Как повысить качество управления дебиторской задолженностью

1365
Бувин Николай
финансовый директор ООО «Литэко»
Чтобы повысить качество управления дебиторской задолженностью, проанализируйте ее динамику, оцените вероятность своевременного погашения и внедрите мероприятия, уменьшающие риск невозврата. Подробнее об этом в статье.

Классический операционный цикл компании состоит из двух последовательных этапов: производственный цикл (оборачиваемость запасов, включая оборачиваемость кредиторской задолженности) и период оборота дебиторской задолженности (ДЗ). Сокращение любой из составляющих приведет к увеличению оборотов и прибыли фирмы. Следовательно, оптимизация соответствующих процессов динамики рабочего капитала – одна из ключевых задач финансового директора. Как правило, структура производства сопряжена со значительным количеством взаимозависящих факторов, поэтому борьбу за сокращение операционного цикла легче начинать с мероприятий по повышению качества управления дебиторской задолженностью.

Этап 1. Анализ динамики дебиторской задолженности

Перед тем, как говорить о том, как повысить качество управления дебиторской задолженностью, проанализируем динамику дебиторской задолженности.

Существуют различные виды дебиторской задолженности по источникам образования:

  • заказчики;
  • поставщики;
  • инвесторы / кредиторы;
  • бюджет;
  • прочие источники образования дебиторской задолженности.

Для более качественного анализа лучше рассматривать только основную группу – дебиторку покупателей и заказчиков, особенно при мониторинге динамики коэффициентов. Отличие сегмента ДЗ потребителей от всех остальных групп заключается в абсолютной принадлежности всех данных к операционной деятельности. В остальных группах могут присутствовать элементы финансовой/инвестиционной деятельности, которые не должны оказывать влияния при оценке эффективности деловых циклов предприятия.

Коэффициент общей оборачиваемости ДЗ

Мониторинг динамики ДЗ логично начать с ретроспективного анализа показателя оборачиваемости (в днях), в два шага:

1. Расчет коэффициента оборачиваемости ДЗ:

Расчет коэффициента оборачиваемости ДЗ

2. Оборачиваемость ДЗ в днях:

Оборачиваемость ДЗ в днях

Оценка текущей оборачиваемости осуществляется посредством сравнительного анализа с предшествующими периодами. При этом полезно проделать данное сравнения с периодами различной продолжительности (месяц, квартал, полугодие, год). Стоит обращать внимание только на тенденции, которые, во-первых, имеют устойчивый характер (то есть распространяются на два и более периода), во-вторых, повторяются на различных временных сценариях.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

Еще одним распространенным приемом анализа дебиторки является коэффициент ее соотношения с кредиторской задолженностью (КЗ). Считается, что показатель менее «1» свидетельствует о нарастающих проблемах предприятия, снижении финансовой устойчивости и/или ликвидности. Несмотря на то, что зачастую тренд действительно совпадает с реальными финансовыми рисками предприятия (устойчивость, ликвидность), практическая полезность такого показателя минимальна. И причиной этого является его неполноценность в части набора компонентов для расчета. К примеру, для расчета ликвидности необходимо также учитывать другие краткосрочные показатели (денежные средства, финансовые вложения, иные обязательства). Что касается оценки устойчивости, то в основе анализа лежит прежде всего отношение прибыли компании к долговым обязательствам (процентам по заемному финансированию) за период.

Доля дебиторки в оборотных активах предприятиях

Другим хорошим инструментом мониторинга дебиторки является расчет ее удельного веса в структуре оборотных активов предприятия. При этом оборотные активы не обязательно должны быть представлены итогом раздела II баланса.

Это может быть усеченный вариант, к примеру, ДЗ + запасы (без учета финансовых вложений, денежного остатка и других краткосрочных активов). Ключевое преимущество данного показателя над оборачиваемостью заключается в определении уровня зависимости или масштаба участия объема ДЗ в операционном цикле фирмы. Существенное влияние на динамику доли ДЗ в активах часто оказывает изменение объема продаж. Если выручка осталась на прежнем уровне, а дебиторка нарастает, необходимо провести аудит качества долгов контрагентов.

Скачайте полезные документы:

Иконка WordПоложение о порядке работы с дебиторской задолженностью

Иконка WordПорядок управления дебиторской задолженностью

Иконка WordПоложение о кредитной политике

Иконка WordРаспоряжение о контроле дебиторской задолженности

Иконка WordРегламент по управлению дебиторской задолженностью

Этап 2. Определение качества дебиторской задолженности

Мы продолжаем говорить о том, как работать с дебиторской задолженностью. Вторым шагом после анализа динамики является оценка качества задолженности на предмет своевременного погашения. В первую очередь лучше провести выборочный мониторинг по крупным контрагентам, а далее по совокупным оборотам.

Основные критерии оценки качества ДЗ:

  • возраст задолженности (с момента образования);
  • доля просроченной задолженности в общей структуре ДЗ;
  • оценка риска неоплаты или несвоевременного погашения.

Классификация ДЗ по срокам погашения

Определение приемлемого значения периода предоставления дебиторки определяется методом сравнения с предыдущими периодами компании. Чтобы визуализировать экономический эффект потерь / выгод от изменения дней погашения можно применить процентную ставку привлечения, к примеру, овердрафта. Что касается классификации данных по срокам (своевременности) и рискам погашения, то первоначально можно выделить три основные группы:

  1. Текущая: срок погашения не наступил, отсутствие информации о рисках несвоевременного погашения.
  2. Просроченная / Проблемная: срок погашения истек, наличие информации о проблемах ликвидности у контрагента, иные риски.
  3. Сомнительная / Безнадежная: истекли два и более сроков, озвученных контрагентом, имеется достоверная информация о существенных рисках погашения задолженности.

Критерии оценки вероятности погашения дебиторки

В основе оценки качества дебиторской задолженности лежит два взаимодополняющих подхода, а именно элементы оценки платежеспособности должника (покупателя) и просроченный период погашения. Для общего анализа финансового состояния компании необходима следующая информация:

  • история сотрудничества с контрагентом;
  • операционная эффективность заказчика (динамика выручки / прибыли, коэффициентов ликвидности);
  • дополнительные факторы: крупные судебные разбирательства контрагента, наличие дополнительного обеспечения сделки (залог / поручительство). 

Оценка качества задолженности по просроченному периоду погашения строится на допущении о снижении вероятности поступления средств по мере увеличения возраста долга, не погашенного в срок. Установку границ для временной оценки можно связать со сроком операционного цикла компании, поскольку (условно) неполучение средств от покупателя в конце цикла вынуждает предприятие привлекать дополнительное финансирование для поддержание текущих оборотов реализации. Норма резервирования невозврата должна быть постепенно нарастающий – элемент эмпирического подхода (см. таблицу 1).

Таблица 1.  Оценка вероятности погашения дебиторки

Возраст просроченной ДЗ

Просроченная ДЗ

Норма погашения

Оценка погашения

Оценка потерь

До 30 дней (1 цикл)

100

75%

75

25

От 30 до 60 дней (2 цикла)

100

50%

50

50

От 60 до 90 дней (3 цикла)

100

25%

25

75

От 90 дней (4 цикла)

100

0%

0

100

Всего

400

150

250

ВИДЕО: Как оценить влияние внешних и внутренних факторов на величину дебиторской задолженности

На величину дебиторской задолженности могут влиять различные факторы. Внешние – факторы, на которые компания практически не может повлиять, но должна учитывать в своей стратегии. Внутренние – факторы, на которые компания может и должна влиять. Подробнее о том, что это за факторы, на видео рассказывает Дмитрий Гинкулов, заместитель генерального директора  по экономике и финансам компании «Артпласт».

Этап 3. Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью

Уменьшение риска невозврата дебиторки реализуется не только с помощью оценки платежеспособности контрагента, но и проработкой условий сотрудничества с покупателями, а также внутренними мерами контроля и мониторинга.

Рассмотрим основные мероприятия для повышения эффективности управления ДЗ.

Создание (актуализация) гибкой кредитной политики

Принципиальный момент в создании кредитной политики (КП) – выбор схемы ее реализации: набор условий для всех заказчиков или тактика индивидуального определения условий. Для формирования действительно полезной для бизнеса КП необходимо учитывать ряд нюансов при создании условий осуществления продаж:

  • макроэкономические показатели отрасли (состояние спроса, поведение конкурентов, характеристики потребителей);
  • существующие (доступные) техники осуществления продаж на рынке;
  •  правовые и финансовые условия взыскания задолженности / переуступки прав требования, а также временные границы реализации этих возможностей.

Формирование системы мотивации и ответственности сотрудников – важный инструмент управления дебиторской задолженностью

В работе по повышению вовлеченности персонала в процесс важны две стороны: система мотивации для менеджеров по продажам и функционирование корпоративной службы аудита дебиторской задолженности. Функционал такой службы заключается:

  • в мониторинге показателей дебиторской задолженности в компании;
  • оценке действий менеджеров по продажам при принятии решений о реализации продукции конкретному заказчику;
  • анализ текущей системы управления ДЗ и поиск путей ее совершенствования.

Разумеется, коммерсанты не должны привлекаться в группу внутреннего контроля. Кроме того, необходимо подготовить и принять к исполнению регламент контроля ДЗ, в котором описываются основные этапы работы с дебиторкой, ответственные лица и основные мероприятия.

Таблица 2. Этапы работы с дебиторкой

Этап цикла ДЗ

Мероприятия

Описание

Ответственный

Период до просрочки

Подписание договора

Определение условий для Заказчика

Коммерческий отдел

Подготовка документов на отгрузку и оплату

-

Бухгалтерия

Контроль отгрузки и оплаты

Подписание актов, накладных (иных документов), информирование Заказчика о крайнем сроке оплаты (передача счета)

Коммерческий отдел

Проверка своевременности оплаты

-

Финансовый отдел

Информирование Заказчика о необходимости оплаты счета

Информирование по факту отгрузки

Коммерческий отдел

Повторное информирование Заказчика о необходимости оплаты счета

Информирование за несколько дней до крайнего срока оплаты

Коммерческий отдел / Финансовый отдел

Период < 1 месяца просрочки

Прекращение поставок

Информирование Заказчика о прекращении поставок из-за неоплаты

Коммерческий отдел

Пересмотр сроков оплаты

Установление нового срока оплаты и получение объяснений о нарушении сроков оплаты (документальное подтверждение)

Коммерческий отдел

Предупреждение о начислении штрафа

Отправка Заказчику уведомления о начислении штрафа за несвоевременную оплату

Коммерческий отдел / Юридический отдел

Период < 3 месяцев просрочки

Штрафные санкции

Начислении штрафа (с уведомлением Заказчика)

Финансовый отдел

Переговоры с руководством Заказчика об уплате долга

Переговоры, звонки с напоминанием об оплате

Коммерческий отдел / Менеджмент

Претензия

Направление Заказчику официального письма (претензии)

Юридический отдел

Период > 3 месяцев просрочки

Подача иска в суд

-

Юридический отдел

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль