Как рассчитать рентабельность по EBITDA: как считать и анализировать показатель

708
Кочешков Андрей
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
Рентабельность по EBITDA – это один из вариантов расчета рентабельности продаж. Разберем смысл показателя, формулу и пример расчета, а также его недостатки.

В этой статье вы узнаете:

Зачем нужны относительные показатели рентабельности

Главный показатель бизнеса во все времена – доход, получаемый его владельцем. Чем выше доход, тем выше удовлетворение собственника. Но это верно только в том случае, если у владельца нет альтернативы, например, продать бизнес и вложить все средства в другой бизнес, акции, депозиты или какую-нибудь «новинку», например «народные» ОФЗ. Как ему сопоставить доходность своего бизнеса и альтернативных вложений?

Другая ипостась – оценка работы наемного менеджмента и персонала. Хорошо ли они выполняют свои функции? Может быть, другой управленец делает это лучше? Как выглядят наши результаты на фоне других компаний? Стоит ли премировать персонал в этом году? Оценить эффективность в таком случае нетривиальная задача.

И для первой и для второй задачи решением является применение относительного показателя рентабельности. Этот инструмент очень полезен и широко применяется в финансовом менеджменте, при этом имеет очень широкий диапазон разновидностей на все случаи жизн

Виды рентабельности

Прибыль может быть очень большой в абсолютных значениях, но при этом на ее получение будет тратиться столько ресурсов, сколько могло бы дать больший эффект при применении их в другом бизнесе. Это все понимают и стараются искать оптимальные значения распределения ресурсов.

Рентабельность – это показатель эффективности, оценивающий использование ресурсов: сырья, материалов, трудовых ресурсов и т.п., затраченных на реализацию продукции. Главные достоинства этого показателя – универсальность и относительность. Универсальность означает, что его можно применять для любого бизнеса не смотря на отрасль, структуру, особенности финансирования, а относительность означает, что мы можем сравнивать с его помощью разные по размеру компании и бизнесы.

Показателей, используемых в финансовом анализе, несколько, но их условно можно поделить на три группы:

  1. Рентабельность продаж.
  2. Рентабельность активов.
  3. Рентабельность капитала.

Во всех случаях значение показателя, позволяет оценить эффективность в виде размера дохода приносимого на единицу выручки, стоимости активов или соответственно капитала.

Скачайте полезные документы:

Иконка Word Отчет о рентабельности продаж в детализации по ценовым сегментам

Иконка Word Отчет о показателях рентабельности

Иконка Word Инструкция по анализу рентабельности компании

Рентабельность по EBITDA

Одним из вариантов расчета рентабельности продаж является ее оценка по EBITDA – EBITDA margin. EBITDA – это показатель дохода, искусственно приближенный к операционному денежному потоку, он не учитывает процентные доходы и расходы, а также не уменьшается на не денежный показатель – амортизация. Поэтому в какой-то степени рентабельность по EBITDA – это рентабельность деятельности компании в денежном выражении.

Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации – это показатель, обозначаемый уже укоренившейся в практике российского финансового анализа и менеджмента аббревиатурой EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization). EBITDA – это синтетический инструмент позволяющий оценить финансовый результат операционной деятельности компании, избежав влияния эффекта структуры капитала (не исключаем из расчета показателя проценты по заемному капиталу и за предоставленные займы), налогов (не вычитаем налоги при расчете показателя) и амортизации (возвращаем сумму начисленной амортизации в расчет показателя). EBITDA показывает «денежное» содержание прибыли, приблизив оценку к значению операционного кэш-фло.

Формула рентабельности по EBITDA

Формула расчета рентабельности по EBITDA следующая:

Формула рентабельности по EBITDA

Пример расчета

Предположим, имеется следующая информация о финансовом результате компании «Оценка и анализ» (таблица 1).

Таблица. Финансовые показатели компании

Показатель

Отчетный период

Предыдущий период

Выручка

100 000

100 000

Себестоимость проданных товаров

(56 000)

(59 000)

Валовая прибыль

44 000

41 000

Коммерческие расходы

(5 000)

(8 000)

Управленческие расходы

(6 000)

(7 000)

Прибыль (убыток) от продаж

33 000

26 000

Прочие расходы и доходы:

(600)

(1 000)

Проценты к получению

400

500

Проценты к уплате

(1 000)

(1 500)

Прибыль до уплаты налогов

32 400

25 000

Налог на прибыль (20 %)

(6 480)

(5 000)

Чистая прибыль

25 920

20 000

Амортизация (справочно)

3 450

3 450

Тогда EBITDA margin (Отчетный период) = (25 920 + 6 480 + 600 + 3 450) / 100 000 = 36 450 / 100 000 = 36,45%

EBITDA margin (Предыдущий период) = (20 000 + 5 000 + 1000 + 3 450) / 100 000 = 29 450 / 1 00 000 = 29,45%.

Как видим, по результатам анализа EBITDA margin, эффективность продаж компании заметно выросла при сохранении выручки на том же уровне, что может указывать на оптимизацию расходов (снижение себестоимости) и рост эффективности менеджмента (снижение управленческих расходов) и маркетинга (снижение коммерческих расходов).

Если бы в нашем примере выросла выручка, то часть роста показателя рентабельности по EBITDA была бы связана также с изменением конъюнктуры рынка.

Нормативного значения для EBITDA margin нет, но он однозначно должен быть положительным – иначе деятельность компании убыточно. Целевое значение зависит от отраслевого уровня значения показателя, положения компании, субъективных оценок собственника. В большинстве ситуаций рентабельность по EBITDA оценивают в динамике и в сравнении с аналогами и отраслью, в которой компания работает.

EBITDA margin vs. Profit margin

Чистая прибыль компании за период это результирующий показатель деятельности менеджмента за отчетный период, но который учитывает все доходы и расходы, относящиеся к фирме, а не только те, которые имеют непосредственное отношение к основной деятельности. Так в чистую прибыль попадают проценты от инвестиций, сделанных ранее, учитываются платежи за обслуживание долга, а также налоги, размер выплат по которым зависит от политики компании, так в частности рост процентных платежей и амортизации снижают налогооблагаемую базу. На чистую прибыль, таким образом, влияют структура финансирования (через проценты) и политика инвестиций в оборудование и другие внеоборотные активы (через амортизацию).

Рассчитаем рентабельность по чистой прибыли для нашего примера:

Формула аналогична расчету по EBITDA, но в числителе чистая прибыль.

Profit margin (отчетный период) = 25 920 / 100 000 = 25,92%

Profit margin (предыдущий период) = 20 000 / 100 000 = 20%.

Как видно из расчета рентабельность по чистой прибыли в 2017 значительно ниже рентабельности по EBITDA, это нормально для большинства прибыльных компаний. Исключением могут быть компании, которые в своей деятельности получают большой доход, относящийся к статье «Проценты к получению».

Рентабельность продаж, рассчитанная по EBITDA, характеризует операционную эффективность бизнеса, и может быть критерием оценки эффективности разных по размеру компаний, так как из ее расчета убраны уникальные и случайные факторы не связанные с качеством операций как таковых. Тогда как рентабельность, оцененная по чистой прибыли содержит финальный агрегированный результат деятельности компании и несет в себе влияние тех самых случайных факторов, возможно манипуляций, особенностей инвестиционной политики, закупок оборудования и т.п.

Показатель применяется инвесторами и специалистами в сфере слияний и поглощений при сравнении бизнесов в одной сфере, но, возможно, имеющих различную структуру собственности и капитала.

Недостатки EBITDA margin

Достоинства показателя могут обернуться недостатками, если не понимать его специфику и использовать не правильно. Еще раз акцентирую тот факт, что рентабельность EBITDA отражает качество и эффективность операций компании, не компании в целом. Поэтому принимая в расчет только его, как единственный критерий выбора для инвестиции, мы рискуем приобрести компанию, обремененную высокой задолженностью или компанию, которой требуется глубокая модернизация технологических процессов с масштабными инвестициями в новое оборудование.

EBITDA появился в середине 80-х годов в США на волне популярности выкупа предприятий собственным менеджментом (сделки MBA – management-buy-out), задача менеджмента была быстро оценить способность предприятия погашать, возникающий при такой схеме финансирования сделки, долг денежными средствами предприятия, поэтому был разработан синтетический показатель EBITDA – денежный результат операционной деятельности компании. Менеджмент трезво оценивал перспективы и возникающие возможности при управлении приобретенным предприятием, но банку/инвестору надо было показать, что уже на коротком горизонте планирования компания способна выдерживать обслуживание кредита/займа. Таким образом, для анализа компании на длительном горизонте планирования EBITDA и показатели на его основе не годятся.

Еще один недостаток – показатель EBITDA не регулируется стандартами и может трактоваться довольно вольно и меняться методологически от года к году, соответственно может меняться содержание его в годовых отчетах.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль