Как оценить деловую репутацию контрагента

325
Как оценить деловую репутацию контрагента
Проверка репутации контрагента никогда лишней не будет. Ее стоит проводить, договариваясь о предоплате с поставщиком и об отсрочке платежа с покупателем. Как лучше действовать финансовому директору, какие критерии принять во внимание, откуда брать достоверную информацию и как ее трактовать – подробнее в наших рекомендациях.

Определяя, кто из контрагентов наиболее выгоден компании, выбирая поставщика товаров или услуг, привлекая нового клиента, стоит оценить не только его платежеспособность, но и деловую репутацию, риск недобросовестного выполнения им своих обязательств (проверьте своего контрагента здесь >>). Для такого анализа потребуется следующая информация о контрагенте:

  • краткая история развития;
  • виды деятельности и организационная структура;
  • подтверждение наличия системы менеджмента качества (сертификатов, наград и др.);
  • сведения о поставках продукции (для поставщиков) – объемы, качество, своевременность доставки и т. д.;
  • бухгалтерская отчетность за последние три–пять лет (или за возможное количество предшествующих периодов): Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах;
  • социальная политика;
  • расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности по срокам образования, видам, доле сомнительных долгов.

Собрать эти данные поможет специальная анкета, которую заполняют контрагенты.

По каким показателям проводить проверку деловой репутации контрагента

Установить ключевые показатели для оценки деловой репутации контрагента можно, выделив самые существенные факторы, характеризующие компанию, и определив, какие критерии им соответствуют. Такая процедура проводится единожды, а далее используют уже наработанные методы. Ответственным за нее можно назначить одного сотрудника, к примеру, финансового контролера или специалиста внутреннего контроля и аудита, либо для оценки клиентов – сотрудника службы сбыта, для оценки поставщиков – специалиста по снабжению.

Так, о состоянии и об уровне развития компании могут говорить:

  • история компании;
  • наличие системы контроля качества (не гарантирует, но свидетельствует в пользу высокого качества предлагаемой продукции и услуг);
  • добросовестное выполнение договорных обязательств (отсутствие претензий к срокам поставок, своевременности платежей);
  • репутация в качестве партнера среди других компаний, кредитная история;
  • известность продукции и компании в целом – поможет оценить, какой сектор занимает компания на рынке, насколько высок спрос на ее продукцию и т. д.;
  • финансовое состояние (платежеспособность контрагента).

Из финансовых показателей: рентабельность продаж, сроки погашения дебиторской или кредиторской задолженности (шкала их оценки может быть единой либо отличаться), коэффициент финансовой автономии.

Каждый из перечисленных факторов оценивается по одному или по нескольким критериям, исходные данные можно получить из анкеты или из документов, представленных контрагентом.

Как оценить достоверность предоставленных контрагентом сведений

Вся информация, полученная из анкеты контрагента, а также из представленной им бухгалтерской отчетности, подлежит тщательной проверке на достоверность. Ее могут проводить сотрудники отдела безопасности совместно с менеджерами продаж и снабжения, финансовая служба или специально выделенный для этого специалист. Для проверки можно воспользоваться Интернетом и другими открытыми источниками.

Наличие готовой модели оценки надежности контрагентов существенно упростит задачу.

Для оценки достоверности выставляются баллы: высокий – 5 баллов, средний – 3 балла, низкий – 1 балл. Высокий уровень достоверности достигается при условии, что все анкетные показатели отмечены знаком плюс, средний – при одном–двух минусах, низкий уровень – если более двух минусов.

Как оценивать значения критериев деловой репутации контрагента

Значения критериев деловой репутации можно оценивать по пятибалльной шкале, которую можно разработать единожды и применять при оценке как покупателей, так и поставщиков. Для ее составления можно взять усредненные данные, полученные при анализе групп компаний за определенный период, или установить их экспертным методом.

Так каждому критерию деловой репутации контрагента выставляется свой балл.

Весовые коэффициенты критериев оценки деловой репутации можно определить экспертно. Для этого потребуется собрать группу из руководителей подразделений и ответственных менеджеров и попросить оценить каждый критерий по пятибалльной шкале:

  • 5 – очень значим;
  • 3 – значим;
  • 2 – почти незначим;
  • 1 – совсем незначим.

Затем нужно рассчитать среднюю оценку каждого критерия по формуле 1.

Формула 1. Расчет средней оценки критерия деловой репутации контрагента

Расчет средней оценки критерия деловой репутации контрагента

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Как оценить деловую репутацию контрагента

Весовой коэффициент i-го критерия оценки деловой репутации компании

ед.

Результат расчета

Как оценить деловую репутацию контрагента

Средняя экспертная оценка i-го критерия оценки деловой репутации компании

балл

Вычисляется по формуле 2

Как оценить деловую репутацию контрагента

Порядковый номер критерия оценки деловой репутации компании

ед.

Количество критериев

Формула 2. Среднее значение критериев оценки деловой репутации контрагента

Среднее значение критериев оценки деловой репутации контрагента

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Как оценить деловую репутацию контрагента

Средняя экспертная оценка i-го показателя деловой репутации компании

балл

Результат расчета

Как оценить деловую репутацию контрагента

Оценка j-го эксперта

балл

Анкета

Как оценить деловую репутацию контрагента

Порядковый номер показателя деловой репутации компании

ед.

Количество критериев

Как оценить деловую репутацию контрагента

Порядковый номер эксперта

ед.

Порядковый номер эксперта при опросе

Как оценить деловую репутацию контрагента

Общее число экспертов, участвующих в оценке

чел.

Количество экспертов

Оценку можно провести отдельно для покупателей и поставщиков. Если нужно, то веса можно оценить для конкретных групп контрагентов.

Количественную оценку деловой репутации контрагента можно рассчитать по формуле 3, а затем полученный показатель сопоставить со шкалой, установленной в компании.

Формула 3. Расчет комплексного показателя деловой репутации контрагента

Расчет комплексного показателя деловой репутации контрагента

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Как оценить деловую репутацию контрагента

Комплексный показатель деловой репутации контрагента

ед.

Результат расчета

Как оценить деловую репутацию контрагента

Весовой коэффициент i-го критерия деловой репутации компании

ед.

Вычисляется по формуле 2

Как оценить деловую репутацию контрагента

Оценка значения i-го критерия деловой репутации компании

балл

Определяется по установленной шкале

Как оценить деловую репутацию контрагентаКак оценить деловую репутацию контрагента

Порядковый номер критерия оценки деловой репутации компании

ед.

Количество критериев

Таблица. Шкала оценки показателя деловой репутации контрагента

Уровень деловой репутации контрагента

Значение комплексного показателя деловой репутации контрагента

0 < К ≤ 2

2 < К ≤ 4

4 < К ≤ 5

Низкий

Да

Средний

Да

Высокий

Да

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль