Мозговой штурм: одна голова хорошо, а много лучше

550
Мозговой штурм: одна голова хорошо, а много лучше
Метод мозгового штурма пришел к нам из Америки, укоренился и обрел популярность. Впрочем, чужеземная мозговая атака вполне соответствует и вполне русской пословице «ум хорошо – а два лучше». «Не два, а много», – поправили бы сторонники брейнсторминга. И это так: чем больше (в разумных пределах) людей участвует в мозговом штурме, тем больше самых разных, подчас неожиданных идей может родиться.

Суть метода мозгового штурма

Суть метода мозгового штурмаМетод мозгового штурма пришел к нам из Америки, укоренился и обрел популярность. Впрочем, чужеземная мозговая атака вполне соответствует и вполне русской пословице «ум хорошо – а два лучше». «Не два, а много», – поправили бы сторонники брейнсторминга. И это так: чем больше (в разумных пределах) людей участвует в мозговом штурме, тем больше самых разных, подчас неожиданных идей может родиться.

В каких случаях уместно прибегнуть к методу мозгового штурма? Как правило, штурмуют конкретную задачу, проблему, которую иным способом решить не удается. Нередко этим методом пользуются творческие коллективы, где очень нужны свежие мысли. Поскольку метод предполагает отсутствие критики (это очень важно!) в момент обсуждения, то коллеги чувствуют себя свободно и могут генерировать некий, на первый взгляд, «бред», который, однако, может привести к полезным идеям.  Как известно, мозговые штурмы с пиццей – излюбленное времяпрепровождение программистов. Но и в управлении от мозгового штурма может быть польза, ибо он позволяет взглянуть на проблему под разными углами.

Скачайте полезные документы:

Иконка WordПорядок подготовки к переговорам

Иконка WordПорядок проведения конкурентных переговоров

Этапы мозгового штурма

Подготовка к мозговому штурмуМожно выделить три основных этапа мозгового штурма.

  1. Подготовка к мозговому штурму
  2. Собственно, сам штурм
  3. Оценка его результатов.

Правильная подготовка мозгового штурма обеспечивает львиную долю его успеха.

Постановка задачи штурма

Важно правильно сформулировать задачу (или отобрать несколько задач) для мозгового штурма. Не стоит пытаться убить кучу зайцев одним выстрелом и «распыляться» на решение всех накопившихся проблем: это создаст чрезмерную нагрузку на мозги сотрудников, которым будет трудно генерировать сразу много идей по самым разным темам. Желательно за несколько дней до этого мероприятия сообщить его участникам о той проблеме, которую предполагается обсудить.

Отбор участников

Кто будет участвовать: отдел или его часть? Или, может, сразу два подразделения? Все сотрудники или только руководители отделов? Или, может быть, необходимо привлечь сотрудников компании-партнера? Все это нужно решить еще до мероприятия и оповестить за несколько дней о нем участников, указав круг обсуждаемых проблем. Очень важна психологическая совместимость участников: явно конфликтующие в присутствии друг друга могут просто замкнуться и не высказывать предложения. Слишком тихих и робких сотрудников вряд ли имеет смысл приглашать: они все равно постесняются проявить себя при скоплении народа. Точно также не всегда удачной бывает идея позвать слишком самоуверенного коллегу: тот, кто всегда прав, просто не будет прислушиваться к мнению коллег и думать в предложенном ими направлении. Мало смысла, если в штурме участвуют сотрудники отдела и их авторитарный руководитель: вряд ли кто-то рискнет при нем высказать действительно смелую мысль. Лучше назначить чуть больше человек, чем требуется, поскольку кто-то может заболеть или не присутствовать на штурме по иной причине. Слишком много людей привлекать не имеет смысла: все будут перекрикивать друг друга.  Необходимо выбрать также модератора (ведущего) и/или секретаря, который будет записывать идеи. В случае, например, мозгового штурма среди руководителей это может быть и секретарь по должности. Модератор должен озвучивать задачи, регулировать процесс, чтобы он не превратился в хаос, снижать степень накала при обсуждении.

Время проведения

Время проведения мозгового штурмаКрайне важно правильно выбрать время. Если штурм назначить ближе к концу рабочего дня, то он гарантировано обернётся провалом. Сотрудники будут нервно смотреть на часы и гадать, отпустят ли вовремя, успеют ли они в сад за ребенком, в театр или в гости. К тому же к вечеру многие устают, и мозг отказывается быстро и нестандартно соображать. Да и чувство голода (обед был давно) не лучший помощник креативу. Впрочем, вряд ли стоит штурмовать проблемы и сразу после обеденного перерыва: сытость не располагает к мозговой активности. Сразу после начала трудового дня собираться также смысла не имеет: кто-то опоздает, а природные совы так вообще ещё не совсем проснулись. Пожалуй, один из удачных вариантов – спустя час после старта работы: все пришли, выпили кофе и настроились на рабочий лад. Это подтверждается исследованиями психологов и физиологов: по их мнению, наиболее активен и креативен наш мозг примерно с 10 до 12 часов дня.
Сколько по времени может длиться штурм – зависит от проблемы. Если нужно решить мелкую и весьма конкретную задачу (например, выбрать рекламный слоган для одного из плакатов), то штурм может занять всего несколько минут. Если же речь пойдет об определении стратегии развития подразделения, то мозговая атака может затянуться.

Важно, чтобы участники штурма не были ограничены во времени: будет очень обидно, если придется прервать успешное обсуждение, только-только нащупав верный путь, из-за того, что у кого-то из них назначена другая встреча.

Место встречи

Немаловажный вопрос: где собираться? Нежелательно это делать на рабочем месте кого-то из коллег: наверняка будут отвлекать телефонные звонки, звук сообщений в icq, skype или соцсетях. Да и коллеги могут забежать с разными вопросами. Оптимально – переговорная, конференц-зал или иное помещение, предназначенное специально для встреч или совещаний. В помещении должно быть заранее приготовлено все необходимое, проверена работа всех устройств. Поиски недостающих маркеров или неработающий проектор могут помешать обсуждению. Обязательна питьевая вода, а если штурм может затянуться на несколько часов, то и еда: печень или даже пицца, а также чай и кофе.

Что учесть при проведении мозгового штурма

Что учесть при проведении мозгового штурмаИтак, штурм готов, коллеги рвутся в бой. Когда все собрались, модератор называет задачи, которые нужно обсудить, а также знакомит между собой незнакомых участников и напоминает всем правила штурма. Можно предлагать абсолютно любые идеи и нельзя критиковать мысли других участников. При обсуждении секретарь или модератор фиксирует все предложения. Впрочем, нередко делают записи и сами участники. Если обсуждение уходит далеко от темы, то модератор возвращает всех в нужное русло, но при этом тактично, а не в приказном порядке. При необходимости модератор может объявить паузу для перекуса или кратковременного отдыха.

Техники проведения мозгового штурма

Как добиться наиболее свободного и незашоренного порождения идей? Для этого можно использовать самые разные психологические техники. Можно предложить взглянуть на проблему как бы со стороны, глазами другого человека. Например, сотрудники производственной компании могут представить себя потребителями и обсуждать новый продукт так, как если бы они сами хотели его использовать. При этом нужно представить себя именно таким, каким потребитель является – женщиной, если продукция для женщин (даже если среди участников есть мужчины), человеком с избыточным весом, если товары предназначены для них, и т.д. Иногда предлагаются и более неожиданные техники: представить себе, что решаешь данную задачу не сейчас, а 300 лет назад, или, наоборот, через 200 лет, или не в России, а где-нибудь в Южной Африке.  Можно объединять для удобства несколько идей в одну, более крупную, или по ходу обсуждения дробить задачи на мелкие. Можно нарисовать свою идею на доске в виде схемы – или даже в виде какого-то фантастического существа. Еще вариант - представить себе, что все предложенное дало совсем не тот результат, на который рассчитывали, и исходить из этого.

Итоги

После завершения мозговой атаки необходимо оценить ее итоги. «Оценщики» (это могут быть руководители) просматривают все записанные предложения, отбраковывают негодные, обсуждают распределяют по степени полезности подходящие, оценивают, все ли аспекты проблемы получили решение, обсуждают, как реализовать придуманное. Иногда приходится проводить еще один мозговой штурм, в том же или в видоизмененном составе.

Современные модификации мозговой атаки

Современные виды мозгового штурмаВыше рассказывалось про стандартный, классический brainstorming. Но существуют и его варианты: например, его можно проводить письменно (участники пишут идеи на карточках, потом обмениваются ими) или дистанционно (в режиме телемоста, телеконференции и т.д.).

Последний вариант удобен в том случае, если его участники находятся далеко друг от друга, и собрать их в одном месте невозможно. Мозговой штурм настолько полюбился компаниям, что те изобрели самые разные его виды.

Обратный штурм

Например, можно провести обратный штурм: то есть взять какой-то продукт (услугу) и раскритиковать его, обнаружить все его изъяны (актуальные либо возможные в будущем), а затем совместно задуматься об их устранении.

Несмотря на вышесказанное требование группы участников, мозговую атаку может провести и один человек. В этом случае ему придется быть единым во всех лицах: и генератором идей, и секретарем, и оценщиком. Такая атака на мозг не может длиться долго, обычно на нее тратится не больше десяти минут.

Прямая атака

Существует также так называемый метод прямого мозгового штурма. При нем участники сами формулируют проблему для обсуждения. Например, они собираются для обсуждения развития компании и в ходе штурма определяют сначала главную задачу (ставка на привлечение новых клиентов или повышение лояльности существующих), а затем уже обсуждают, как ее можно решить.

Массовый штурм

Массовый штурм применяется для решения глобальных задач. Сначала создается группа, которая разбивает исходную цель на части. Затем отдельно по каждой части проводится метод мозговой атаки. И в финале руководители каждой подгруппы собираются вместе и обсуждают все полученные предложения.

В некоторых случаях полезно сочетать разные виды мозгового штурма. Например, метод двойного мозгового штурма выглядит следующим образом: сначала происходит прямой мозговой штурм, затем полученные идеи обсуждаются, а затем участники продолжают выдвигать идеи.

Для решения сверхсрочных задач может использоваться более сложный вариант, эдакий комплексный штурм. Его основные этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с идеями и комментариями и оценка их, выбор нескольких лучших вариантов (при этом указываются их плюсы и минусы, затем проводятся мини-штурмы (можно по группам), и создается окончательный список лучших идей с ранжированием их по степени полезности. При этом варианте штурма от сотрудников требуется высокая квалификация, умение и желание работать в команде, опыт участия в мозговых атаках, наличие большого количества времени. При этом чрезвычайно важна роль модератора, который должен приложить все усилия, чтобы обсуждение не переросло в конфликт.

Тем не менее, какой бы вид штурма ни был выбран и как бы тщательно он ни был подготовлен, нужно понимать, что мозговая атака – не панацея, даже если фирме не хватает нового взгляда на привычные вещи или нестандартного подхода. Случается, что участники слишком сильно увлекаются фантазиями и из них не рождается что-либо действительно полезное. Иногда оказывается, что на практике вроде бы и не плохие идеи слишком сложно реализовать. Случается, что и руководство фирмы не готово реализовать смелые идеи подчиненных. В общем, результат штурма мозгов обычно предугадать невозможно. Но в этой непредсказуемости и есть его сила.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль