Как проверить цену реализации для нового товара

202
Когда компания выводит на рынок новый товар, необходимо оценить его выгоду. Наши рекомендации помогут финансовой службе выяснить, покрывает ли предложенная коммерсантами цена расходы на разработку, производство и реализацию нового товара и обеспечивает ли требуемую рентабельность.

Как проверить цену реализации для нового товара

Если производственная компания собирается выпускать новый товар, нужно определить, по какой цене его продавать. Важно, чтобы цена, с одной стороны, привлекала покупателей, с другой – оставалась выгодной компании.

Как минимум цена реализации должна компенсировать затраты на разработку, производство и продвижение нового товара. Но лучше, чтобы она покрывала полную себестоимость и обеспечивала требуемую норму рентабельности продаж.

Полная себестоимость нового товара включает:

1. Переменные затраты на его производство (материальные, трудовые, энергетические).

2. Постоянные затраты, в том числе:

  • общепроизводственные;
  • общехозяйственные и административные;
  • текущие коммерческие затраты.

3. Коммерческие затраты на исследование рынка и продвижение нового продукта.

4. Затраты на разработку нового продукта.

Как убедиться, что цена нового товара покрывает его производственную себестоимость

Оценивая достаточность цены на новый товар, в первую очередь рассчитайте переменные затраты на производство его единицы (штуки, килограмма, тонны и т. д.).

Формула 1. Расчет переменных затрат на единицу новой продукции

Как проверить цену реализации для нового товара

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Как проверить цену реализации для нового товара

Переменные затраты на единицу новой продукции

руб./ед.

Результат расчета

Как проверить цену реализации для нового товара

Удельные материальные затраты

руб./ед.

Определяются по формуле

Как проверить цену реализации для нового товара

Удельные расходы на оплату труда рабочих

руб./ед.

Определяются по формуле

Как проверить цену реализации для нового товара

Социальные отчисления с зарплаты рабочих в расчете на единицу продукции

руб./ед.

Определяются как произведение удельных расходов на оплату труда и ставки социальных отчислений

Как проверить цену реализации для нового товара

Удельные энергозатраты – затраты на работу производственного оборудования

руб./ед.

Определяются по формуле

Как проверить цену реализации для нового товара

Прочие удельные затраты

руб./ед.

На основе учетной политики определяется их перечень. Величина – прогноз финансовой службы

Исходные данные могут быть как плановыми, так и фактическими. Во втором случае (если компания уже выпускает новый продукт) воспользуйтесь информацией из бухгалтерского учета.

Рассчитав переменные затраты на единицу продукции, определите коэффициент маржинального дохода. Если он соответствует установленному в компании нормативу, продолжайте анализ. Если ниже, отправляйте цену на доработку коммерческой службе.

Формула 2. Расчет коэффициента маржинального дохода

Как проверить цену реализации для нового товара

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Как проверить цену реализации для нового товара

Коэффициент маржинального дохода

руб./ед.

Результат расчета

Как проверить цену реализации для нового товара

Цена единицы продукции

руб./ед.

Предложение коммерческой службы

Как проверить цену реализации для нового товара

Плановые переменные затраты на единицу новой продукции

руб./ед.

Рассчитываются по формуле 1

Какие постоянные затраты должна покрывать цена нового товара

Цена нового товара должна быть такой, чтобы маржинальный доход от его продажи покрывал постоянные затраты компании (в части, приходящейся на новый товар). Постоянные затраты и источники информации о них перечислены в таблице 1.

Таблица 1. Постоянные затраты и источники информации о них

Статья затрат

Источник информации

Комментарий

Общепроизводственные расходы, в том числе:

– амортизация (или аренда) недвижимости и оборудования;

Данные бухгалтерского учета, договоры аренды, плановый расчет амортизации, нормативы компании

Используйте норматив общепроизводственных расходов на единицу (или рубль стоимости) продукции

– расходы на содержание и ремонт оборудования и помещений;

План предупредительных ремонтов, нормативы компании

– прочие общепроизводственные расходы: на охрану труда и технику безопасности, содержание и обслуживание склада, уборку помещений и т. д.

Бюджет общепроизводственных расходов, нормативы компании

Общехозяйственные и административные затраты: на содержание административно-управленческого аппарата, помещений и территорий общего пользования

Планы общехозяйственных расходов, нормативы компании

Используйте норматив общехозяйственных расходов на единицу (или рубль стоимости) продукции

Коммерческие затраты: транспортно-логистические расходы, реклама бренда (товарного знака), иные рекламные расходы, не связанные с конкретным продуктом

Бюджет коммерческих расходов, нормативы компании

Используйте норматив коммерческих расходов на единицу (или рубль стоимости) продукции

Рассчитайте сумму постоянных затрат. Если маржинальный доход от продажи нового товара превышает ее – продолжайте анализ. Если он меньше – такая цена слишком низкая, ее нужно пересмотреть.

Какие затраты на разработку и продвижение товара должна покрывать его цена

Выпуск новой продукции предполагает затраты на исследование рынка и выявление потребностей в новом товаре, а также на его создание (разработку).

Эти затраты предстоит капитализировать, а затем списывать на протяжении нескольких лет – в соответствии с учетной политикой компании.

Затраты на исследование рынка и продвижение товара. Анализируя цену нового продукта, учтите затраты на его продвижение:

  • на исследование рынка при выборе нового продукта;
  • на трейд-маркетинг – стимулирование оптовых покупателей с помощью бонусов, скидок на покупку определенного объема;
  • на рекламу – стимулирование конечного потребителя.

Необходимо рассчитать эти расходы на единицу новой продукции.

Расходы на исследование рынка распределите на объем планируемой к продаже продукции за выбранный период. В качестве базы распределения можно использовать плановый объем продаж на календарный год.

Затраты на трейд-маркетинговые мероприятия прямо связаны с количеством проданной продукции.

Затраты на рекламу распределите на объем продаж за период действия рекламы.

Затраты на разработку нового товара. В эту группу входят затраты на:

  • научно-технические исследования и разработки;
  • создание опытных (экспериментальных) образцов и изделий. На производстве это может быть пошив опытных моделей, проведение пробных выпечек, формование экспериментальных изделий;
  • тестирование опытных образцов;
  • проведение независимых экспертиз;
  • создание специальной оснастки и инструментов для проведения экспериментов.

Для анализа цены нового продукта отнесите затраты на разработку на стоимость единицы продукции:

1. Определите период, в течение которого компания сможет покрыть эти затраты за счет реализации нового продукта (например, год).

2. Рассчитайте плановый объем продаж за этот период.

3. Разделите затраты на разработку на плановый объем продаж нового товара. Так вы получите величину этих затрат на единицу продукции.

Цена продукта должна быть такой, чтобы маржинальный доход от его продажи покрывал расходы на его создание и продвижение. Так, она должна быть больше, чем сумма переменных затрат, затрат на продвижение и разработку в расчете на единицу продукции. Если цена ниже – поручите коммерческой службе пересмотреть ее.

Как удостовериться, что цена нового товара обеспечивает требуемую рентабельность продаж

Цена нового продукта должна не только покрывать затраты, но и приносить прибыль, обеспечивающую требуемый уровень рентабельности.

Формула 3. Расчет рентабельности продаж единицы нового продукта

Как проверить цену реализации для нового товара

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Как проверить цену реализации для нового товара

Рентабельность продаж единицы нового продукта

%

Результат расчета

Как проверить цену реализации для нового товара

Чистая прибыль на единицу нового продукта

руб./ед.

Рассчитывается по формуле

Как проверить цену реализации для нового товара

Цена единицы продукции

руб./ед.

Предложение коммерческой службы

Цену, которую предлагает коммерческая служба, можно считать удовлетворительной, если рентабельность продаж нового товара такая же или выше, что и остальных продуктов компании.

Возможны исключения, при которых рентабельность нового продукта может быть ниже нормативной:

1. Продукт планируют продвигать по низкой цене, которую в дальнейшем повысят. Необходимо изначально планировать обе цены, сроки и объемы продаж – по нижней. В этом случае расходы на разработку и продвижение закладывайте во вторую (высокую) цену.

2. Продукт низкорентабельный. Его выпуск нужен, чтобы загрузить простаивающие производственные мощности.

3. Продукт низкорентабельный, но имиджевый. Его выпуск необходим для развития бренда.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль