Разработка стратегии организации с учетом новых трендов рынка

446
Предеин Денис
руководитель практики «Управленческий консалтинг» КСК групп
Стратегическое планирование – не панацея от всех проблем, с которыми бизнес сталкивается в новой экономической реальности. Но грамотная стратегия организации позволяет сконцентрировать усилия компании на перспективных направлениях. Она помогает двигаться к поставленным целям с учетом ресурсных возможностей и ограничений, а также меняющейся внешней среды.

Начну с примера из практики. Собственник оптовой торговой компании с оборотом 6 млрд рублей концентрировался на решении операционных задач для повышения внутренней эффективности. Он оптимизировал бизнес-процессы и систему управления, занимался внедрением автоматизации, расширял ассортимент, повышал уровень сервиса и планировал региональную экспансию. Падение продаж заставило его задуматься, правильно ли он действует, и к какому результату стремится.

Для разработки стратегии он  привлек консультантов. Проект длился три месяца. В ходе работы стало ясно, что рынок, на котором работает компания, в ближайшие 3–5 лет сократится в разы, а через 7–10 лет перестанет существовать.

Были определены альтернативные варианты развития с постепенным выходом из текущего бизнеса и инвестициями в новое перспективное направление. Сейчас компания успешно реализует новый стратегический план и «не распыляет» ресурсы. Если бы собственник вовремя не задумался о долгосрочных перспективах, его бы ждали годы безуспешной борьбы с ветряными мельницами, истощение ресурсов и неминуемое банкротство.

Новые тренды: что нужно учитывать при разработке стратегии

Комфортные годы экстенсивного роста российской экономики приучили бизнес к легким победам, нивелированию просчетов и ошибок. Многим предпринимателям казалось, что интуиция и воля могут заменить прагматичный расчет, основанный на изучении рынка, прогнозировании, оценке альтернатив и выстраивании детализированного плана развития. Кризис показал глубину таких заблуждений – многие собственники заплатили за это потерей бизнеса. Стало понятно, что время маржинальной прибыли в сотни процентов прошло и никогда не вернется.

Уже сейчас порядка 20% компаний перестали существовать или находятся на стадии банкротства. Еще до 30% фирм не доживут до периода восстановления рынка. Добиваться результатов будут только лидеры, компании которых перестанут плыть по течению и займут активную позицию: сконцентрируются на долгосрочных целях, вовремя обратят внимание на глобальные отраслевые тренды, скорректируют стратегию развития или полностью поменяют бизнес-модель.

Новые тренды приводят к появлению не только угроз, но и возможностей. Отметим главные:

  • ужесточение требований и контроля со стороны регуляторов приводит к увеличению налоговой нагрузки на бизнес, вымиранию моделей бизнеса, построенных на «серых» схемах;
  • усиление конкуренции приводит к росту требований к эффективности бизнеса и поглощению слабых игроков;
  • низкая стоимость национальной валюты открывает возможность расти за счет выхода на международные рынки и развития собственных производственных мощностей;
  • развитие новых технологий, в том числе «уберизация» бизнеса, приводит к изменению структуры потребительского поведения и снижению востребованности классических предпринимательских моделей;
  • борьба за снижение затрат и издержек влияет на изменение структуры распределительных и закупочных цепочек, приводит к отмиранию моделей бизнеса, не формирующих дополнительную ценность для потребителя;
  • вектор государства в сторону импортозамещения меняет структуру российской экономики и открывает возможности для развития отечественных производств.

Эти факторы требуют срочных изменений в бизнес-моделях, прежде всего в стратегиях компаний. Кто первым осознает это и начнет действовать, получит преимущество. Лидеры уже корректируют свои стратегические планы с учетом изменившихся условий. Это позволило им продолжить движение к поставленным ранее целям, но по новому пути, скорректированному с учетом трендов рынка.

Чтобы стратегия сработала, нужен системный подход к ее разработке

Новые тренды по-разному влияют на отрасли рынка. Если аграрный сектор получил новый импульс к развитию, то импортерам работать стало сложнее.

Чтобы успешно изменить стратегию бизнеса, необходимо системно решать задачи, формирующие понимание внешних параметров рынка и положения бизнеса. Важно ответить на ключевые вопросы собственника, которые помогут ему поверить в успех нового плана и преступить к его реализации.

На первоначальном этапе необходимо понимать цели собственника и объем доступных ресурсов. Важно определить существующие ограничения в направлениях развития.

Например, для производителей строительных материалов новыми направлениями могут стать: расширение производства товарной номенклатуры, выход на новые региональные рынки, создание крупной оптовой компании или формирование собственной розничной сети. Но, к примеру, собственник точно не видит себя производителем строительной одежды. Или, наоборот, видит, но не готов заниматься производством неспециализированной одежды.

Маркетинговые исследования позволяют сформировать карту рынков и спрогнозировать их развитие в долгосрочной перспективе. В результате анализа становится понятной емкость отдельных сегментов, интенсивность конкуренции и факторы, которые должна учесть компания для эффективного позиционирования и развития.

На следующем этапе определяются альтернативы развития, с помощью которых собственник сможет достичь своих целей. Вырисовывается контур успешной бизнес-модели. Становятся понятны размер необходимых инвестиций, доходность и риски, которые необходимо учесть при выборе альтернативы.

В дальнейшем выбранная альтернатива развития подвергается глубокой «оцифровке» и формализуется в бизнес-план и программу мероприятий, позволяющую компании пройти путь от текущего состояния к запланированному.

После этого дело за малым: нужна вера, желание и воля собственника для запуска процесса внедрения изменений. По нашему опыту, в большинстве случаев именно на этом этапе начинаются затяжки и сомнения. Упростить принятие решения может максимальная погруженность собственника и его команды в процесс разработки стратегии на всех предыдущих этапах.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль