Годовой бюджет мы корректируем несколько раз в год

319
Козлов Дмитрий
финансовый директор «Метриум Групп», к. э. н.
Формируя бюджет, не стоит слишком увлекаться доходной частью. У финансистов всегда есть соблазн еще немного поднять план доходов, который предложили коллеги из коммерческого подразделения. Однако если планка слишком завышена, это может привести к невыполению плана по продажам. О других типичных ошибках, которые допускают при работе над бюджетом, а также о том, как «устроено» бюджетирование в крупной риелтерской компании, читайте в нашем интервью.

– Дмитрий, расскажите, пожалуйста, об основных этапах работы над бюджетом.

 – Бюджетный процесс у нас состоит из следующих этапов. Сначала мы совместно с коммерческой службой составляем прогноз продаж на год по месяцам и в разрезе проектов. После чего руководители центров бюджетирования формируют под эти продажи бюджеты расходов. Далее из экспертных бюджетов финансовая служба собирает мастер-бюджет, рассчитывает налоги на бизнес и представляет бюджет на рассмотрение акционерам.Помимо мастер-бюджетов – это классические БДР, БДДС, инвестиционный бюджет – у нас формируются два уровня бюджетирования. Первый бюджеты доходных ЦФО и второй бюджетыисполнителей – Центры бюджетирования. Центры бюджетирования – это расходные помогающие подразделения для коммерческих служб – такие как департамент маркетинга, АХО, отдел ИТ.

– Часто ли приходится корректировать бюджет в течение года?

– Мы риелторы и наш бизнес весьма динамичный. Мы живем от доходной части – риелторской комиссии. А эта самая комиссия может меняться в зависимости от набранного портфеля объектов – поэтому годовой бюджет мы корректируем несколько раз в год. По принятому в компании регламенту мы имеем право выносить бюджет на корректировку не чаще 1 раза в квартал. И, как правило, мы используем это право после каждого квартала. Однако в своих корректировках мы стараемся ориентироваться все же на заданный ранее годовой показатель чистой прибыли.

– Каков оптимальный срок для планирования бюджета в текущих условиях? Есть ли смысл составлять бюджеты более чем на год?

– В текущей экономической действительности смысла в бюджетировании на срок больше года, на мой взгляд, нет. В условиях экономических и политических санкций, как в любые сложные периоды развития экономики, горизонт планирования сужается. Поэтому год – это тот период бюджетирования на который еще можно дать реалистичный прогноз.

– В вашей компании процесс бюджетирования автоматизирован? Если да, то в какой системе?

 – Пока, к сожалению, нет. Но надеюсь, что это будет последний год «ручной» сборки. Мы автоматизировали уже управленческий учет в разрезе проектов на базе программы «Бит-Финанс» – это надстройка над «1С». Там же мы реализовали казначейство и согласование договоров. Следующим шагом у нас является автоматизация бюджетирования. Уже утверждено ТЗ по процессу и начались работы. Хотелось бы к началу второй половины следующего года внедрить, чтобы до ноября 2017 года у нас было еще время на пилотное тестирование и устранение недочетов. А также обучение персонала.

– Может быть, есть какие-то типичные ошибки, которые допускают компании в процессе бюджетирования, от которых Вы хотели бы их предостеречь?

– В первую очередь не стоит увлекаться доходной частью. У финансистов всегда есть соблазн еще немного поднять план доходов, который предложили коллеги из коммерческого подразделения. Это стремление может быть и оправданно, однако надо отдавать себе отчет в том, если «планка задрана слишком высоко», то по факту мы можем столкнуться с невыполнением плана продаж и тем самым обманем ожидания и акционеров, и свои собственные планы по исполнению бюджета.

В другой части бюджета расходы. Здесь типичной ошибкой бывает пренебрежение расходами, слабая проработка деталей при планировании. Если те же доходы можно брать крупными мазками (ориентируясь на общий их уровень), то в расходах лучше разбираться подробнее. Не стоит какие-то расходы выставлять в бюджете просто как процент от доходной части. Лучше собирать расходы постатейно – идти «снизу вверх». Сначала оценить и внести те расходы, которые у нас имеются на текущей день, затем добавить планируемые новые расходы из-за выхода новых объектов, нового персонала, переезда офиса или его ремонта. Надо не пренебрегать такой детализацией со стороны финансового директора – чем тщательнее проработаны статьи бюджета, тем они понятнее и тем более управляемым будет бюджет.

–Можете ли Вы дать совет финансовым директорам, которые сейчас формируют бюджет?

– Даже если у вас бюджетный процесс составлен так, что он собирается из более мелких бюджетов, которые формируют смежные подразделения, не поленитесь набросать сами свою версию бюджета, исходя из вашего видения. В таком случае у вас всегда под рукой будет некая «шпаргалка» с которой вы можете сравнить представленный на согласование иной бюджет. Даже при общем сравнении, если есть статьи в двух версиях бюджетов, которые сильно отличаются между собой – это явный повод обратить более пристальное внимание на них. Может выясниться, что что-то не учли коллеги в своих расчетах. А может статься, что и вы о чем то забыли. В общем полезная штука.

Второй совет. Учитывая сложную ситуацию в стране в целом, стоит заранее проработать ряд мероприятий по сокращению / оптимизации расходов в согласованном бюджете на тот случай, если план по доходам не будет впоследствии выполняться. Финансовый директор, как правило, слабо влияет на исполнение доходной части бюджета, но вот поработать с расходами и быть готовым в нужный момент «завинчивать гайки» - это в его власти.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль