Запас финансовой прочности: формула расчета

1269
Бизнес должен быть устойчивым, в том числе и в финансовом плане. Поэтому необходимо знать ключевые параметры, показывающие, насколько компания готова к негативному сценарию развития рынка. Один из таких параметров – запас финансовой прочности, формулу и расчет которого рассмотрим в статье.

Что такое финансовая прочность

Анализ финансового состояния и прибыльности предприятия проводится по многим коэффициентам. Они помогают понять, в каком положении находится компания, определить зависимость уровня прибыли от количества проданной продукции, динамики цен, по которым изделия продаются потребителям или партнерам, постоянных и переменных расходов, оценить рентабельность, риски предприятия. Коэффициенты дают возможность увидеть, насколько компания может быть интересна для инвесторов и кредиторов. Но самое главное, на основе этих коэффициентов принимаются решения для управления предприятием, финансовые, организационные, управленческие.

Один из таких коэффициентов — запас финансовой прочности предприятия. Он дает возможность определить, насколько предприятие готово к снижению уровня производства без потери рентабельности. Снижение может произойти по разным причинам, прогнозируемым и непрогнозируемым. Запас финансовой прочности позволяет оперативно отреагировать на изменившуюся рыночную ситуацию, реализовав своевременные шаги — запустить выпуск нового товара, расширить регион сбыта, снизить цену на товар, выполнить другие мероприятия.

Эксперты отмечают, что наибольшее влияния на запас финансовой прочности компании оказывают совокупные затраты, состоящие из всех расходов предприятия, которые состоят из переменных и постоянных расходов. Именно их размер определяет устойчивость компании и именно в расходах скрыт наибольший потенциал по увеличению запаса.

Ключевые параметры запаса финансовой прочности

Вычисление значения запаса финансовой прочности производится с учетом нескольких параметров. К ним относятся:

  • точка безубыточности;
  • порог рентабельности (выручка и объем продаж);
  • постоянные и переменные расходы (совокупные затраты).

Рассмотрим эти параметры подробнее.

Финансовая служба компании при планировании работы ориентируется на точку безубыточности. Еt могут называть «точка платежеспособности» или «точка нулевой прибыли», но суть одна. Эта точка находится на пересечении значений параметров «порог выручки» и «пороговый объем продаж». Порог рентабельности можно вычислить в виде денежной составляющей, либо в виде количества произведенного товара. В первом случае рассчитывается объем денежных средств от продажи товара или выполненных работ, необходимый для покрытия всех затрат. Во втором – пороговый объем продаж, показывающий, какое количество товара нужно реализовать для выхода на уровень точки безубыточности, покрыть затраты на работу компании, но не получать прибыль.

Совокупные затраты складываются из постоянных и переменных. К постоянным относятся издержки, не зависящие от того, выпускается ли продукция, оказывает ли предприятие услуги. Затраты, которые есть у компании всегда, не зависят от количества произведенных и проданных товаров. И наоборот, переменные расходы зависят от объема выполненных работ, произведенных или проданных товаров. Чем больше компания производит, тем выше переменные расходы. Более наглядно это влияние продемонстрировано в таблице 1.

Таблица 1. Влияние объема выпуска или реализации товаров на общие затраты

Изменение объема выпуска продукции или реализации

Переменные затраты

Постоянные затраты

Общие

В пересчете на одну единицу товара

Общие

В пересчете на одну единицу товара

Объем растет

Растут

Постоянны

Постоянны

Снижаются

Объем снижается

Снижаются

Постоянны

Постоянны

Растут

Для выхода на уровень точки безубыточности компания должна покрывать переменные и постоянные расходы за счет полученной выручки. Если она не достигает этой точки, значит, работает с убытками. При достижении этой точки, предприятие работает «в ноль». Если выручка выше пороговых значений выручки и объема продаж, компания получает прибыль. Чем больше это превышение, тем выше выручка, больше прибыль, рентабельность и соответственно — выше уровень финансовой прочности предприятия.

Расчет точки безубыточности

Значение точки безубыточности можно вычислить в количестве производимых единиц товара или в денежном выражении.

Формула для расчета в единицах товара имеет следующий вид:

ОПтб = Рпост / (Сет — Рперет),

где:

ОПтб — объем продаж в точке безубыточности, штук;

Рпост — постоянные расходы;

Сет — стоимость одной единицы товара;

Рперет — переменные расходы в перерасчете на одну единицу товара;

Формула для расчета в денежных единицах имеет следующий вид:

Втб = Рпост / (1 — Рперв),

где:

Втб — выручка в точке безубыточности, рубли или валюта выручки;

Рперв — размер переменных затрат в выручке.

Расчет запаса финансовой прочности

Коэффициент запаса финансовой прочности рассчитывается при соблюдении ряда условий:

1. За расчетный период логистические запасы (на складе) не учитываются, принимается, что продажи полностью выбирают весь выпущенный товар без остатка.

2. Номенклатурный ряд производимых товаров не меняется и остается постоянным на протяжении всего анализируемого этапа времени.

3. Постоянные расходы остаются на одном уровне и не меняются весь исследуемый период времени.

4. Между переменными расходами и объемом производимых или реализуемых товаров существует прямая линейная зависимость.

Расчет можно делать по типовым формулам в относительном выражении и в абсолютном.

Формула для расчета запаса финансовой прочности в денежном выражении имеет следующий вид:

ЗФП = (Вп — Втб) / Вп,

где:

Вп — выручка от продаж;

Втб — выручка в точке безубыточности

Расчет абсолютного значения:

ЗФП = Вп — Втб

Расчет значения в процентном отношении:

ЗФП = ((Вп — Втб) / Вп ) * 100%

Формула для расчета в натуральном выражении имеет следующий вид:

ЗФПн = (Опр — ОПтб) / Опр,

где:

ЗФПн — коэффициент запаса финансовой прочности в натуральном выражении;

ОПтб — объем продаж в точке безубыточности, штук;

Опр — объем производства текущий или запланированный, штук.

Расчет абсолютного значения:

ЗФПн = Опр — ОПтб

Расчет значения в процентном отношении:

ЗФПн = ((Опр — ОПтб) / Опр) * 100%

Также существуют дополнительные способы расчета, которые выполняются с помощью других параметров экономической деятельности компании.

Формула для расчета запаса финансовой прочности с учетом чистой прибыли имеет следующий вид:

ЗФП = ЧП / (ЧП + Рпост),

где:

ЧП — чистая прибыль компании;

Рпост — постоянные расходы.

Такой расчет основан на размере генерируемой чистой прибыли, в результате показывается эффективность реализации, а не производства товаров.

Отдельно стоит отметить, что при подготовке инвестиционного плана и проектировании производства возникают некоторые сложности в определении коэффициента запаса финансовой прочности. Дело в том, что в этом случае производства и реализации товаров нет, поэтому данные взять неоткуда. Тогда расчет Кзфп имеет смысл проводить с использованием показателя производственной мощности.

Формула для расчета запаса финансовой прочности с учетом показателя производственной мощности в денежном выражении:

ЗФП = ПМ — ОПтб,

где:

ПМ — планируемая производственная мощность;

ОПтб — объем продаж в точке безубыточности, штук.

Расчет значения в процентном отношении: ЗФП = (ПМ — ОПтб) / ПМ * 100%.

Графическое отображение ЗФП и других параметров представлено на рисунке.

Рисунок. Запас финансовой прочности предприятия

Запас финансовой прочности предприятия. График

где:

Ось Х — объем реализованных товаров в натуральном выражении;

Ось Y – объем проданных товаров в денежном выражении.

Видно, что запас финансовой прочности максимально быстро растет или снижается возле точки безубыточности, постепенно уменьшая скорость при удалении от этой точки.

Высокий его уровень свидетельствует о том, что предприятию не грозит риск банкротства, а производство, логистика и система продаж работают на уровне, достаточном, чтобы поддерживать рентабельность интересную для потенциальных инвесторов. Более подробно полученные относительные значения рассмотрены в таблице 2.

Таблица 2. Запас финансовой прочности, нормативное значение

Расчетное значение Кзфп

Влияние на работу компании

Больше 0,5

Высокий уровень ЗФП, необходимо поддерживать полученный уровень

Меньше 0,5, но больше 0,2

Недостаточный уровень ЗФП, необходимо реализовать меры по его повышению

Меньше 0,2

Уровень ЗФП свидетельствует о кризисе компании, высокий риск неплатежей и последующего банкротства

Также необходимо учитывать ценовой риск, который возникает при изменении цены, по которой реализуются товары. Этот риск отображается с помощью такого параметра, как «операционный рычаг», в иностранной практике используется слово Leverage (англ.) — рычаг.

Влияние операционного финансового рычага заключается в том, что переменные и постоянные затраты оказывают непропорциональное воздействие на финансовый итог работы предприятия в том случае, когда изменяется цена или объем реализации. Если объем постоянных затрат в себестоимости производимых товаров высокий, то влияние операционный рычаг окажет существенное влияние. Однако если произойдет значительный рост продаж в натуральном выражении, то объем постоянных расходов в себестоимости товаров снизится и соответственно снизится влияние операционного рычага.

Запас финансовой прочности связан с операционным рычагом, для вычисления значения рычага используется следующая формула:

ОФР = 1 / ЗФП;

где ОФР — операционный финансовый рычаг;

Чем выше полученное значение операционного рычага, тем менее становится запас финансовой прочности предприятия и наоборот. Чрезмерное повышение рычага приводит работу компании к порогу рентабельности, что влечет за собой потерю управления финансовым развитием. Также это говорит о росте постоянных и переменных затрат и значительном разрыве между выручкой и прибылью. Такое развитие бизнеса может происходить в следующих случаях:

  • инвестирование в модернизацию, инновации и новые производственные решения и технологии;
  • расширение мощностей и набор нового персонала;
  • снижение уровня качества выпускаемой продукции, падение производительности труда, увеличение брака;
  • необоснованное повышение уровня оплаты труда низкоквалифицированного персонала;
  • снижение отпускной цены производимого товара;
  • снижение продаж ниже установленного планом уровня.

Развитие производственных мощностей и инвестирование в инновации и модернизацию должно производиться на основании четкого понимания ситуации и с учетом анализа, показывающего, что постоянные расходы не утянут финансовую прочность организации вниз.

Как повысить финансовую прочность

Запас финансовой прочности с высокой степенью точности отображает реальное положение дел компании, её экономическое состояние, дает количественную оценку качества производственной деятельности. Наиболее сильное влияние на прочность оказывает система продаж товаров, логистическая сеть и количество торговых партнеров. Чем успешнее продается производимый товар или чем востребованнее оказываемая услуга, тем выше показатель прочности. Эксперты отмечают, что для поддержания запаса финансовой прочности на высоком уровне, необходимо первоочередное внимание уделять созданию условий для повышения уровня продаж и увеличения выручки.

Опытным путем установлено, что для укрепления финансовой прочности наиболее действенными являются следующие мероприятия:

  • увеличить выручки от продаж с помощью повышения цены и уровня качества товара;
  • увеличить выручку через повышение объемов продаж и параллельно увеличивать производственные мощности;
  • увеличить выручку за счет участия в тендерах и через получение государственных заказов;
  • снизить уровень точки безубыточности за счет оптимизации структуры ассортиментного ряда товаров и продвижения наиболее рентабельной продукции;
  • уменьшить постоянные и переменные затраты, в том числе за счет поиска новых поставщиков топлива и сырья, снижения логистических издержек, более рационального использования ресурсов, повышения качества труда, ввода инновационных технологий производства, автоматизацию низкоквалифицированного труда.

Анализ финансовой прочности должен постоянно вестись силами финансово-экономического отдела, владельцев компании, кроме того, данные для анализа должны быть доступны для потенциальных инвесторов и кредиторов. Ведь чем выше этот коэффициент, тем привлекательнее становится бизнес для инвестиций.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль