Заявление о приеме на работу: зачем и как писать

1045
Заявление о приеме на работу – пережиток прошлого, каприз работодателя или все же полезный документ для обеих сторон. В статье ответим на эти вопросы и расскажем, как правильно его написать.

Заявление о приеме на работу: писать или не писать

Наверное, 90% сотрудников – от вечернего секретаря до финансового директора при приеме на работу писали заявление. И вот неожиданный вопрос: а нужно ли его писать? И тут таится правовой парадокс: нигде в законодательстве не сказано, что при оформлении на работу нужно писать такое заявление сотрудникам частных компаний. Его просто нет в перечне обязательных документов.

Открываем статью 65 ТК РФ: там указано, что поступающий на работу обязан предоставить паспорт, трудовую книжку (если имеется, если нет – оформит работодатель), диплом или иной документ о полученном образовании, а также СНИЛС. Мужчинам призывного возраста придется еще предоставить военный билет. В некоторых случаях могут запросить также справку об отсутствии судимости или справку о том, что новый сотрудник не привлекался за незаконный прием наркотиков (в обоих случаях  такие документы требуются исключительно для определенных видов деятельности, указанных в законодательстве). Какие-либо дополнительные справки или иные бумаги могут запросить опять же только в строго определенных законом ситуациях. В иных случаях требовать какие-либо документы сверх списка попросту запрещено.

Для кого заявление на работу обязательно

Впрочем, есть лица, которым написать заявление о приеме на работу все-таки придется. Это сотрудники не частных компаний, а госсектора (ст. 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»), а также те, кто хочет поступить на муниципальную службу (ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Для них такой документ является обязательным.

Можно ли не писать

Если же работодатель будет настаивать на написании заявления, то, в принципе, дело можно довести и до суда. За нарушение законодательства о труде ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность – предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от одной тыс. до пяти тысяч рублей;
  • для юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правда, крайне маловероятно, что работодатель окажется столь упрямым в данной ситуации, да и доказать это принуждение будет весьма непросто.

Когда писать заявление о приеме на работу

В законе не определен срок написания заявления о приеме на работу: можно написать его за день до выхода на работу, а можно хоть за полгода. В последнем случае этот документ станет своеобразным протоколом о намерениях, психологически связывающим новичка обязательством начать работать в данной компании и не «переметнуться» в другую фирму спустя полгода.

Скачайте полезные документы:

Иконка WordБланк заявления о приеме на работу

Иконка WordОбразец заявления о приеме на работу 2017

Иконка WordПриказ о приеме сотрудника на основную работу

Иконка WordПриказ о приеме внешнего совместителя

Зачем нужно заявление на работу

Как считают эксперты, некоторый практический смысл для компаний в том, что новые сотрудники напишут заявление о приеме, все же есть.

Зачем заявление работодателю

Владимир Данилевский рассказывает, зачем писать заявление о приеме на работуВладимир Данилевский, старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

В коммерческих организациях заявление о приеме на работу – с одной стороны, пережиток прошлого опыта; с другой – достаточно удобный механизм запуска и контроля внутренних процессов по оформлению трудоустройства нового работника особенно в ситуации, когда прием нового работника предварительно сопровождается согласованием нескольких лиц. Так, на заявлении делают служебные отметки: визируется согласие непосредственного начальника нового работника с его кандидатурой, ставится итоговая резолюция руководителя предприятия либо равнозначного лица, отметка кадровой службы об исполнении. Кроме того, если работник вообще впервые устаивается на работу, то кадровики просят его именно в таком заявлении указать на данное обстоятельство, поскольку в этом случае предприятие обязано самостоятельно завести работнику трудовую книжку.

Для работодателя заявление о приеме на работу имеет смысл в том случае, если предполагается существенный период времени между фактическим допуском работника к работе и оформлением трудового договора (см. также, как избежать признания гражданско-правового договора трудовым). «Здесь важно до момента начала работы и во избежание спорных ситуаций зафиксировать волеизъявление работника о работе в конкретной организации с точным указанием должности, размера заработной платы, место работы и т.д.

Для чего писать заявление о приеме на работу сотруднику

А что же работник? Есть ли для него какой-то смысл в составлении данного документа?

Ольга Бургсталлер о том, зачем писать заявление на работуОльга Бургсталлер, директор HR-департамента CAF Group.

Написание заявления  о приеме на работу – скорее традиция, не имеющая под собой правовой основы. Это психологический фактор, больше значимый для будущего работника». 

Впрочем, в некоторых случаях эта дань традиции может все же оказаться на руку новичку-сотруднику. Например, если ему впоследствии придется доказывать в суде, что он работал в данной компании. Конечно, одного заявления о приеме будет недостаточно, чтобы склонить судью на свою сторону.

Александра Сурнина о том, зачем писать заявление о приеме на работу сотрудникуАлександра Сурнина, юрист «Селютин и партнеры»

Приведу в пример апелляционные определения Ярославского областного суда от 10.11.2014 по делу № 33-6392, Владимирского областного суда от 17.02.2015 по делу № 33-402/2015, Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33-644, в которых из-за отсутствия в том числе и заявления о приеме на работу суды отказали в удовлетворении требований об установлении факта трудовых отношений, отношения между лицами были признаны гражданско-правовыми.

В случае возникновения спора о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, суд оценивает информацию, содержащуюся и в заявлении о приеме на работу, а именно, было ли там указание о приеме на работу на определенный срок. Это говорится в апелляционном определении Московского городского суда от 24.03.2014 по делу N 33-3701. В данном случае такого указания в заявлении о приеме на работу не было, ввиду этого, а также с учетом обстоятельств дела и иных доказательств, суд признал, что трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Владимир Данилевский о новой норме в законодательстве Владимир Данилевский, старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

Совершенно особое значение заявлению о приеме на работу стали придавать после того, как в трудовом законодательстве появилась норма, обязывающая работодателей предоставлять кандидатам письменные и мотивированные отказы от приема на работу, если такой кандидат запросил причину отказа (читайте также, как пройти собеседование). Так, в ст.64 Трудового кодекса РФ указано, что компания обязана обосновать свое отрицательное решение в течение семи дней с момента предъявления ей запроса. Правда, есть одна сложность: заявление о приеме пишется в одном экземпляре, поэтому соискателю будет нелегко доказать, что он его вообще писал.

А что внутри заявления о приеме на работу

Итак, работник согласен написать заявление. Как же это делается? Разумеется, никакой законодательно установленной формы для частного бизнеса нет и быть не может. Тем не менее, многие фирмы для простоты и удобства разрабатывают свои бланки заявлений о приеме на работу.

Но в целом, неважно, есть ли бланк или нет, в основном работодатели просят указать следующие сведения:

  1. Вверху справа: название организации, ФИО лица, на чье имя пишется заявление о приеме на работу (как правило, это генеральный директор, президент или иной руководитель высшего уровня), а также ФИО автора заявления (в родительном падеже).
  2. Должность, на которую вы просите вас принять и с какого числа. Иногда просят обозначить также название отдела или департамента или иного подразделения. Если с сотрудником будет заключен срочный договор, то могут попросить указать, до какого числа сотрудник будет работать.
  3. Дата и подпись заполняющего.

Дополнительные сведения

Помимо вышеперечисленных данных иногда в заявлении просят написать адрес и контактный телефон нового члена коллектива. Большого смысла в этом нет, так как эти данные можно указать в основном документе, необходимом при устройстве на работу – трудовом соглашении. Часто сотрудникам предлагают заполнить эти два документа (заявление и трудовой договор) одновременно. Если нового сотрудника принимают в порядке перевода или на неполный рабочий день, то все это обычно также прописывают в заявлении.

Заявление о приеме на работу по совместительству

А как быть тем, кто хочет совмещать две должности в разных подразделениях или даже разных компаниях? При устройстве на вакансию по совместительству (не имеет значения, о внутреннем или внешнем совместительстве идет речь), об этой особенности также сообщают в заявлении. Примерно так: «прошу принять меня на должность секретаря отдела по совместительству».

Точно так же необходимо указать прием на часть ставки. Часто в заявлении о приеме на работу на полставки формулируют, например, так: «Прошу принять меня на должность бухгалтера на 0,5 ставки».

Образец заявления о приеме на работу

Генеральному директору ООО «Новая фирма»

Васильеву В.В.

От Дмитриевой Ольги Викторовны

Заявление

Прошу принять меня на должность специального корреспондента в отдел международной жизни с 14.04.2017.

01.04.2017 (дата)                                                                                Подпись

Итак, как выяснилось, если сотрудник не пожарный, полицейский, учитель или муниципальный чиновник, то вынудить его писать заявление о поступлении на работу компания не имеет права. Тем не менее, предложить (попросить его) написать его могут и в частной компании. Разумеется, можно и отказаться, но стоит ли портить отношения с будущим работодателем?

ВИДЕО: Правильное оформление трудовых отношений с работником

О том, как правильно оформить отношения с работником, смотрите на видео. Рассказывает Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль