text
Читать свежий номер бесплатно >>>
Финансовый директор

Как корректировать бюджет компании при значительных отклонениях фактической выручки от плана

  • 16 апреля 2018
  • 1311
Как корректировать бюджет компании при значительных отклонениях фактической выручки от плана

Если вы не знаете, что делать, когда фактическая выручка превысила плановую, используйте наши рекомендации. Они помогут оперативно выявить причины отклонений и скорректировать бюджет.

Корректировать бюджет компании до конца года или нет, зависит от причин, по которым фактическая выручка в разы превысила план. Это может быть:

  • изменение законодательной базы;
  • неучтенные контракты или магазины;
  • намеренное занижение коммерсантами плановой выручки;
  • устаревшие отпускные цены;
  • сезонность;
  • ошибки в расчетах.

Помимо плана продаж придется скорректировать и другие бюджеты компании.

Как корректировать бюджет продаж при значительном отклонении фактической выручки над плановой

Если произошло изменение законодательной базы, оцените, как оно отразилось на вашей отрасли. Допустим, Правительство РФ установило минимальную цену на водочные изделия, что позволило крупным игрокам вытеснить с рынка более мелких и таким образом повысить продажи за счет объема реализованной продукции. В этом случае стоит в плане сбыта отразить увеличение объема продаж товара в натуральном выражении до конца года.

Если обнаружилось, что в план продаж не вошли новые контрагенты, то внесите в него всех неучтенных покупателей и торговые точки. При корректировке плана лучше заранее уточнить у отдела продаж, как изменились условия работы с текущими контрагентами, попросить коммерсантов составить прогнозы по отгрузкам крупным клиентам до конца года, так как план продаж, составленный в конце прошлого года, может уже устареть.

Возможны ситуации намеренного занижения коммерсантами плановой выручки, так как оплата труда менеджеров по продажам состоит из постоянной части (небольшой) и переменной – бонуса, который привязан к выполнению плана продаж. Бюджет сбыта нужно увеличить в натуральном выражении. Чтобы ситуация в будущем не повторилась, пересмотреть систему мотивации сотрудников отдела сбыта.

Если причина отклонения в том, что при планировании продаж использовались устаревшие отпускные цены, то корректировать план нужно в стоимостном выражении – поменять в нем цены на актуальные. Для этого стоит запросить действующие прайс-листы, уточнить все скидки в соответствии с договорными условиями, убедиться, что они уже заложены в ценах реализации товара.

Если забыли про сезонность и новинки, план сбыта нужно актуализировать в натуральном выражении до конца года (например, для торговой компании, см. формулу).

Формула. Расчет коэффициента сезонности продаж

NPV формула

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

С

Коэффициент сезонности продаж

ед.

Результат расчета

Фпг

Фактический объем реализации товарной группы за месяц, соответствующий плановому

шт., кг

Отчеты о реализации товара

Фбг

Фактический объем реализации товарной группы за месяц, соответствующий базовому

шт., кг

Отчеты о реализации товара

Кб

Количество торговых точек на 1-е число базового месяца

шт.

По данным коммерческой службы

Кб + 1

Количество торговых точек на 1-е число месяца, следующего за базовым

шт.

По данным коммерческой службы

Кп

Количество торговых точек на 1-е число планового месяца

шт.

По данным коммерческой службы

Кп + 1

Количество торговых точек на 1-е число месяца, следующего за плановым

шт.

По данным коммерческой службы

Стоит перепроверить все формулы, исправить ошибки – план продаж автоматически пересчитается. Чтобы нивелировать их в расчетах в дальнейшем, нужно добавить в шаблон бюджета продаж проверочные строки, исключить ручной ввод данных. Как вариант, ввести в систему мотивации руководителя коммерческой службы ключевой показатель эффективности «Отсутствие ошибок при формировании плана продаж».

Какие бюджеты нужно скорректировать из-за превышения фактической выручки над плановой

Корректируя бюджет, не забывайте, что выручка – не обособленный и автономный элемент, поэтому актуализировать нужно и такие планы компании, как:

  • бюджет закупок. С увеличением плана сбыта в натуральном выражении нужно и план закупок тоже скорректировать в сторону увеличения. Иначе возникнет дефицит товаров;
  • бюджет доходов и расходов. Если план продаж скорректирован в большую сторону, то и бонусы коммерсантам увеличатся, то есть вырастет такая статья расходов, как фонд оплаты труда;
  • бюджет инвестиций. Вполне возможно, что с увеличением плана продаж возникнет потребность в дополнительных инвестициях на покупку торгового оборудования, транспорта;
  • бюджет движения денежных средств. По новым контрактам важно в этом бюджете учесть количество дней отсрочки платежа. Для покупки новых основных средств – получение и погашение банковского кредита;
  • бюджет по балансовому листу.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
вконтакте
одноклассники
×

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег.
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
вконтакте
одноклассники
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.