text
Финансовый директор

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

  • 11 сентября 2018
  • 23207
финансовый директор АО «Региональный информационный центр Орловской области»
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, сколько раз компания использовала средний остаток оборотных средств в течение выбранного промежутка времени. Читайте, как рассчитать и оценить показатель.

Что такое коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (активов) – это показатель, который позволяет понять, сколько раз компания использовала среднегодовой остаток оборотных средств за выбранный временной интервал.

Формула коэффициента оборачиваемости оборотных средств

Показатель рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств = Выручка (руб.) / Оборотные активы (руб.). См. также подробнее про оборотные активы предприятия.

Как найти показатель по балансу

Формула расчета по данным бухгалтерского баланса:

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Анализ коэффициента

Коэффициент оборачиваемости анализируются:

  • в динамике,
  • в сравнении со среднеотраслевыми показателями, например со среднеотраслевым периодом оборота.

Слишком низкий коэффициент, не оправданный отраслевыми особенностями, говорит об излишнем накоплении оборотных средств. Общепринятых, а тем более законодательно установленных нормативов не существует, но это не мешает ввести их в действие внутренними распорядительными документами в качестве целевых значений или ключевых показателей эффективности.

Период оборота оборотных средств

Для анализа оборотных средств часто удобнее рассчитать период оборота – величину, обратную коэффициенту оборачиваемости:

Период оборота оборотных средств (дней) = Количество дней / Коэффициент оборачиваемости

Это более наглядный показатель, он измеряется в днях и показывает нам, за сколько дней предприятие получает выручку, равную средней величине оборотных средств. При замедлении оборачиваемости период оборота увеличивается, а при ускорении сокращается. Если мы посчитаем период оборота за два разных временных интервала и сравним их, то сможем определить величину дополнительно необходимых, или наоборот, высвобождающихся денежных средств.

О временном интервале для расчета следует сказать особо. Коэффициенты оборачиваемости рассчитываются за определенный промежуток времени. Совсем не обязательно это должен быть целый год, как пишут в учебниках. Для решения практических задач можно рассчитывать и за полугодие, и за квартал, главное, чтобы бы этот интервал был достаточно показательным и включал в себя все значимые для производственного процесса факторы. Какой именно интервал выбрать, зависит от отрасли, вида продукции, длительности производственного цикла и условий взаиморасчетов и так далее.

Пример расчета

Теперь поясним все вышесказанное на примере. Предположим, наше предприятие производит продукцию, спрос на которую имеет значительные сезонные колебания. За год предприятие получило выручку (см. таблицу 1).

Таблица 1. Годовая выручка предприятия

Период

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Выручка, млн руб.

25 133

13 290

29 273

47 134

114 830

Средний товарный запас в течение этого года представлен в таблице 2.

Таблица 2. Средний товарный запас

Период

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Средний товарный запас, млн руб.

37 186

22 312

33 021

53 123

36 411

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости товарных запасов за год. Для этого разделим выручку за год на среднегодовую величину товарного запаса.

Коэффициент оборачиваемости за год = 114 830 / 36 411 = 3,154

Получим, что показатель за год равен 3,154.

Определим период оборота.

Период оборота = 365 дней / 3,154 = 115,7 дней.

Именно за 115,7 дней мы получаем выручку, равную среднегодовому товарному запасу. Что это нам даст на практике? Мы можем только сравнить эти показатели с аналогичными за  предыдущий год или пойти к конкурентам. Если те нам скажут, что их запасы оборачиваются приблизительно с такой же скоростью, на этом успокоимся, убедившись, что наш показатель соответствует среднеотраслевым значениям.

Если же мы рассчитаем данные по каждому кварталу, то получим дополнительную информацию (см. табл. 3).

Таблица 3. Расчет коэффициентов оборачиваемости по каждому кварталу

Период

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Коэффициент оборачиваемости

0,676

0,596

0,886

0,887

3,154

Мы видим, что оборачиваемость товарных запасов очень сильно меняется в течение года. Это станет еще более наглядно, если перевести безразмерный коэффициент в период оборота (табл.4).

Таблица 4. Период оборота

Период

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Период оборота, дней

135,0

153,2

102,9

102,8

115,7

Оказывается, скорость оборота в течение года может меняться в полтора раза. А это уже о многом может сказать. Например, если предприятие продает товары с отсрочкой платежа, то наиболее острая потребность в оборотных средствах у него будет в конце второго и в третьем квартале. Если же отсрочки покупателям нет, то нехватка оборотных средств возможна с конца первого и весь второй квартал.

Таким образом, для определения потребности в привлечении дополнительных оборотных средств к началу «высокого» сезона, коэффициенты оборачиваемости следует рассчитывать не за год, а за квартал.

Дальше у нас возникнет совершенно естественное желание ускорить оборачиваемость запасов в первом полугодии. Для этого необходимо детализировать расчеты по видам товаров. Выгружаем из программы или запрашиваем в бухгалтерии соответствующие оборотно-сальдовые ведомости и после некоторой обработки получаем выручку по товарам (табл. 5).

Таблица 5. Выручка по товарам (читайте также, как найти выручку)

Выручка, млн руб.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Товар «А»

8 412

5 220

7 460

15 280

36 372

Товар «Б»

11 770

4 780

12 870

25 340

54 760

Товар «В»

4 591

3 290

8 943

6 514

23 698

Итого

25 133

13 290

29 273

47 134

114 830

Усредняем товарные запасы, и получаем следующие данные (табл. 6).

Таблица 6. Средний запас

Средний запас, млн руб.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Товар «А»

7 535

4 521

6 691

10 764

7 378

Товар «Б»

15 818

9 491

14 047

22 598

15 488

Товар «В»

13 833

8 300

12 284

19 762

13 545

Итого

37 186

22 312

33 021

53 123

36 411

Делим выручку по товарам на средний запас, получаем коэффициент оборачиваемости (табл. 7).

Таблица 7. Коэффициент оборачиваемости

Коэффициент оборачиваемости

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Товар «А»

1,116

1,155

1,115

1,420

4,930

Товар «Б»

0,744

0,504

0,916

1,121

3,536

Товар «В»

0,358

0,396

0,728

0,330

1,750

По группе товаров

0,676

0,596

0,886

0,887

3,154

И вот мы обнаруживаем, что товар «В» является аутсайдером, его оборачиваемость в два и более раз ниже, чем у товара «Б» и товара «А». Для большего удобства переведем безразмерные коэффициенты в периоды оборота (табл. 8).

Таблица 8. Период оборота

Период оборота

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Товар «А»

81,7

79,0

81,8

64,3

74,0

Товар «Б»

122,6

181,2

99,6

81,4

103,2

Товар «В»

255,0

230,2

125,3

276,8

208,6

По группе товаров

135,0

153,2

102,9

102,8

115,7

Теперь мы видим, что оборачиваемость меняется не только по разным товарам, но и каждый товар в течение года оборачивается с разной скоростью.

Дальше необходимо выяснить, в чем причины таких колебаний оборачиваемости. Если эти причины объективны и полностью оправданы с точки зрения ведения бизнеса, то следует запланировать привлечение дополнительных средств, когда это необходимо. Если же причины носят субъективный характер, то надо предпринять организационные меры для их устранения. На этом этапе финансовому аналитику необходимо проявить способность к эффективному взаимодействию с руководством и другими подразделениями, а финансовому директору – свои управленческие таланты.

Выводы

Коэффициенты оборачиваемости в умелых руках становятся эффективным инструментом решения проблем финансовой устойчивости предприятия (читайте также про анализ финансовой устойчивости). Их использование поможет обнаружить такие факты в деятельности предприятия, которые не покажет даже правильно составленная управленческая отчетность. Если учесть связь оборачиваемости с другими показателями и финансовыми инструментами, то можно сказать, что возможности применения этих коэффициентов ограничиваются только вашей фантазией.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.