Как составить передаточный акт при реорганизации компании в форме присоединения и слияния

680
Карнаухова Елена
директор по технологиям учета и финансовой отчетности АО «ЭНПИ Консалт»
В связи с изменениями гражданского законодательства при подготовке к реорганизации передо многими компаниями встает вопрос о том, нужно ли составлять и утверждать передаточный акт при присоединении или слиянии.

Вопрос о подготовке передаточного акта является актуальным для финансового директора присоединяющей компании (объединенной компании в случае слияния), так как он принимает решения о перечне мероприятий финансового блока, выполняемых при реорганизации, а также должен обеспечить  полноту информации и контроль в отношении присоединяемого имущественного комплекса.

Обязаны ли реорганизуемые компании составлять передаточный акт при их реорганизации в форме присоединения или слияния

Пункты 1 и 2 статьи 58 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) более не упоминают, что при присоединении и слиянии права и обязанности реорганизуемых юридических лиц переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом. Верховный Суд РФ в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 разъяснил, что по смыслу пунктов 1 и 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении и слиянии права и обязанности переходят к правопреемнику в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания. В связи с чем сохранившиеся в Федеральных законах «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» нормы о составлении передаточного акта при присоединении и слиянии, не соответствующие изменённым положениям ГК РФ, очевидно, не подлежат применению.

Таким образом, можно сделать вывод, что исходя из действующих в настоящее время норм законодательства составление передаточного акта при реорганизации юридических лиц в форме присоединения и слияния не является обязательным.

Стоит ли составлять передаточный акт

По нашему мнению, с практической точки зрения составление передаточного акта при присоединении и слиянии юридических лиц для многих компаний целесообразно. Так, в настоящее время не все государственные органы поддерживают позицию о том, что при реорганизации в форме присоединения и слияния передаточный акт не нужен. Например, как показывает практика, органы Росреестра и ГИБДД считают необходимым представлять передаточный акт или выписку из него в числе документов для перерегистрации на правопреемника прав на имущество при присоединении и слиянии.

В связи с чем реорганизуемым организациям, имеющим недвижимое имущество и транспортные средства, желательно утвердить передаточный акт. В противном случае существует вероятность отказа регистрирующими органами в перерегистрации на правопреемника прав на недвижимое имущество и транспортные средства. В результате организации-правопреемнику потребуется в судебном порядке добиваться регистрации и доказывать, что передаточный акт более не является обязательным при указанных формах реорганизации.

При реорганизации крупных компаний составление передаточного акта можно рассматривать как один из механизмов, позволяющих собственникам и руководству получать полную информацию о составе и состоянии имущественного комплекса реорганизуемых компаний, а также осуществлять контроль за передачей имущества, прав и обязанностей присоединяемых компаний.

Практика подготовки передаточных актов показывает, что при реорганизации не формальное проведение инвентаризации, а именно подготовка передаточного акта (подготовка подробных перечней имущества, прав и обязанностей, включая перечень договоров, судебных споров и др.) обеспечивает комплексное «вскрытие» и рассмотрение сложных проблем с активами компании (в том числе, выявление бесхозяйного имущества, имущества без правоустанавливающих документов, рассмотрение причин их отсутствия и др.).

В ситуации, когда нет необходимой регистрации или правоустанавливающих документов на имущество (например, имущество создано хозяйственным способом, используется бесхозяйное имущество, созданы результаты интеллектуальной деятельности, которые ещt не прошли регистрацию), отражение подобного имущества в передаточном акте хотя и не заменит правоустанавливающие документы, но может помочь правопреемнику в спорных ситуациях подтвердить свои права.

Кроме того, реорганизуемые компании зачастую сталкиваются с тем, что некоторые недобросовестные контрагенты рассматривают состоявшуюся реорганизацию как повод для отказа или отсрочки выполнения своих обязательств перед реорганизованной компанией. В такой ситуации наличие передаточного акта, в котором чtтко и полно отражены обязательства, может побудить таких контрагентов надлежащим образом и без обращения в суд исполнить обязательства.

Порядок составления передаточного акта

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать:

  • положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;
  • порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Приказом Минфина РФ №44н от 20.05.2003г. утверждены «Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций», включающие в том числе положения о составлении передаточного акта.

Передаточный акт готовится на основе бухгалтерской отчетности и может включать следующие приложения:

  • бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка, на последнюю отчетную дату;
  • расшифровки (описи) имущества, прав и обязанностей, которые раскрывают статьи  бухгалтерского баланса;
  • расшифровки данных по статьям забалансового учета;
  • перечень судебных споров, перечень договоров и др.

Целесообразно, чтобы приложения (содержащие перечни и расшифровки) подписывались лицами, непосредственно ответственными за их составление, что позволит обеспечить надлежащее качество их подготовки. Для качественной подготовки передаточного акта перед его составлением необходимо провести подготовительные мероприятия, включающие разработку методики подготовки передаточного акта, назначение ответственных лиц и их инструктаж, а также составление плана-графика работ.

Ошибки при составлении передаточного акта

Обращаем внимание на некоторые ошибки, допускаемые при составлении передаточного акта. Так, некоторые компании отражают в передаточном акте передаваемое правопреемнику имущество и обязательства только в виде статей баланса или только на основании данных бухгалтерского учtта (которые могут не совпадать, например, с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)). Такое неполное или некорректное отражение передаваемого правопреемнику имущества влечет невозможность использовать передаточный акт в рассмотренных выше целях. Например, отсутствие в передаточном акте полных и соответствующих ЕГРП данных об объектах недвижимости может повлечь отказ в регистрации прав правопреемника на недвижимость.

Иногда компании смешивают передаточный акт с другим документом, составляемым при реорганизации – актом приема-передачи, которым оформляется фактическое принятие реорганизованным обществом имущества и обязательств на момент завершения реорганизации1.

Передаточный акт составляется по состоянию на дату, существенно предшествующую дате завершения реорганизации (передаточный акт утверждается общим собранием акционеров (участников) общества одновременно с принятием решения о реорганизации). При этом в «переходный период» между датой составления передаточного акта  и завершением реорганизации происходят изменения состава имущества, прав и обязанностей реорганизуемых компаний. То есть на момент завершения реорганизации правопреемник получает уже новый, измененный по сравнению с отражённым в передаточном акте, состав имущества, прав и обязанностей.

В связи с чем на практике реорганизуемые компании на дату завершения реорганизации составляют отдельный документ – акт приtма-передачи, который отражает фактически переданный правопреемнику на дату завершения реорганизации объeм имущества, прав и обязанностей.  Акт приема-передачи позволяет обеспечить достоверность формирования правопреемником вступительного баланса, бухгалтерской и налоговой отчетности за год, в котором произошла реорганизация, облегчает прохождение реорганизованной организацией аудита и проверок налоговыми органами и позволяет собственнику и руководству контролировать реорганизацию.

Как утвердить передаточный акт

Пункт 2 статьи 59 ГК РФ устанавливает, что передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица. Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривают, что общее собрание акционеров (участников) каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния (в случае реорганизации в форме присоединения – общее собрание акционеров (участников) присоединяемого общества), принимает решение об утверждении передаточного акта одновременно с принятием решения о реорганизации.

Как уже говорилось ранее выше, составление передаточного акта при реорганизации юридических лиц в форме присоединения и слияния не является обязательным. Однако, по нашему мнению, и при составлении передаточного акта по собственному решению компании он должен утверждаться в том же порядке, что и в случае обязательного составления (при реорганизации в форме выделения или разделения).  То есть передаточный акт должен быть утвержден общим собранием акционеров (участников) участвующих в слиянии обществ (присоединяемого общества в случае присоединения)  одновременно с принятием решения о реорганизации.

Благодарим за помощь в подготовке материала юрисконсульта АО «ЭНПИ Консалт» Елену Арсенину.


Сноска 1: При слиянии юридические лица считаются реорганизованными с момента государственной регистрации юридического лица, созданного в результате слияния, а при присоединении - с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль