Анализ дебиторской задолженности предприятия

585
Рогова Ольга
юрист департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров КСК групп
Проводить анализ дебиторской задолженности очень важно, поскольку изменение объема дебиторки, ее состава и структуры оказывает существенное влияние на финансовое состояние коммерческой организации.

Перед тем, как говорить об анализе дебиторской задолженности, дадим ей определение рамках общей политики управления оборотными активами в организации. Дебиторская задолженность (далее по тексту ДЗ) – это временное отвлечение денежных средств из оборота компании. Наличие дебиторки фактически снижает платежеспособность организации, что не позволяет своевременно исполнять взятые на себя обязательства. Поэтому необходимо своевременно проводить анализ возникшей дебиторской задолженности, что позволит выстроить правильную схему работы по взысканию долгов.

Как правило, для анализа дебиторской задолженности используются данные бухгалтерского учета в разрезе аналитики, а также данные первичного учета.

Скачайте полезные документы:

Иконка WordРаспоряжение о контроле дебиторской задолженности

Иконка WordПолитика управления дебиторской задолженностью

Иконка WordИнструкция по расчету лимита дебиторской задолженности

Иконка WordОтчет о структуре дебиторской задолженности

Иконка WordОтчет об отгрузках клиентам с просроченной дебиторской задолженностью

Иконка WordОтчет об уведомлении клиентов о просроченной дебиторской задолженности

Последовательность анализа дебиторской задолженности предприятия

Анализ дебиторки включает в себя:

  • анализ величины задолженности, подписание с контрагентами актов сверок. В дальнейшем своевременно подписанные акты сверок помогут компании правильно выстроить позицию в суде и не позволят пропустить срок исковой давности;
  • расчет величины покрытия дебиторской задолженности к кредиторской. Основное правило: размер дебиторки никогда не должен превышать величину кредиторской задолженности перед поставщиками и банковскими кредитами, привлекаемыми на пополнение оборотных средств компании;
  • выстраивание ДЗ по дате образования и величине. Это позволит наметить очередность проводимой работы с конкретными дебиторами, а также позволит отразить динамику задолженности за отчетный период. Способ подходит крупным компаниям, он позволяет выявлять крупных дебиторов и активно проводить мероприятия по взысканию задолженности;
  • анализ платежеспособности клиентов для выстраивания порядка взыскания задолженности и реализации схем по управлению ДЗ.

Видео: Как определить кредитный лимит для клиента

Работа с новым клиентом, как правило, начинается на условиях предоплаты. После того, как будет накоплена статистика платежей и поставок по контрагенту, ему может быть предоставлен кредитный лимит. Кредитный лимит – это максимально допустимый размер дебиторской задолженности. Он может быть установлен как для компании в целом, так и по отдельным подразделениям и контрагентам. Как это сделать, рассказывает Дмитрий Гинкулов, заместитель генерального директора  по экономике и финансам компании «Артпласт».

Анализ качества дебиторской задолженности предприятия

Проводимые мероприятия по анализу дебиторки позволяют выявить задолженность, которая реальна или нереальна ко взысканию.

Реальную ко взысканию задолженность разделяют на:

  • непросроченную;
  • просроченную (на нее начисляют штрафные санкции);
  • отсроченную задолженность.

По каждому виду дебиторки определяется стратегия работы. Для непросроченной – стратегия учета; для просроченной – стратегия взыскания. А для отсроченной – стратегия наблюдения за возможностью взыскания.

Анализ дебиторки по срокам образования

Дебиторку по срокам образования можно поделить на:

  • задолженность до 1 месяца,
  • от 1 до 3 месяцев,
  • от 3 до 6 месяцев,
  • от 6 месяцев до 1 года
  • свыше 1 года.

Нормальной считается задолженность со сроком погашения менее 1 месяца. Соответственно, к просроченной задолженности относится задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, нереальна ко взысканию и сроки давности по взысканию которой истекли.

Видео: Как организовать оперативный контроль дебиторской задолженности

Для оперативного контроля дебиторской задолженности следует использовать:

  • регламент разнесения платежей в учетной системе;
  • проверку условий выполнения договора перед отгрузкой;
  • принятие решений при нарушении договоренностей;
  • рассылку – напоминания.

Подробнее на видео. Советует Дмитрий Гинкулов, заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Артпласт».

Оценка контрагентов

Важно не только анализировать уже возникшую дебиторку, но и оценивать контрагентов, причем еще на этапе заключения договоров. Это может сыграть решающую роль в вопросе реального взыскания задолженности. Здесь необходимо учитывать финансовое положение контрагента, историю и характер деловых отношений с контрагентом, наличие претензий к контрагенту со стороны налоговых органов и других контрагентов. Собрать первичную информацию о потенциальных клиентах помогут такие сервисы, как: nalog.ru, kad.arbitr.ru, fssp.ru, kommersant.ru, reg.vestnik.ru. Как показывает практика, правильная произведенная оценка поможет сэкономить силы и средства по взысканию долга.

На что, в первую очередь, необходимо обращать внимание при выборе потенциального покупателя? Конечно же, на его платежеспособность. Но зачастую проверить ее получается только после установления договорных взаимоотношений. Вас должно насторожить наличие следующих факторов: частая смена директоров, юридических адресов,  нахождение компании в процессе реорганизации, наличие судебных споров (см. также, верить ли покупателю, который просит отсрочку платежа).

ВИДЕО: Как проверить контрагентов

При большом количестве контрагентов, а также с учетом существенности платежа, процедура должна стать обязательной. При проведении сомнительных операций у компании возникают риски проверки, что повлечет дополнительные силы и затраты на подготовку документов, а также отказ в вычете НДС и включении затрат в налоговычитаемые расходы. Поэтому проведению проверки и назначению процедуры проверки контрагента должно быть уделено особое внимание. Как проверять контрагентов, объясняет Яна Миллер, финансовый директор ГК «Монблан».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль