Бизнес-план: виды и классификация

736
Все бизнес-планы уникальные, ведь они разрабатываются под конкретные условия. Тем не менее будет полезно узнать их некоторые ключевые особенности различных видов бизнес-планов, прежде чем приступить к созданию собственного.

Читайте в статье:

Существует масса различных классификаций бизнес-планов. Каждый автор ориентируется на собственные, безусловно, важные, ключевые пункты, по которым происходит эта классификация. И при детальном анализе выясняется, что все они описывают три ключевых направления. Очевидно, что это не строгая и жесткая градация, но такое разделение дает более полное понимание — какой вид планирования стоит выбрать для разработки исходя из поставленных задач.

Типы бизнес-планов по назначению

Первое направление — бизнес-план, предназначенный для получения финансов от внешних источников. Это может быть банковский кредит, инвестиции от акционеров или бизнес-партнеров, средства, которые предлагают грантовые организации. В этом случае важно соблюдать те требования, которые предъявляют к этому документу потенциальные инвесторы. Зачастую они используют собственные формы для заполнения заявок, они стандартизированы и отработаны годами практики. Данный бизнес-план раскрывает выгоды, которые получит инвестор, если вложит средства в предприятие.

Второй случай, когда документ разрабатывается для внутреннего использования. Он показывает риски, специфику предприятия, его потенциал и раскрываемые возможности, одним словом — сущность работы организации. Это своего рода «дорожная карта», с которой сверяются при управлении компанией, на которую ориентируются при принятии решений.

И третий вариант составляется в том случае, если необходимо что-то изменить в работающей компании, ввести новый товар или услуги, запустить новое направление или подразделение, либо полностью запустить компанию с нуля. Он дает целостное понимание предлагаемых действий и видение результатов.

Все они, в зависимости от горизонта планирования, могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными или стратегическими. Могут использовать различные методики составления или разрабатываться для различных типов организаций или их сегментов. Это могут быть вновь создаваемые или уже работающие компании (см. также как составить бизнес-план).

Документы, которые помогут вам написать бизнес-план

Как написать бизнес план. Пошаговая инструкция с примеромМетодика разработки бизнес-плана

Как написать бизнес план. Пошаговая инструкция с примеромПример бизнес-плана

Классификация бизнес-планов по другим признакам

По срокам планирования бизнес-планы бывают:

  1. Краткосрочные.
  2. Среднесрочные.
  3. Долгосрочные или стратегические бизнес-планы.

Рассмотрим их подробнее

Краткосрочный и среднесрочный планы

Составляется на срок не более года, основан на имеющихся ресурсах, учитывает реальное состояние коллектива и финансов, расписывается помесячно. Среднесрочный план охватывает срок в три-пять лет. Он подробно описывает количественные показатели работы предприятия, а основными объектами планирования становятся потребности в денежных средствах и капитальные вложения, производственные ресурсы, организационная схема компании, а также перспективные исследования и разработки.

Стратегический бизнес-план

Разрабатывается на срок более пяти лет. Он менее детализирован и содержит, в основном, магистральные направления хозяйствования — требования развития, роста. В целом стратегический план определяет долгосрочные цели, которые основываются на миссии компании и способы достижения этих целей.

Горизонт планирования зависит от того, насколько устойчива среда в которой ведет свою деятельность организация. Чем выше неопределенности и риски, тем меньший срок охватывают планы. Разумеется и в этом случае можно составлять стратегический план, однако он будет носить скорее рекомендательный характер.

Целевая аудитория и цели бизнес-плана

Другие типы бизнес-планов могут классифицироваться по целевой аудитории — кому они адресованы, кто получатель, кто «лицо, принимающее решение» о том, чтобы выделить финансы на проект, присоединиться к реализации. План может быть для внутреннего использования группой менеджеров и руководством предприятия. Адресатами могут быть банкиры, рассматривающие вопрос выделения кредита, инвесторы, ищущие привлекательные и перспективные компании для вложения средств, либо акционеры, перед которыми ставится вопрос о расширении бизнеса. Это могут быть представители государства, которые оценивают социальную значимость проекта или бизнес-партнеры, чьи компании могут участвовать в совместном проекте.

Возможна классификация по целям, например, план преследует целью финансовое оздоровление предприятия, либо создание нового или расширение имеющегося производства, либо формирование стратегии развития или составление текущего плана работы компании.

Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса предусматривает, что планирование может вестись для группы предприятий, либо для всего предприятия, как нового, так и уже работающего, а также для инвестиционного проекта.

Также выделяют классификацию по конфиденциальности, гибкости планирования, а также стадиям развития компании и реализуемого проекта и другим основаниям.

Стандарты разработки бизнес-планов

В международном сообществе существует масса различных организаций, которые разработали типовые стандарты или, скорее, методики по составлению бизнес-планов. Их преимущество состоит в том, что они выполнены в форме рекомендаций, проверены и могут применяться в самых разных условиях, независимо от специфики бизнеса, региона, размера компании и других факторов.

Методика UNIDO, (United Nations Industrial Development Organization — ООН по промышленному развитию). Это подразделение ООН работающее в странах с недостаточным уровнем индустриального развития и нацеленное на повышение общего благосостояния региона. Методика UNIDO считается самой подробной и детализированной, поэтому ее лучше брать в качестве ориентира тем предпринимателям, кто впервые столкнулся с потребностью разработать подобный документ.

Методика ЕБРР, Европейского банка реконструкции и развития. Признанный стандарт планирования для опытных предпринимателей за счет того, что эта методика достаточно краткая, а основные пункты соединены в большие разделы. Отличительная черта данной методики — глубокая проработка финансовой составляющей плана с точки зрения контроля и учета заемных средств.

Методика KPMG, международной аудиторско-консультационной сети. Методику отличает сбалансированный подход к количеству отображаемой в плане информации, кроме того, эти рекомендации выверены многолетним опытом работы на международном рынке.

Кроме мировых стандартов существуют и иные, например региональные, отраслевые или внутренние стандарты. В целом никто не мешает, например банку, выпустить свои требования, в соответствии с которыми он принимает бизнес-планы на рассмотрение. Обычно эти отличия бизнес-планов незначительны от мировых стандартов, разница обычно в оформлении документа. Поэтому если необходимо обратиться в банк, государственную структуру или иную организацию, например — грантовую, то имеет смысл предварительно уточнить у представителей указанных заведений об их внутренних правилах оформления подобной документации.

Читайте также:

Структура бизнес-планов

Все бизнес-планы разные, но структура у них примерно одинаковая. Отличие в акцентах, которые там расставлены и глубине проработке тех или иных пунктов. Также возможно различное наименование пунктов или иной порядок их расположения в тексте, суть в том, чтобы содержание пунктов соответствовало ожиданиям потребителей бизнес-планов. Указанные ниже разделы так или иначе содержатся практически всегда.

Титул. Это первый раздел, лицо документа. Потенциальным инвесторам некогда внимательно изучать все сложные расчеты и обоснования документа, поэтому они решают, имеет ли смысл знакомиться с ним дальше руководствуясь впечатлением от титульной страницы. Здесь максимально кратко и доступно рекомендуется указать следующую информацию:

  • сведения об авторах, их должности и практический опыт;
  • сведения о предприятии, его название, адрес, контакты;
  • цель и суть предложения;
  • потребности для реализации плана;
  • иные сведения (конфиденциальность, особенности, важные примечания).

Содержание. Необходимо перечислить основные разделы, чтобы эксперты могли быстрее находить важную для них информацию при анализе бизнес-плана. Кроме того, проработанное содержание также показывает, насколько четко и детально разработчики документа представляют себе план действий.

Резюме. Его читают если заинтересовал первый раздел — Титул. Специалисты рекомендуют составлять резюме проекта каждый раз индивидуально, с учетом ожиданий и потребностей именно тех потенциальных инвесторов, перед которыми будет проводиться презентация бизнес-плана. У разной аудитории — разные мотивы, без понимания и анализа этого факта, велика вероятность того, что разработанный план не заинтересует инвестора. В резюме должно содержаться сжатое изложение всех основных разделов документа — сильные стороны компании, потребная сумма вложений, сроки отдачи вложенных средств и прибыль, риски.

Дальнейший текст, по сути, расшифровка и подробное описание всего того, что сказано в резюме.

Описание предприятия. После прочтения этого раздела у читателя должно быть сформировано ясное понимание — что это за компания, чем она занимается, какая у нее организационная структура, почему она в состоянии выполнить этот бизнес-план, какими ресурсами для этого обладает — производственные мощности, оборудование, ноу-хау, уникальные разработки, технологические решения, системы менеджмента производства и контроля качества. Отдельно можно указать сведения о том, что в компании подобрана уникальная команда экспертов, рассказать об их компетенциях, привести примеры уже реализованных проектов. Если это стартап — можно описать их достижения в других компаниях.

Состояние отрасли и анализ рынка. Этот пункт тесно перекликается с предыдущим. Здесь имеет смысл показать глубокие знания и привести качественную аналитику отрасли, в которой работает компания. Качество представленных данных здесь стоит на первом месте. Именно это покажет читателям, что авторы серьезно разбираются в предмете и нацелены на успех.

Маркетинговый план. В этом разделе необходимо ответить на все вопросы про ценовую политику компании, особенности продвижения товара, его рекламу и PR, про конкурентную борьбу и потенциал рынка. В целом — показать, как и какими средствами компания намерена продавать свой товар. Кроме того, обычно здесь описывают план сбыта продукции.

Организационный план. Некоторые эксперты выделяют этот пункт отдельно, где рекомендуют детально прописать схему взаимодействия всех подразделений компании, контроль работы сотрудников и координацию их работы.

Производственный план. Подробное описание всех этапов производства, причем необходимо перечислить всю цепочку, с поставщиками, подрядчиками и другими участниками процесса. Здесь же указываются все сведения, убеждающие, что компания полностью знает как обеспечить, оперативно увеличить или сократить производство.

Финансовый план. Этот раздел наиболее интересен инвесторам и кредиторам. Для его разработки имеет смысл привлечь финансовую службу компании (если это не вновь создаваемая организация). Здесь необходимо четко указать все ожидаемые расходы, доходы и прочие финансовые показатели, а также сроки, в течение которых ожидается их исполнение. Наиболее наглядный способ представления информации — инфографика, так рекомендуют специалисты.

Оценка рисков. Бизнес-план обязательно должен содержать анализ рисков, с которыми будет сопряжена работа компании. Кроме перечисления самих рисков, здесь нужно указать и варианты их нейтрализации или снижения урона.

Приложения. Сюда выносится любая информация, подтверждающая обоснованность бизнес-плана. Это могут быть копии лицензий, патентов, прейскуранты партнеров, ссылки на статистические данные и другая информация.

ВИДЕО: Как подготовить бизнес-план, чтобы получить финансирование

Зачастую перспективный проект не находит финансовой поддержки у банка и инвестора. Почему это происходит и что необходимо сделать для повышения шансов на успех? Как составить бизнес-план, чтобы получить финансирование? Как проанализировать проект с позиции банка, выявить и устранить узкие места. На что в бизнес-модели обратят внимание потенциальные инвесторы.  Как не обмануть самих себя при построении финансовых прогнозов. За счет чего повысить шансы на получение финансирования? Смотрите на видео.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль