Как повысить качество управления дебиторской задолженностью

1225
Бувин Николай
финансовый директор ООО «Литэко»
Чтобы повысить качество управления дебиторской задолженностью, проанализируйте ее динамику, оцените вероятность своевременного погашения и внедрите мероприятия, снижающие риск невозврата. Подробнее об этом в статье.

Классический операционный цикл компании состоит из двух последовательных этапов: производственный цикл (оборачиваемость запасов, включая оборачиваемость кредиторской задолженности) и период оборота дебиторской задолженности (ДЗ). Сокращение любой из составляющих приведет к увеличению оборотов и прибыли фирмы. Следовательно, оптимизация соответствующих процессов динамики рабочего капитала – одна из ключевых задач финансового директора. Как правило, структура производства сопряжена со значительным количеством взаимозависящих факторов, поэтому борьбу за сокращение операционного цикла легче начинать с мероприятий по повышению качества управления дебиторской задолженностью.

Этап 1. Анализ динамики дебиторской задолженности

Перед тем, как говорить о том, как повысить качество управления дебиторской задолженностью, проанализируем динамику дебиторской задолженности.

Существуют различные виды дебиторской задолженности по источникам образования:

  • заказчики;
  • поставщики;
  • инвесторы / кредиторы;
  • бюджет;
  • прочие источники образования дебиторской задолженности.

Для более качественного анализа лучше рассматривать только основную группу – дебиторку покупателей и заказчиков, особенно при мониторинге динамики коэффициентов. Отличие сегмента ДЗ потребителей от всех остальных групп заключается в абсолютной принадлежности всех данных к операционной деятельности. В остальных группах могут присутствовать элементы финансовой/инвестиционной деятельности, которые не должны оказывать влияния при оценке эффективности деловых циклов предприятия.

Коэффициент общей оборачиваемости ДЗ

Мониторинг динамики ДЗ логично начать с ретроспективного анализа показателя оборачиваемости (в днях), в два шага:

1. Расчет коэффициента оборачиваемости ДЗ:

Расчет коэффициента оборачиваемости ДЗ

2. Оборачиваемость ДЗ в днях:

Оборачиваемость ДЗ в днях

Оценка текущей оборачиваемости осуществляется посредством сравнительного анализа с предшествующими периодами. При этом полезно проделать данное сравнения с периодами различной продолжительности (месяц, квартал, полугодие, год). Стоит обращать внимание только на тенденции, которые, во-первых, имеют устойчивый характер (то есть распространяются на два и более периода), во-вторых, повторяются на различных временных сценариях.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

Еще одним распространенным приемом анализа дебиторки является коэффициент ее соотношения с кредиторской задолженностью (КЗ). Считается, что показатель менее «1» свидетельствует о нарастающих проблемах предприятия, снижении финансовой устойчивости и/или ликвидности. Несмотря на то, что зачастую тренд действительно совпадает с реальными финансовыми рисками предприятия (устойчивость, ликвидность), практическая полезность такого показателя минимальна. И причиной этого является его неполноценность в части набора компонентов для расчета. К примеру, для расчета ликвидности необходимо также учитывать другие краткосрочные показатели (денежные средства, финансовые вложения, иные обязательства). Что касается оценки устойчивости, то в основе анализа лежит прежде всего отношение прибыли компании к долговым обязательствам (процентам по заемному финансированию) за период.

Доля дебиторки в оборотных активах предприятиях

Другим хорошим инструментом мониторинга дебиторки является расчет ее удельного веса в структуре оборотных активов предприятия. При этом оборотные активы не обязательно должны быть представлены итогом раздела II баланса.

Это может быть усеченный вариант, к примеру, ДЗ + запасы (без учета финансовых вложений, денежного остатка и других краткосрочных активов). Ключевое преимущество данного показателя над оборачиваемостью заключается в определении уровня зависимости или масштаба участия объема ДЗ в операционном цикле фирмы. Существенное влияние на динамику доли ДЗ в активах часто оказывает изменение объема продаж. Если выручка осталась на прежнем уровне, а дебиторка нарастает, необходимо провести аудит качества долгов контрагентов.

Скачайте полезные документы:

Иконка WordПоложение о порядке работы с дебиторской задолженностью

Иконка WordПорядок управления дебиторской задолженностью

Иконка WordПоложение о кредитной политике

Иконка WordРаспоряжение о контроле дебиторской задолженности

Иконка WordРегламент по управлению дебиторской задолженностью

Этап 2. Определение качества дебиторской задолженности

Мы продолжаем говорить о том, как работать с дебиторской задолженностью. Вторым шагом после анализа динамики является оценка качества задолженности на предмет своевременного погашения. В первую очередь лучше провести выборочный мониторинг по крупным контрагентам, а далее по совокупным оборотам.

Основные критерии оценки качества ДЗ:

  • возраст задолженности (с момента образования);
  • доля просроченной задолженности в общей структуре ДЗ;
  • оценка риска неоплаты или несвоевременного погашения.

Классификация ДЗ по срокам погашения

Определение приемлемого значения периода предоставления дебиторки определяется методом сравнения с предыдущими периодами компании. Чтобы визуализировать экономический эффект потерь / выгод от изменения дней погашения можно применить процентную ставку привлечения, к примеру, овердрафта. Что касается классификации данных по срокам (своевременности) и рискам погашения, то первоначально можно выделить три основные группы:

  1. Текущая: срок погашения не наступил, отсутствие информации о рисках несвоевременного погашения.
  2. Просроченная / Проблемная: срок погашения истек, наличие информации о проблемах ликвидности у контрагента, иные риски.
  3. Сомнительная / Безнадежная: истекли два и более сроков, озвученных контрагентом, имеется достоверная информация о существенных рисках погашения задолженности.

Критерии оценки вероятности погашения дебиторки

В основе оценки качества дебиторской задолженности лежит два взаимодополняющих подхода, а именно элементы оценки платежеспособности должника (покупателя) и просроченный период погашения. Для общего анализа финансового состояния компании необходима следующая информация:

  • история сотрудничества с контрагентом;
  • операционная эффективность заказчика (динамика выручки / прибыли, коэффициентов ликвидности);
  • дополнительные факторы: крупные судебные разбирательства контрагента, наличие дополнительного обеспечения сделки (залог / поручительство). 

Оценка качества задолженности по просроченному периоду погашения строится на допущении о снижении вероятности поступления средств по мере увеличения возраста долга, не погашенного в срок. Установку границ для временной оценки можно связать со сроком операционного цикла компании, поскольку (условно) неполучение средств от покупателя в конце цикла вынуждает предприятие привлекать дополнительное финансирование для поддержание текущих оборотов реализации. Норма резервирования невозврата должна быть постепенно нарастающий – элемент эмпирического подхода (см. таблицу 1).

Таблица 1.  Оценка вероятности погашения дебиторки

Возраст просроченной ДЗ

Просроченная ДЗ

Норма погашения

Оценка погашения

Оценка потерь

До 30 дней (1 цикл)

100

75%

75

25

От 30 до 60 дней (2 цикла)

100

50%

50

50

От 60 до 90 дней (3 цикла)

100

25%

25

75

От 90 дней (4 цикла)

100

0%

0

100

Всего

400

150

250

ВИДЕО: Как оценить влияние внешних и внутренних факторов на величину дебиторской задолженности

На величину дебиторской задолженности могут влиять различные факторы. Внешние – факторы, на которые компания практически не может повлиять, но должна учитывать в своей стратегии. Внутренние – факторы, на которые компания может и должна влиять. Подробнее о том, что это за факторы, на видео рассказывает Дмитрий Гинкулов, заместитель генерального директора  по экономике и финансам компании «Артпласт».

Этап 3. Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью

Снижение риска невозврата дебиторки реализуется не только с помощью оценки платежеспособности контрагента, но и проработкой условий сотрудничества с покупателями, а также внутренними мерами контроля и мониторинга.

Рассмотрим основные мероприятия для повышения эффективности управления ДЗ.

Создание (актуализация) гибкой кредитной политики

Принципиальный момент в создании кредитной политики (КП) – выбор схемы ее реализации: набор условий для всех заказчиков или тактика индивидуального определения условий. Для формирования действительно полезной для бизнеса КП необходимо учитывать ряд нюансов при создании условий осуществления продаж:

  • макроэкономические показатели отрасли (состояние спроса, поведение конкурентов, характеристики потребителей);
  • существующие (доступные) техники осуществления продаж на рынке;
  •  правовые и финансовые условия взыскания задолженности / переуступки прав требования, а также временные границы реализации этих возможностей.

Формирование системы мотивации и ответственности сотрудников – важный инструмент управления дебиторской задолженностью

В работе по повышению вовлеченности персонала в процесс важны две стороны: система мотивации для менеджеров по продажам и функционирование корпоративной службы аудита дебиторской задолженности. Функционал такой службы заключается:

  • в мониторинге показателей дебиторской задолженности в компании;
  • оценке действий менеджеров по продажам при принятии решений о реализации продукции конкретному заказчику;
  • анализ текущей системы управления ДЗ и поиск путей ее совершенствования.

Разумеется, коммерсанты не должны привлекаться в группу внутреннего контроля. Кроме того, необходимо подготовить и принять к исполнению регламент контроля ДЗ, в котором описываются основные этапы работы с дебиторкой, ответственные лица и основные мероприятия.

Таблица 2. Этапы работы с дебиторкой

Этап цикла ДЗ

Мероприятия

Описание

Ответственный

Период до просрочки

Подписание договора

Определение условий для Заказчика

Коммерческий отдел

Подготовка документов на отгрузку и оплату

-

Бухгалтерия

Контроль отгрузки и оплаты

Подписание актов, накладных (иных документов), информирование Заказчика о крайнем сроке оплаты (передача счета)

Коммерческий отдел

Проверка своевременности оплаты

-

Финансовый отдел

Информирование Заказчика о необходимости оплаты счета

Информирование по факту отгрузки

Коммерческий отдел

Повторное информирование Заказчика о необходимости оплаты счета

Информирование за несколько дней до крайнего срока оплаты

Коммерческий отдел / Финансовый отдел

Период < 1 месяца просрочки

Прекращение поставок

Информирование Заказчика о прекращении поставок из-за неоплаты

Коммерческий отдел

Пересмотр сроков оплаты

Установление нового срока оплаты и получение объяснений о нарушении сроков оплаты (документальное подтверждение)

Коммерческий отдел

Предупреждение о начислении штрафа

Отправка Заказчику уведомления о начислении штрафа за несвоевременную оплату

Коммерческий отдел / Юридический отдел

Период < 3 месяцев просрочки

Штрафные санкции

Начислении штрафа (с уведомлением Заказчика)

Финансовый отдел

Переговоры с руководством Заказчика об уплате долга

Переговоры, звонки с напоминанием об оплате

Коммерческий отдел / Менеджмент

Претензия

Направление Заказчику официального письма (претензии)

Юридический отдел

Период > 3 месяцев просрочки

Подача иска в суд

-

Юридический отдел

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль