Как оценить эффективность бизнес-направлений по рентабельности продаж

171
Если рентабельность или прибыль одного из направлений бизнеса ниже целевых значений, не стоит торопиться закрывать его. Сначала убедитесь, что его ликвидация не обернется убытками и падением рентабельности для всей компании. Как выявить невыгодные направления с помощью оценки рентабельности – подробно в наших рекомендациях.

Если собственник планирует оптимизировать структуру бизнеса или отказаться от одного из его направлений (например, из-за того, что оно требует значительных усилий или убыточно), оцените, как это отразится на результатах деятельности компании.

От направления выгодно отказываться, только если это приведет к улучшению общих финансовых показателей бизнеса (чистой прибыли, рентабельности).

Для сравнения эффективности бизнес-направлений сопоставьте их рентабельность продаж:

  • по чистой прибыли;
  • по прибыли от реализации;
  • по коэффициенту маржинального дохода.

Как сопоставить рентабельность продаж по чистой прибыли для разных направлений бизнеса

Чтобы сравнить разные направления бизнеса группы компаний, оцените динамику рентабельности их продаж по чистой прибыли за последние два–три года (в целом или, если сезонные колебания не значительны, поквартально).

Формула 1. Расчет рентабельности продаж по чистой прибыли

Расчет рентабельности продаж по чистой прибыли

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  ROSP

Рентабельность продаж по чистой прибыли

% или ед.

Результат расчета

  P

Чистая прибыль

руб.

Управленческий отчет о доходах и расходах или бухгалтерский отчет о финансовых результатах за рассматриваемый период (год в целом или поквартально)

  S

Выручка (стоимость реализованной продукции без НДС)

руб.

Управленческий отчет о доходах и расходах или бухгалтерский отчет о финансовых результатах за рассматриваемый период (год в целом или поквартально)

Этот этап анализа позволяет получить обобщенный результат без детализации. Если он однозначно устраивает руководство, дальнейший углубленный анализ рентабельности можно не проводить.

Как оценить рентабельность продаж по прибыли от реализации для разных направлений бизнеса

Рентабельность продаж по прибыли от реализации позволяет сравнить направления бизнеса без учета внереализационных операций (связанных с долевым участием в других организациях, уплатой пеней и штрафов, процентов по кредиту и т. д.). Так можно оценить только результаты операционной (основной) деятельности.

Этот показатель рентабельности бизнес-направлений также стоит проанализировать за последние два–три года (в целом или, если сезонные колебания не значительны, поквартально).

Формула 2. Расчет рентабельности продаж по прибыли от реализации

 Расчет рентабельности продаж по прибыли от реализации

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  ROSSI

Рентабельность продаж по прибыли от реализации

% или ед.

Результат расчета

  SI

Прибыль от реализации

руб.

Управленческий отчет о доходах и расходах или бухгалтерский отчет о финансовых результатах (стр. 2200) за анализируемый период (год в целом или поквартально)

  S

Выручка (стоимость реализованной продукции без НДС)

руб.

Управленческий отчет о доходах и расходах или бухгалтерский отчет о финансовых результатах за анализируемый период (год в целом или поквартально)

Как сравнить коэффициенты маржинального дохода для разных направлений бизнеса

Используя коэффициент маржинального дохода (или коэффициент покрытия), можно сравнить эффективность бизнес-направлений без учета влияния их постоянных расходов, а также компании в целом.

Формула 3. Расчет коэффициента маржинального дохода

 Расчет коэффициента маржинального дохода

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  KMD

Коэффициент маржинального дохода (или коэффициент покрытия)

% или ед.

Результат расчета

  MD

Маржинальный доход

руб.

Определяется как разница между выручкой без НДС и переменными затратами по данным управленческой отчетности за рассматриваемый период (год в целом или поквартально)

  S

Выручка (стоимость реализованной продукции без НДС)

руб.

Управленческий отчет о доходах и расходах или бухгалтерский отчет о финансовых результатах за рассматриваемый период (год в целом или поквартально)

Как оценить выгоду или убыточность бизнес-направления

Направления, рентабельность продаж которых самая высокая (по всем представленным выше показателям), выгодны компании.

Если нужно оценить, насколько выгодна компании продуктовая линейка, отдельные продукты, филиалы, магазины, не выделенные на отдельный баланс, тогда стоит рассчитать их рентабельность продаж по формуле 2 и коэффициент маржинального дохода по формуле 3. При этом если учитывать доходы и расходы в детализации по анализируемым объектам (филиалам, магазинам, продуктам), то оценка рентабельности продаж будет точнее. Так не возникнет погрешностей распределения.

У направления в сравнении с другими может быть максимальная рентабельность по маржинальному доходу, при этом более низкая рентабельность по прибыли от реализации. Это означает, что у него высокий уровень постоянных расходов. Нужно разобраться, связаны ли они непосредственно с этим направлением (например, аренда, амортизация) или касаются деятельности бизнеса в целом (к примеру, расходы на управление).

Если у направления относительно высокая рентабельность по прибыли от реализации, но низкая по маржинальному доходу, то у него небольшой уровень постоянных расходов. Такие направления приоритетны для компании.

Оценив рентабельность продаж бизнес-направлений, выберите самые выгодные из них. Для остальных рассчитайте их маржинальный доход. Даже если рентабельность направления минимальна, оно может быть необходимо бизнесу, поскольку покрывает определенный объем постоянных расходов. Поэтому принимать решение об отказе от него на основе лишь анализа рентабельности некорректно.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль