Как создать скоринговую систему оценки надежности контрагентов

628
Многие банки при оценке надежности заемщиков используют скоринговые системы, которые дают возможность быстро принять решение о возможности предоставления кредита. Компаниям реального сектора, работающим с большим количеством покупателей на условиях отсрочки платежа, будет совсем не лишне использовать ту же технологию. Предлагаемые рекомендации помогут создать собственную двухфакторную скоринговую модель.

Решение о предоставлении отсрочки платежа должно основываться на оценке кредитоспособности контрагента. Сама идея проста и понятна, сложности возникают с ее реализацией на практике.

Какие финансовые показатели включить в скоринговую систему оценки надежности контрагента

Чтобы проанализировать финансовое состояние покупателя и сделать вывод о том, можно ли ему верить в долг, необходимо следующее. Первое: обеспечить сбор данных о потенциальном дебиторе. Второе: создать эффективный инструмент оценки.

При этом должен выполняться еще один важный критерий – простота механизма оценки кредитоспособности. Для внедрения сложной комплексной многофакторной модели нужно время, средства, дополнительные сотрудники, а в идеале и информационная система. Чтобы избежать серьезных трат и получить результат в кратчайшие сроки, можно использовать несложные двухфакторные модели оценки платежеспособности клиента.

Оценку контрагентов вполне оправданно проводить по следующим показателям: рентабельность активов и коэффициент текущей ликвидности.

Формула 1. Расчет рентабельности активов

Ра = ЧП(У) : СА × 100%

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Ра

Рентабельность активов

%

Результат расчета

ЧП(У)

Чистая прибыль (убыток)

руб.

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2400)

СА

Совокупные активы (пассивы)

руб.

Баланс (стр. 1600)

Формула 2. Расчет коэффициента текущей ликвидности

Ктл = ЛА : ТО

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Ктл

Коэффициент текущей ликвидности

ед.

Результат расчета

ЛА

Ликвидные активы

руб.

Рассчитывается на основе бухгалтерского баланса как сумма денежных средств (стр. 1250), краткосрочных финансовых вложений (стр. 1240), собственных акций, выкупленных у акционеров (стр. 1320), краткосрочной дебиторской задолженности (стр. 1232, вводится дополнительно в соответствии с п. 19 ПБУ 4/99) и прочих оборотных активов (стр. 1260)

ТО

Текущие обязательства

руб.

Рассчитывается на основе баланса как сумма краткосрочных заемных обязательств (стр. 1510), краткосрочной кредиторской задолженности (стр. 1520) и прочих краткосрочных обязательств (стр. 1550)

Убедить заинтересованного в льготных условиях контрагента предоставить данные бухгалтерской (управленческой) отчетности и рассчитать два показателя не составит труда. Вопрос в том, какими должны быть значения этих коэффициентов, чтобы покупателю можно было смело предоставлять отсрочку платежа.

Для решения этой задачи придется поднять архивы (или начать собирать статистику по контрагентам – аналог кредитной истории, которую ведут банки (подробнее о формировании и использовании отчетности по состоянию дебиторки см. Как контролировать состояние дебиторской задолженности) и выяснить, кто из покупателей постоянно опаздывает с погашением дебиторки, а кто – нет.

Далее для каждого контрагента рассчитать текущую ликвидность и рентабельность собственного капитала на основании данных предоставленной ими бухгалтерской отчетности.

Как построить карту платежеспособности контрагентов при анализе их надежности

Чтобы построить карту платежеспособности контрагентов, по вертикальной оси укажите значения показателя текущей ликвидности, по горизонтальной – рентабельности активов. Причем все компании, погасившие дебиторскую задолженность, обозначаются знаком плюс, остальные – минус.

Схема. Карта платежеспособности контрагентов

NPV формула

Следующий шаг – проложить на карте платежеспособности линию, которая отделит всех (или почти всех) «положительных» контрагентов от «отрицательных» (что делать с непогашенными долгами, см. Как добиться погашения просроченной дебиторской задолженности).

В нашем случае – четко отделить дебиторов, строго исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, от злостных неплательщиков не удалось. По одну сторону от разграничительной линии среди «отрицательных» компаний оказался один контрагент со знаком плюс, а по другую, где большинство «положительных» – два со знаком минус. Но это неплохой результат, закономерность легко прослеживается. Это свидетельствует о том, что финансовые показатели для создания скоринговой модели были выбраны правильно. Если же разделить контрагентов на две группы линией не получается, имеет смысл использовать другие коэффициенты, характеризующие кредитоспособность компаний-дебиторов.

Остается определить уравнение, описывающее поведение разграничительной линии. В случае с приведенной картой платежеспособности контрагента уравнение прямой будет выглядеть следующим образом: рентабельность активов + 10 × коэффициент текущей ликвидности = 12. Иначе говоря, опираясь на собранную статистику и карту платежеспособности контрагентов можно сделать следующий вывод: все контрагенты, у которых индекс кредитоспособности выше 12, могут пользоваться отсрочкой платежа, так как с высокой степенью вероятности погасят свой долг. Для создания скоринговой модели этой информации достаточно.

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль