Как оценить рентабельность компании

280
Чтобы доказать собственнику и потенциальным инвесторам, что компания умеет эффективно управлять материальными, денежными и трудовыми ресурсами, подготовьте оценку рентабельности предприятия. Как это сделать – в наших рекомендациях.

Чтобы провести оценку рентабельности предприятия, необходимо:

  • собрать исходные данные для расчета индикаторов рентабельности предприятия;
  • вычислить показатели рентабельности и определить их оптимальные значения;
  • оценить показатели индикаторов рентабельности.

Какие данные нужны для расчета индикаторов рентабельности предприятия

Для сбора исходных данных определите отчетные даты оценки (например, на начало и конец полугодия). Возьмите бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах за эти даты. Составьте на их основе две таблицы: в первую – данные бухгалтерских балансов, а во вторую – отчетов о финансовых результатов (подробнее о том, как это сделать, см. Как быстро рассчитать основные показатели деятельности компании с помощью Excel).

Убедитесь в корректности формирования промежуточных расчетных показателей в выбранных периодах оценки:

В первой таблице (где отражены данные бухгалтерских балансов) рассчитайте собственный капитал (сумма строк 1300, 1430, 1530 и 1540) на конец и начало периода исследования.

Как определить показатели рентабельности и их оптимальные значения

На основании подготовленных данных вычислите общую рентабельность продаж (долю прибыли в выручке компании).

Формула. Расчет общей рентабельности продаж

Расчет общей рентабельности продаж

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  Общая рентабельность продаж

Общая рентабельность продаж

%

Результат расчета

  Прибыль до налогообложения

Прибыль до налогообложения

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2300)

  Выручка

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2110)

Уточните допустимый для компании уровень общей рентабельности продаж и укажите его. Он зависит от отрасли, в которой действует бизнес, и его индивидуальных особенностей. Чем длительнее производственный цикл, тем выше показатель. Кстати, для выбора допустимых пределов можно воспользоваться средними значениями этого индикатора по разным отраслям, например, по данным рейтингового агентства.

Затем рассчитайте рентабельность собственного капитала. Здесь же отразите его оптимальную величину. Ее можно считать равной значению этого показателя, например, при допустимой структуре пассивов, то есть устраивающем компанию соотношении собственных и заемных средств (подробнее о том, как рассчитать приемлемое значение этого показателя, см. Как определить оптимальное соотношение собственного и заемного капитала).

Рассчитайте рентабельность акционерного капитала и укажите ее допустимое значение. Его можно определить также на основании оптимального соотношения собственных и заемных средств с учетом нормального значения чистых активов.

Вычислите рентабельность оборотных активов и укажите ее оптимальную величину для компании.

Определите рентабельность производственных фондов и ее допустимое для компании значение. Единых нормативов для нее нет, для компании их можно установить индивидуально в зависимости, например, от фондоемкости производства и уровня фондоотдачи. Допустим, сравнить эти показатели за предыдущие периоды и выбрать дату, в которой фондоемкость минимальная, а фондоотдача максимальная. Рентабельность производственных фондов именно за эту дату можно считать допустимой.

Рассчитайте рентабельность всех активов компании и укажите ее оптимальное значение. Этот показатель можно подобрать в зависимости от отрасли (например, для капиталоемких отраслей он невысокий) или ориентировать на опубликованную статистику.

Вычислите рентабельность финансовых вложений и укажите приемлемое для компании значение этого показателя. Его устанавливают исходя из желаний собственников.

Определите рентабельность основной деятельности и отразите ее оптимальное значение (в зависимости от отрасли может варьироваться от 5% и выше).

Рассчитайте рентабельность производства и укажите ее приемлемую величину. Она зависит от отрасли компании (например, чем короче производственный цикл компании, тем меньше допустимая рентабельность).

Скачайте полезные документы:

Иконка WordОтчет о рентабельности продаж в детализации по ценовым сегментам

Иконка WordОтчет о рентабельности розничных магазинов

Иконка WordОтчет об изменении рентабельности оборотных активов

Как оценивать показатели индикаторов рентабельности

При оценке показателей индикаторов рентабельности необходимо провести их соответствие оптимальным значениям (подробнее о том, как это сделать, см. Как быстро рассчитать основные показатели деятельности компании с помощью Excel).

Сопоставьте следующие данные:

  • фактическую рентабельность продаж с нормативной;
  • фактическую рентабельность собственного капитала и допустимую;
  • оптимальное значение рентабельности акционерного капитала с фактическим;
  • фактическую рентабельность оборотных активов с приемлемым значением этого показателя;
  • нормативную рентабельность производственных фондов с фактическим значением этого показателя;
  • фактический уровень рентабельности всех активов с его оптимальным значением для компании;
  • допустимый уровень рентабельности финансовых вложений с фактическим;
  • фактическую рентабельность основной деятельности с приемлемым для компании показателем;
  • допустимый уровень рентабельности производства с фактическим.

Определите общую оценку показателей и на ее основании сформулируйте выводы о текущем уровне рентабельности компании (подробнее об этом см. Как провести экспресс-оценку вероятности банкротства). Например, чем большее число показателей рентабельности находится в допустимых пределах, тем эффективнее компания использует свои материальные, денежные и трудовые ресурсы.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль