Как спрогнозировать, с какими показателями компания завершит год

148
Чтобы подвести предварительные итоги года, разделите статьи бюджета по принципу Парето. Прогнозируйте детально статьи, на которые приходится 80 процентов доходов или расходов. Подробнее о том, как это сделать – в наших рекомендациях.

Условия работы компании меняются так стремительно, что бюджет устаревает сразу, как только его приняли. Выручает прогноз исполнения бюджета. Ориентируясь на его цифры, финансовый директор понимает, как распределить ресурсы, что сделать, чтобы исполнить годовые цели на 100 процентов.

Плюс прогнозные показатели пригодятся, когда собственник поинтересуется предварительными итогами деятельности компании.

Чтобы получить достоверный прогноз, используйте по отдельности или комбинируйте семь методов: от экспертной оценки до вероятностного анализа. Сначала ранжируйте бюджетные статьи по убыванию. Значимые статьи, на которые приходится 80 процентов расходов или доходов, прогнозируйте детально. Несущественные статьи, вошедшие в оставшиеся 20 процентов, пересчитайте более простыми методами.

Самый простой и доступный способ выяснить в октябре, исполнит ли компания бюджет до конца года, – просуммировать фактические значения доходов и расходов за январь–сентябрь и плановые цифры за октябрь–декабрь. Для выручки, например, использовать формулу:

Формула. Расчет прогнозируемой выручки от продаж

Расчет прогнозируемой выручки от продаж

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  ВРМ

Планируемая выручка от продаж

руб.

Результат расчета

  СПМ

Продажи за последний месяц

руб.

Управленческая или бухгалтерская отчетность, данные скорректировать по фактору сезонности

  Трм

Среднемесячный темп роста в исследуемом периоде

%

Рассчитывается по формуле

  Ис

Индекс сезонности

%

Определяется как отношение фактической выручки к значению тренда

На таком прогнозе допустимо остановиться, если:

  • компания работает на стабильном рынке, ее внешняя и внутренняя среда существенно не изменились и останутся такими же до конца бюджетного периода;
  • фактические показатели стабильны, отклоняются от плановых не более чем на 5 процентов;
  • бизнес высокомаржинальный, денег хватает на все расходы, на любые кассовые разрывы.

Для всех остальных компаний сложить факт с планом – лишь грубая, первая прикидка. Чтобы сформировать точный прогноз, придется разбираться с каждой крупной статьей доходов и расходов по отдельности.

Как прогнозировать до конца года несущественные статьи бюджета

Не тратьте много времени на мелкие статьи бюджета. Даже если ошибетесь, эту погрешность размоют крупные цифры. Можно пересчитать несущественные статьи бюджета по средней или воспользоваться помощью экспертов.

Средняя. Прогноз для статей доходов и расходов сформируйте так: посчитайте среднемесячное значение по статье за фактический период и перенесите на оставшиеся месяцы года. Если есть мелкие статьи, растущие последнее время, например четыре месяца на 100 процентов и более, то среднюю рассчитайте только за эти месяцы.

Экспертная оценка. Попросите нескольких сотрудников компании, чья работа напрямую связана с бюджетным показателем, составить свой прогноз. Присвойте экспертам вес и соберите оценки в консенсус-прогноз. Например, один эксперт считает, что в сентябре покупатели задержат оплату и коэффициент оборачиваемости дебиторки составит 0,95. Другие два эксперта дали иные прогнозы – 0,95 и 1,10. Их мнение одинаково важно, поэтому вес каждой оценки – 33,3 процента. Консенсус-прогноз коэффициента – 0,98 (0,95 × 0,333 + 0,90 × 0,333 + 1,1 × 0,333).

Как составить точный прогноз для крупных статей бюджета

Если нужен детальный прогноз по существенным статьям бюджета, пересмотрите входные параметры и статьи бюджетной модели:

  • определите тенденции;
  • оцените взаимосвязь;
  • рассчитайте корреляцию;
  • оцените вероятность событий.

Тенденции. Чтобы получить прогноз с учетом тенденций, действуйте так:

  • постройте в Excel график по факту;
  • выделите на графике кривую и кликните по ней правой кнопкой мыши, выберите опцию «Добавить линию тренда»;
  • укажите программе, по какой функции строить тренд, добавьте на график его уравнение и коэффициент достоверности аппроксимации R2. Чем ближе R2 к 1, тем достовернее прогноз. Идеально, когда он в диапазоне 0,85–1,00;
  • поменяйте в графике функцию тренда, пока не получите вариант с лучшим коэффициентом аппроксимации;
  • подставьте формулу из графика в прогноз.

Когда допустимо прогнозировать доходы или расходы с помощью уравнения тренда:

  • статья существенна и независима от других;
  • среднеквадратическое отклонение по фактическим значениям составляет 20 процентов от средней и более;
  • по графику заметна тенденция: рост или спад показателя.

Чем больше фактических данных, тем точнее прогноз. Используйте тренды, если есть хотя бы пять–шесть фактических значений. Если фактических значений в модели не хватает, возьмите недостающие за предыдущие периоды.

Взаимосвязь показателей. Когда известно, что одна бюджетная статья зависит от другой и связь можно выразить через коэффициент, можно сформировать прогноз только для основной статьи. Зависимую пересчитать с помощью коэффициента.

Например, бонусы продавцам фиксированные – 2 процента от выручки. Если умножить 0,02 на прогнозную выручку, получим уточненный план расходов на выплату бонусов.

Метод подходит, если статья существенна и зависима от других. Когда связь между бюджетными показателями неочевидна, проверьте, действительно ли она есть. В Excel рассчитайте коэффициент корреляции по формуле =КОРРЕЛ(Диапазон 1;Диапазон 2), где диапазоны – фактические значения обоих показателей за прошедшие месяцы года.

Если коэффициент корреляции попадает в диапазон 0,7–1,0, связь доказана. Вычислите среднюю пропорцию между основной и зависимой статьей за фактические месяцы, получите прогнозные значения основной статьи, а потом через пропорцию – зависимой.

Например, бонусы продавцам зависят от выполнения плана продаж. Коэффициент корреляции между бонусами и выручкой равен 0,8. Чтобы получить прогноз бонусов, умножают объем продаж на среднее отношение «Бонус к выручке» за фактический период.

Коэффициент корреляции меньше 0,7? Составьте прогноз по другому методу – тенденции, экспертная оценка.

Экспертная оценка. Экспертная оценка не зря относится к методам для сложного прогноза. Если не брать планы с потолка, а подтверждать каждую цифру – это большая работа.

Когда стоит прибегнуть к экспертной оценке:

  • нет надежных фактических данных по статье. Например, открыли новый магазин в сентябре;
  • прогноз другими методами выглядит неправдоподобно. К примеру, рекламный бюджет увеличиваем, а конверсия падает.

В этом случае попросите ответственного за бюджетную статью сотрудника подготовить прогноз до конца года и обосновать его.

Какие данные можно принять в качестве обоснования прогноза:

  • об уже заключенных сделках, которые предстоит исполнить в прогнозных месяцах;
  • о сделках, которые планируется заключить в ближайшие месяцы;
  • о состоявшихся или ожидаемых изменениях внутренней или внешней среды с оценкой их влияния на прогноз.

Дальше устройте допрос с пристрастием эксперту – откуда эта цифра, почему так думаете, чем объясните и т. д. Чем понятнее и логичнее объяснение, тем точнее прогноз.

Вероятность. Если статья сильно зависит от события – произойдет оно или нет, используйте вероятностную оценку. Выясните, с какой вероятностью ждать событие, и корректируйте под эту оценку бюджетный показатель (о том, как планировать доходы и расходы см. Построение бюджетной модели в компании).

Например, коммерческая служба обещает заключить до конца бюджетного периода несколько крупных договоров. На эти сделки приходится значительная доля продаж компании – 50 процентов. Если контракты сорвутся, компания потеряет половину от плановой выручки.

Какую цифру заложить в прогноз? Попросите коммерсантов описать последовательность действий – что нужно сделать, чтобы заключить контракт, и с какой вероятностью это произойдет.

Метод эффективен, если оценивать все крупные потенциальные и существующие сделки. Только не останавливайтесь на нем, подумайте вместе с коллегами, как улучшить вероятность на каждом этапе, составьте план действий и снова пересчитайте вероятность.

Если сделка единственная, то не стоит ориентироваться на вероятностную оценку. Она сорвется, и у компании не окажется ресурсов, чтобы компенсировать потерю.

Готовый прогноз покажет, удастся ли исполнить бюджет, если текущие тенденции сохранятся до конца года. Предварительные итоги устраивают руководство и акционеров? Остановитесь на них. Если нет – подумайте, что сделать, и скорректируйте прогноз под новые действия.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль