Как оценить эффективность бизнес-направлений по маржинальному доходу

116
Если вы планируете закрыть одно из направлений бизнеса – не спешите. Проверьте, насколько его показатели отличаются от показателей других направлений, как ликвидация повлияет на рентабельность всей компании.

Перед тем как отказаться от какого-либо направления своего бизнеса, оцените, как это отразится на результатах работы всей компании. Если общие финансовые показатели возрастут – направление можно исключить. Разобраться в этом поможет анализ маржинального дохода.

Маржинальный доход служит источником покрытия постоянных расходов (в т. ч. общих для всего бизнеса, например, на содержание управляющей компании, выплаты совету директоров и т. п.) и формирования общей прибыли. Если отказаться от направления, которое вносит существенный вклад в общий маржинальный доход, потребуется больше отдачи от всех оставшихся.

Анализ маржинального дохода проведите в три этапа:

  • оцените долю маржинального дохода каждого направления в общем маржинальном доходе бизнеса;
  • оцените достаточность маржинального дохода каждого направления;
  • сравните маржинальные доходы рассматриваемых направлений.

Показатели по группе компаний рассчитывайте без внутригрупповых оборотов.

Как оценить долю маржинального дохода одного направления в общем доходе бизнеса

Чтобы оценить долю маржинального дохода каждого направления в общем маржинальном доходе бизнеса, используйте следующую формулу:

Формула 1. Расчет доли маржинального дохода направления в общем маржинальном доходе бизнеса

Расчет доли маржинального дохода направления в общем маржинальном доходе бизнеса

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

 DMD

Доля маржинального дохода направления в общем маржинальном доходе бизнеса

ед.

Результат расчета

  MDi

Маржинальный доход направления

руб.

Определяется как разница между выручкой (без НДС) по направлению и его переменными затратами по данным управленческого учета за рассматриваемый период (год в целом или поквартально)

  Маржинальный доход бизнеса

Маржинальный доход бизнеса

руб.

Определяется как разница между выручкой (без НДС) компании и переменными затратами по данным управленческого учета за рассматриваемый период (год в целом или поквартально)

Чем больше вклад направления в общий маржинальный доход, тем оно значимее для компании (как детально проанализировать маржинальный доход направления, см. Как провести факторный анализ изменения маржинального дохода).

Как определить достаточность маржинального дохода бизнес-направления

Для определения достаточности маржинального дохода каждого направления бизнеса компании можно использовать два подхода.

Первый – сравнить маржинальный доход с постоянными расходами направления. Если разница отрицательная, направление невыгодно компании. Это упрощенный подход, который позволяет определить минимально достаточный уровень маржинального дохода.

Второй – исходить из того, что маржинальный доход служит источником не только покрытия постоянных расходов, но и прибыли компании. Тогда достаточность маржинального дохода нужно определять по формуле:

Формула 2. Расчет достаточности маржинального дохода направления

 Расчет достаточности маржинального дохода направления

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  SMD

Достаточность маржинального дохода

ед.

Результат расчета

  MDi

Маржинальный доход направления

руб.

Определяется как разница между выручкой (без НДС) по направлению и его переменными затратами по данным управленческого учета за рассматриваемый период (год в целом или поквартально)

  FC

Постоянные расходы

руб.

Данные управленческого учета. Косвенные затраты направления плюс косвенные затраты бизнеса в целом, отнесенные на это направление. Для компаний группы – управленческий отчет о доходах и расходах или бухгалтерский отчет о финансовых результатах (стр. 2210 и стр. 2220)

  I

Проценты по кредитам

руб.

Данные управленческого учета – часть процентов, отнесенная на бизнес-направление. Для компаний группы – управленческий отчет о доходах и расходах или бухгалтерский отчет о финансовых результатах (стр. 2330)

  T

Налоги

руб.

Данные управленческого учета – часть налога на прибыль, отнесенная на бизнес-направление. Для компаний группы – управленческий отчет о доходах и расходах или бухгалтерский отчет о финансовых результатах (стр. 2410)

  P

Целевая прибыль

руб.

Для компаний группы или филиалов определяется по формуле 3, для товаров или продуктовых линеек устанавливается экспертно

Если результат больше или равен нулю, то маржинального дохода достаточно.

Формула 3. Расчет целевой прибыли

 Расчет целевой прибыли

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  Pc

Целевая прибыль

руб.

Результат расчета

  E

Собственный капитал

руб.

Для компаний группы – бухгалтерский или управленческий баланс. Если направления не выделены на отдельный баланс, собственный капитал можно распределить между ними, например, пропорционально стоимости активов (или только основных средств), используемых направлением

  ROE

Целевая рентабельность собственного капитала

%

Планы и бюджеты компании, распоряжения собственников

Как сопоставлять маржинальные доходы разных направлений бизнеса

Чтобы определить наименее выгодный компании бизнес («кандидата на выбытие»), сравните маржинальные доходы рассматриваемых направлений и выявите те, у которых маржинальный доход:

  • меньше, чем у других направлений;
  • не покрывает постоянные расходы;
  • занимает минимальную долю в общем маржинальном доходе;
  • не позволяет достичь целевого значения прибыли по направлению.

Если маржинальный доход не покрывает постоянные расходы, от направления целесообразно отказаться. Исключение – социально значимые и развивающиеся направления, а также те, что обслуживают бизнес (управляющая компания, предприятия – держатели активов и т. п.). Решение о необходимости сохранить их руководство и собственники принимают по нефинансовым критериям.

Во всех остальных случаях необходимо проанализировать последствия отказа от направления.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль