью, менее охотно увеличивают отсрочки, тщательнее проверяют контрагентов. И, соответственно, наоборот. Для наглядности сопоставим значения ИПД с 2013 года по 1 квартал 2017 года и основные события в Российской экономике за это время.

По итогам 1 квартала 2017 года ВВП показал снижение на 0,3%.  Если отбросить поправку на календарный и сезонный эффект (длинные новогодние праздники, сезонное падение продаж в некоторых отраслях и т.д.), то по данным Внешэкономбанка ВВП вырос на 0,2%. Более того, без учета этих факторов показатель медленно растет уже третий квартал подряд. Эксперты умерены в своих прогнозах, но аккуратно предполагают, что экономика идет на поправку.

Инфляция в анализируемом периоде составила 1,33% (в 2016 5,5%, в 1 квартале 2016 года 2,51%). К сожалению, «слабым звеном» остается потребительский спрос, который держится на достаточно низком уровне. Оборот розничной торговли снова снизился в 1 квартале относительно аналогичного периода 2016 года. Хотя стоит отметить, что темп снижения замедлился (-1,8% в 1 квартале 2017 года против - 5% в 1 квартале 2016 года). Ключевым моментом, который не позволяет вернуть спрос на докризисный уровень – реальные доходы населения. По официальным данным в первом квартале 2017 года реальные располагаемые доходы россиян хоть и незначительно, но снизились по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году на 0,2%. Аналитики говорят об активизации потребителей и росте количества покупок, но, если такая тенденция и намечается, пока она не отражается на статистических показателях. Тем не менее, сегодня уже с уверенностью можно сказать, что в целом ситуация в экономике постепенно стабилизируется, бизнес и покупатели адаптировались к новым условиям, но до докризисных показателей 2013 года пока далеко.

Об улучшении деловой активности говорят не только официальные цифры статистики, но и сам бизнес. Так, 52,8% участников опроса НФК указали, что в 1 квартале у них увеличился объем продаж в натуральном выражении (в коробках, штуках, упаковках) относительно предыдущего квартала, при этом 4 квартал – период традиционного роста продаж в связи с новогодними праздниками. Еще четверть респондентов отметили, что объем продаж не изменился

График 2. Объем продаж (в натуральном выражении) в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

Объем продаж (в натуральном выражении) в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

При этом большинство компаний ощущают на себе давление конкурентов. Мы попросили респондентов оценить по 10-бальной шкале конкуренцию в отрасли. Минимальная оценка – 3 балла, наибольшее количество оценок приходится на 5 и 7 баллов. Самыми высококонкурентыми отраслями (оценка 10 баллов) по мнению участников рынка стали строительные и отделочные материалы, товары для животных, продукты питания, кабельно-проводниковая продукция.

График 3. Оценка респондентами уровня конкуренции в своих отраслях

Оценка респондентами уровня конкуренции в своих отраслях

Рост продаж напрямую связан с возможностью предоставления отсрочки платежа. 63,2% респондентов, отметивших рост продаж в 1 квартале, указали рост доли отгрузок на условиях отсрочки платежа. Если рассмотреть отдельно сегмент компаний, продажи которых выросли в 1 квартале в 2 раза и выше, то абсолютно все из них стали отгружать с отсрочкой платежа больше.

График 4. Доля отгрузок на условиях отсрочки платежа в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

Доля отгрузок на условиях отсрочки платежа в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

При этом большая часть участников ИПД (66,7%) не увеличили срок предоставляемой отсрочки, что говорит об осторожном и поступательном смягчении политики коммерческого кредитования.

График 5. Средний срок предоставляемой покупателям отсрочки в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

Средний срок предоставляемой покупателям отсрочки в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

Треть опрошенных компаний отмечают, что у них нет проблемной дебиторской задолженности, а еще 38,9% отметили, что доля проблемки не изменилась. Это несомненно является результатом тщательной работы с покупателями в предыдущие периоды, а также очень осторожной политикой риск-менеджмета. Среди тех компаний, которые отметили рост проблемной задолженности, 60% ведут политику активных продаж и увеличили объем отгружаемой продукции.

График 6. Доля проблемной дебиторской задолженности в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

Доля проблемной дебиторской задолженности в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

В рамках опроса мы поинтересовались, какие инструменты бизнес использует для улучшения платежной дисциплины. Самыми распространенными методами является сбор задолженности силами сотрудников отдела продаж (36,2%) и факторинг (34,0%). На третьем месте – создание собственного отдела по работе с дебиторской задолженностью (19,1%). Интересно, но факт: все компаний, у которых выросла проблемная задолженность в 1 квартале 2017 года, для ее сбора используют ресурсы собственных сотрудников (отдел продаж или специальный отдел). Только 2,1% респондентов не делают ничего для улучшения дисциплины.

График 7. Какие меры вы принимаете для улучшения платежной дисциплины ваших покупателей

Какие меры вы принимаете для улучшения платежной дисциплины ваших покупателей

Несмотря на рост продаж у большей части респондентов, ситуация с условиями закупки товаров у не такая радужная: только 22,2% отметили увеличение доли закупок на условиях отсрочки платежа.

Иконка PDFСкачайте полный вариант исследования >>

График 8. Доля закупок на условиях отсрочки платежа в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

Доля закупок на условиях отсрочки платежа в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

Также не изменился и срок предоставляемой поставщиками отсрочки. А у тех, у кого он изменился, наблюдается прямая зависимость: если доля закупок на условиях отсрочки платежа растет, то растет и длительность отсрочки и наоборот. Интересно, что у всех респондентов, которые допускают просрочки, не изменился или даже увеличился срок отсрочки от поставщиков. Если поставщики и сокращали срок отсрочки, то незначительно – от 1 до 7 дней. Такая ситуация характерна для рынка покупателя, когда поставщики готовы сквозь пальцы смотреть на просрочки, чтобы сохранить крупных покупателей.

График 9. Как изменился срок отсрочки, которую вы получаете от своих поставщиков в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

Как изменился срок отсрочки, которую вы получаете от своих поставщиков в 1 квартале 2017 года относительно предыдущего квартала

Предыдущий тезис подтверждает и платежная дисциплина наших респондентов – только 36,8% опрошенных компаний оплачивают поставки до даты платежа, строго в день платежа или по внутреннему графику, но с соблюдением сроков по договорам. Примерно такая же доля респондентов (34,8%) признается, что все же допускают незначительные просрочки. Распространенная практика – оплата счетов по собственному графику платежей, независимо от того, какой срок прописан в договоре (23,7% респондентов). В целом, просрочки допускают 60,5% респондентов.

Среди «растущих» в 1 квартале компаний (тех, у кого вырос объем продаж) все же больше оказалось дисциплинированных компаний (52,7%). 5,3% оплачивают поставки авансом, остальные говорят, что платят по собственному графику или допускают просрочки.

Выявилась и еще одна зависимость: 80% компаний, у которых в 1 квартале выросла проблемная дебиторская задолженность, сами часто допускают просрочки.

График 10. Как вы обычно оплачиваете счета, выставленные поставщиками в адрес вашей компании

 Как вы обычно оплачиваете счета, выставленные поставщиками в адрес вашей компании

ИПД в разрезе срока отсрочки, прописанного в договоре

Мы можем следить, как меняется платежная дисциплина в зависимости от срока отсрочки, который указан в договоре поставки между поставщиком и покупателем. В первом квартале (как, впрочем, и всегда) лучше всего платят по договорам со сроком отсрочки до 30 дней.  

График 11. Значение ИПД в разрезе срока отсрочки, прописанного в договоре поставки

Значение ИПД в разрезе срока отсрочки, прописанного в договоре поставки

Для того, чтобы понять почему так сильно отличается значение ИПД в зависимости от срока отсрочки по договору поставки, нужно проанализировать структуру оплат по поставкам (График 12).

График 12. Структура просрочек

Структура просрочек

Как видно на графике, лучше всего дебиторы платят по договорам, в срок отсрочки по которым до 30 дней. В этом случае самая высокая доля – доля вовремя оплаченных поставок (51,41%), а доля критических просрочек (свыше 90 дней) минимальная из всех групп договоров. Такой результат предсказуем – короткий срок отсрочки чаще всего по договорам поставок товаров с высокой оборачиваемостью. К тому же чем короче срок отсрочки, тем меньшую просрочку считают допустимой покупатели. Как результат – 35,13% просрочек по этим поставкам не превышает 15 дней. Они чаще всего носят «технический» характер и не говорят об ухудшении финансового состояния дебитора.

Самый «популярный» срок отсрочки среди клиентов НФК – 31–60 дней (45,69% от общего количества переданных поставок). В этот диапазон попадает большинство договоров, заключенных с федеральными торговыми сетями. Возможно именно этот факт повлиял на то, что при таком сроке отсрочки больше всего технических просрочек (до 15 дней) и просрочек 16–30 дней. Однако на низкое значение ИПД (93,59) по таким договорам повлияла значительная доля длительных просрочек (более 60 дней) – 20,61%.

У договоров с отсрочкой 61-90 дней ИПД составил 95,85. Как правило, договора с такой длительной просрочкой находятся у поставщиков на «особом контроле», потому что за 3 месяца отсрочки может произойти множество событий, которые окажут существенное влияние на бизнес покупателя.  В первом квартале самая распространенная просрочка – до 15 дней, а доля просрочек более 15 дней по таким договорам сравнительно небольшая – 11,79%. Это даже меньше, чем у договоров с отсрочкой 0 –30 дней (13,46%).

Самым «опасным» сроком отсрочки является срок более 91 дня. Обычно такую длительную отсрочку предоставляют дебиторам с хорошей платежной дисциплиной, с которыми работают давно, но даже при этом сохраняется высокий риск неоплаты. Это подтверждает и имеющаяся статистика: самая маленькая доля вовремя оплаченных поставок (19,0%) и самая большая доля поставок, оплаченных с просрочкой свыше 90 дней (0,7%), именно по этим договорам.

Иконка PDFСкачайте полный вариант исследования >>

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль