Факторинг в России: как работает, сколько стоит, к кому обращаться

1982
Иоффе Юрий
экономист
Факторинг в России, да и во всем мире, – это финансовая услуга, которую оказывают банки или специализированные факторинговые организации. Выглядит это следующим образом: поставщик отдает товар покупателю, за который с ним расплачивается факторинговая компания, затем через оговоренный промежуток времени, покупатель переводит деньги на счет такой компании.

Суть факторинга – отсрочка платежа

При факторинге товар оплачивается покупателем с «отсрочкой платежа», но деньги поставщик получает немедленно от третьего лица – финансового посредника. В операции участвуют три стороны:

  1. Фактор – факторинговая компания или банк.
  2. Кредитор – поставщик товара.
  3. Дебитор – покупатель товара.

Иногда добавляется четвертая сторона, которая предоставляет площадку для совершения сделки. Например, если «фактор» – это финансовая компания, то она открывает факторинговый счет в банке, который тогда является еще одним участником.  

Сделка эта выгодна для всех:

  • поставщик не ждет возврата средств и, соответственно, ему нет необходимости на время замораживать или сужать свою деятельность;
  • фактор получает процент за пользование средствами и комиссионные;
  • покупатель имеет возможность получать товар с отсрочкой платежа до 180 дней, независимо от вида факторинга.

Скачайте полезные документы, которые пригодятся в работе:

Иконка WordБланк договора факторинга
Иконка WordЗаполненный образец договора
Иконка WordОтчет о затратах на факторинг

Отличие факторинга от кредита

По сути фактор, оплачивая товар за покупателя, выдает как бы кредит, но не ему, а поставщику. То есть поставщик мог бы обратиться в банк за кредитом на пополнение оборотных средств, но тогда, как правило, заемщик должен что-то предоставить в залог. А если, например, поставщик – это оптовая компания, у которой нет ликвидного оборудования или собственной недвижимости, а есть только склады, которые она арендует, то предоставить в залог что-либо банку ей нечего. Но зато она может продать банку или факторинговой компании дебиторскую задолженность покупателя. Если, скажем, покупателем является крупная торговая сеть, то ее рейтинг надежности является очень высоким. Поэтому банки спокойно могут оплатить товар поставщику под залог дебиторской задолженности крупной торговой сети.

ВИДЕО: Как с помощью факторинга управлять дебиторкой

Как использовать этот финансовый инструмент для управления дебиторкой на видео рассказывает Дмитрий Гинкулов, заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Артпласт»

Сколько стоит факторинг в РФ

Как правило, в России факторинг обходится немного дороже кредита, так как помимо самого выделения финансовых средств фактор вынужден проверять товар, проверять должника и потом предпринимать различные шаги, что бы дебитор вовремя с ним расплатился. Не все факторы снимают с клиентов нагрузку по работе с дебиторской задолженностью (сами всех обзванивают, напоминают, готовят иски и т.д.), но все включают данную работу в расценки за свои услуги.

Фактор, обычно, оплачивает от 70 до 90% товара сразу, а оставшуюся часть после получения денег (за вычетом процента и комиссии) от дебитора. Или производится дисконтирование стоимости дебиторской задолженности и фактор ее приобретает по сниженной цене. Цена зависит от срока получения средств от дебитора, а также платежеспособности покупателя и его репутации.

Обеспечение сделки

Важно отметить, что договор факторинга заключается между факторинговой компанией и поставщиком, минуя покупателя. То есть покупатель может даже не знать, что его «продали за долги». Для получения оплаты от фактора поставщику достаточно предъявить ему счета-фактуры или иные платежные документы.

Иногда, в качестве залога может выступать сам товар, право собственности на который переходит к покупателю только после полной его оплаты.

Виды факторинга

Главным образом факторинг делится на две категории: c регрессом и без. Рассмотрим их подробнее.

Без регресса – в этом случае риск за выплату задолженности покупателем полностью ложится на факторинговую компанию. За это она берет повышенный процент.

С регрессом – если дебитор не смог выплатить всю сумму задолженности, то ее остаток доплачивает поставщик, то есть фактически поставщик возвращает фактору его средства. Это наиболее распространенный вид факторинга, так как он дешевле для поставщиков и «безрисковый» для «фактора».

Другие виды факторинга

Открытый – с уведомлением дебитора об уступке – это когда должник платит напрямую «фактору». Закрытый – с уведомления должника об уступке  – в этом случае должник расплачивается с поставщиком, а тот уже с «фактором». Важно при этом понимать, что у большинства факторов действует правило: при отказе дебитора от подписания факторингового уведомления сделка не проводится и не финансируется.  

Реальный – требование возврата средств возникает одномоментно с договором; и консенсуальным – когда требование возникает в будущем.

Без финансирования – когда «фактор» берет на себя функции управления дебиторской задолженностью клиента. В этом случае факторинговая компания получает комиссию с суммы вовремя или досрочно покрытых долгов покупателя поставщику.

Электронный факторинг

На данный момент все большие обороты приобретает EDI-факторинг (электронный факторинг), где все сделки проходят на основе электронных документов, заверенных электронной подписью. Для работы с этими документами используются электронные площадки, к которым подключаются участники факторинговой сделки. Одна из крупнейших площадок – это FactorPlat с оборотом в 15 млрд руб. в год.

Однако перевод бумажного документооборота в электронный сопровождается определенными трудностями. Достаточно сложно наделить всех участников поставок (от водителя до кладовщика) электронными подписями, соответствующим оборудованием (токенами) и программным обеспечением. Плюс к этому электронный документооборот не имеет достаточно проработанной правовой базы. Из-за этого рынок электронного факторинга сильно тормозится.

ВИДЕО: Факторинг, как альтернативный источник финансирования

Еще несколько лет назад факторинг не был так широко известен и банки предлагали удобные форматы, чтобы попробовать этот инструмент. Бизнес с опаской смотрел на эту форму, так как не все понимали, как этот механизм будет действовать. Однако, если компания имеет дело с большой дебиторской задолженностью или не может привлечь стандартное финансирование, она может использовать сложно структурированные кредиты, составляющей которых может быть факторинг. Подробнее о его видах факторинга на видео рассказывает Анна Глазкова, финансовый директор биотехнологической компании Форт, к. э. н., MBA.

Рынок факторинга в России в 2016 году

Оборот на рынке составил в прошедшем году 2 трлн 79 млрд руб. Что на 13% больше, чем в 2015 году (см. рис. 1). Всего факторинговые компании выплатили 1,5 трлн руб. поставщикам. В среднем соотношение финансирования к объему уступленных требований составляло 79%. Средняя оборачиваемость составляла 65 дней. Объем просроченной задолженности в портфеле факторинговых компаний составлял всего 1,8%, что говорит об их осторожной политике.

Рисунок 1. Динамика рынка

Динамика рынка факторинга в России

На факторинг с правом регресса приходится 53 % совокупного оборота, без права регресса 35 %, 12% на прочие операции. Услугой воспользовались 5,2 тысячи компаний при расчетах с 13,7 тысячами покупателей-дебиторов. За 2016 года факторы обработали 9 млн поставок, что на 20% больше, чем в 2015 году. На долю оптовой торговли и обрабатывающей промышленности приходилось 89% финансовых услуг по факторингу.  

В связи с финансовыми санкциями оборот международного факторинга в РФ снизился в 2 раза. Однако в связи со стабилизацией курса доллара в 2017 году ожидается рост рынка на уровне 14%.

Основные игроки

Лидерские позиции в большинстве федеральных округов продолжает  сохранять «ВТБ Факторинг». В Москве лидером является Альфа-Банк, в Санкт-Петербург – Промсвязьбанк, на Урале – «ГПБ факторинг» (см. рис. 2).

Рисунок 2. Лидеры рынка

Лидеры рынка

Таблица. Оборот участников по итогам 2016 года, млн руб.

Название организации

Оборот
всего

Факторинг
с
регрессом

Без
регресса

Без
финансирования

международный
факторинг

1

ВТБ Факторинг

437 132,39

159 731,73

233 276,25

41 254,62

2 869,79

2

Промсвязьбанк/ПСФ

344 489,07

235 869,66

29 405,14

74 037,62

5 176,64

3

Альфа-Банк

250 868,28

144 579,17

55 855,11

50 434,00

0,00

4

ГПБ-факторинг

125 295,00

67 178,80

29 809,70

28 306,50

0,00

5

Сбербанк Факторинг

98 968,07

18 527,15

79 270,08

1 170,84

0,00

6

Банк «ФК ОТКРЫТИЕ»

85 700,59

71 983,61

10 677,53

0,00

3 039,45

7

Металлинвестбанк

78 851,40

67 023,70

7 065,40

4 762,30

0,00

8

РБ Факторинг

78 429,47

13 704,00

53 255,00

10 610,47

860,00

9

ГК НФК

76 563,64

33 538,81

41 679,14

0,00

1 345,68

10

Капитал Факторинг

63 890,41

63 127,03

0,00

763,38

0,00

11

Сетелем Банк

55 663,70

0,00

55 663,70

0,00

0,00

12

МКБ

43 891,58

28 139,29

15 752,29

0,00

0,00

13

ТКБ Банк

25 665,77

22 715,11

2 950,66

0,00

0,00

14

Банк СОЮЗ

20 019,60

1 256,00

18 641,60

0,00

122,00

15

Ситибанк

17 555,41

0,00

17 555,41

0,00

0,00

16

Банк ЗЕНИТ

16 566,00

15 000,00

129,00

1 437,00

0,00

17

ФК «Санкт-Петербург»

15 195,00

12 728,00

0,00

2 467,00

0,00

18

Р.Е. Факторинг

13 436,00

13 043,51

376,83

15,65

0,00

19

ФГ ПРАЙМ

10 183,80

5 802,50

1 814,20

2 567,10

0,00

20

РФК

10 171,93

9 301,97

0,00

869,96

0,00

21

Лаборатория факторинга

9 614,00

3 719,00

5 895,00

0,00

0,00

22

СДМ-Банк

6 100,48

6 100,48

0,00

0,00

0,00

23

ОФК-Менеджмент

5 721,50

5 259,15

132,79

329,56

0,00

24

ОТП Банк

4 822,32

1 786,20

3 036,12

0,00

0,00

25

МФО «СимплФинанс»

2 852,98

2 852,98

0,00

0,00

0,00

26

Кредит Европа Банк

2 656,00

2 656,00

0,00

0,00

0,00

27

Ижкомбанк

362,80

362,80

0,00

0,00

0,00

ИТОГО:*

1 900 667,18

1 005 986,66

662 240,96

219 026,00

13 413,57

Источник: аналитический отчет Ассоциации факторинговых компаний за 2016 год.

Кому могут отказать

Основные причины отказов – это малый размер сделки, то есть основная масса малого бизнеса отсекается по этому критерию. Также отказывают из-за неудовлетворительного финансового состояния поставщиков и дебиторов и плохой платежной дисциплины в рамках уступаемого контракта; отсутствия подтвержденной текущей или будущей дебиторской задолженности покупателя.

Трудности в получении такого вида финансирования могут испытывать компании деревообрабатывающей и металлопрокатной промышленности, занятые в производстве и торговле ювелирными изделиями, застройщики, компании работающие в сфере инжиниринга и энергетики, производители мебели.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль