Как провести факторный анализ рентабельности продаж

5258
Как провести факторный анализ рентабельности продаж
Если нужно выяснить, почему рентабельность продаж оказалась ниже плановой или упала по сравнению с прошлым годом, воспользуйтесь нашими рекомендациями, чтобы установить причины и оценить влияние каждой из них.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции. Рассмотрите, как изменилась рентабельность продаж в отчетном периоде по сравнению с базовым (прошлым годом или планом на отчетный год). Проведите факторный анализ ее изменения.

Формула 1. Расчет рентабельности

Формула расчета рентабельности продаж для факторного анализа

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

РП

Рентабельность продаж

%

Результат расчета

Ппр

Прибыль от продаж

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2200) или о доходах и расходах

В

Выручка

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2110) или о доходах и расходах

Чтобы установить, за счет чего повысилась (снизилась) рентабельность в отчетном году по сравнению с предыдущим, детализируйте формулу, представив прибыль от продаж в виде разницы составляющих.

Формула 2. Детализированный расчет рентабельности

Детализированный расчет рентабельности

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

РП

Рентабельность продаж

%

Результат расчета

В

Выручка

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2110) или о доходах и расходах

С

Себестоимость

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2120) или о доходах и расходах

КР

Коммерческие расходы

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2210) или о доходах и расходах

УР

Управленческие расходы

руб.

Отчет о финансовых результатах (стр. 2220) или о доходах и расходах

Каждый элемент этой формулы может повлиять на рентабельность продаж. Так, ее изменение под воздействием всех перечисленных факторов можно вычислить по формуле 3.

Формула 3. Расчет изменения рентабельности продаж под совокупным воздействием факторов

Расчет изменения рентабельности продаж под совокупным воздействием факторов

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

NPV формула

Изменение рентабельности продаж

%

Результат расчета

NPV формула

Изменение рентабельности продаж под влиянием выручки

%

Рассчитывается по формуле 4

NPV формула

Изменение рентабельности продаж под влиянием себестоимости

%

Рассчитывается по формуле 5

NPV формула

Изменение рентабельности продаж под влиянием коммерческих расходов

%

Рассчитывается по формуле 6

NPV формула

Изменение рентабельности продаж под влиянием управленческих расходов

%

Рассчитывается по формуле 7

Как отразится на рентабельности продаж изменение выручки

Чтобы оценить, как отразились на рентабельности продаж рост (снижение) выручки, рассчитайте ее по следующей формуле:

Формула 4. Расчет изменения рентабельности продаж из-за изменения выручки

Расчет изменения рентабельности продаж из-за изменения выручки

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

NPV формула

Изменение рентабельности продаж из-за выручки

%

Результат расчета

В1

Выручка в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за анализируемый период

Во

Выручка в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

Со

Себестоимость в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

КРо

Коммерческие расходы в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

УРо

Управленческие расходы в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

Если рентабельность продаж выросла или упала значительно (например, на 1% и более), проведите факторный анализ роста (падения) выручки (подробнее об этом см. Как провести факторный анализ изменения маржинального дохода). Она, в свою очередь, зависит от объема реализации в натуральном измерении и цены единицы продукции.

Как понять влияние изменения себестоимости на рентабельность продаж

Чтобы выяснить, как увеличение (снижение) себестоимости повлияли на рентабельность продаж, воспользуйтесь формулой 5.

Формула 5. Расчет изменения рентабельности продаж из-за себестоимости

Расчет изменения рентабельности продаж из-за себестоимости

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

NPV формула

Изменение рентабельности продаж из-за себестоимости

%

Результат расчета

В1

Выручка в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за анализируемый период

С1

Себестоимость в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за анализируемый период

Со

Себестоимость в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

КРо

Коммерческие расходы в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

УРо

Управленческие расходы в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

Если себестоимость существенно повлияла на изменение рентабельности продаж (последняя выросла или упала на 1% и более под влиянием этого фактора), проанализируйте причины увеличения (снижения) себестоимости (подробнее об этом см. Как определить причины роста общей себестоимости выпускаемой продукции). Она зависит от структуры выпуска, объема производства, уровня переменных и постоянных затрат. Эти факторы косвенно влияют и на рентабельность продаж.

Как оценить влияние коммерческих и управленческих расходов на рентабельность продаж

Чтобы оценить, как рост (снижение) коммерческих расходов повлияло на рентабельность продаж, воспользуйтесь формулой 6.

Формула 6. Расчет изменения рентабельности продаж из-за коммерческих расходов

Расчет изменения рентабельности продаж из-за коммерческих расходов

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

NPV формула

Изменение рентабельности продаж из-за коммерческих расходов

%

Результат расчета

В1

Выручка в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за анализируемый период

С1

Себестоимость в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за анализируемый период

КР1

Коммерческие расходы в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за анализируемый период

КРо

Коммерческие расходы в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

УРо

Управленческие расходы в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

То, как изменилась рентабельность продаж под воздействием роста (падения) управленческих расходов, рассчитайте по следующей формуле:

Формула 7. Расчет изменения рентабельности продаж из-за управленческих расходов

Расчет изменения рентабельности продаж из-за управленческих расходов

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

NPV формула

Изменение рентабельности продаж из-за управленческих расходов

%

Результат расчета

В1

Выручка в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за анализируемый период

С1

Себестоимость в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за анализируемый период

КР1

Коммерческие расходы в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за анализируемый период

УР1

Управленческие расходы в анализируемом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

УРо

Управленческие расходы в базовом периоде

руб.

Отчет о финансовых результатах (доходах и расходах) за базовый период

Подробнее о том, от каких факторов зависит рентабельность продаж, см. Ревизия ассортиментной политики.

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль