text
Журнал

Маржинальная прибыль

  • 27 сентября 2018
  • 22750
Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль – это показатель, который используется для анализа способности компании покрывать постоянные издержки производства. В статье приведем формулу и норму маржинальной прибыли и подробно расскажем, как ее рассчитать.

Что такое маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль – это разница между доходами от продаж или реализации продукции и различными переменными затратами.

Выручка от продаж – это первые поступления денежных средств от производственной деятельности предприятия. После вычета переменных расходов, компания получит маржинальную прибыль – параметр, который показывает необходимый объем выпуска продукции для преодоления точки безубыточности. То есть в точке безубыточности маржинальная прибыль равна величине постоянных затрат. В этом случае прибыли нет, но при увеличении объема реализованной продукции, она появится. Цель любого бизнеса — преодолеть эту точку и выйти в прибыль.

Переменные расходы – это затраты, которые зависят от объема выпущенной продукции. Переменные затраты формируются из прямых и косвенных, например предоставление и расчет скидок . По налоговому законодательству России к прямым относят расходы на покупку сырья и полуфабрикатов для производства, энергоресурсы и горюче-смазочные материалы, ремонтный фонд и запасные части для оборудования, а также затраты на оплату труда рабочего персонала. Начисления сверх оплаты труда, положенные по законодательству, также относятся к переменным расходам.

Маржинальную прибыль часто путают с маржинальным доходом. Простыми словами маржинальный доход – это доход полученный компанией от реализации одной единицы товара. Иногда его еще называют «удельная маржинальная прибыль».

Кроме этих есть и другие виды прибыли и расходов (см. рисунок).

Рисунок. Схема распределения прибылей и расходов

Схема распределения прибылей и расходов

Формула расчета маржинальной прибыли

Для расчета необходимо знать объем выручки за единицу времени и переменные расходы на производство реализованного количества товара. Формула примет следующий вид:

МП = В - ПР,

где МП – маржинальная прибыль,

В – выручка.

ПР – переменные расходы.

Для расчета выручки можно использовать следующую формулу:

В = k * ЦПk,

где k – количество проданной продукции,

ЦПk – цена продажи одной единицы продукции (читайте подробнее, как найти выручку).

Если необходимо определить удельную маржинальную прибыль, то применяется следующая формула:

УМП = ЦПk – (ПР / k),

где: УМП – удельная маржинальная прибыль.

Формула расчета по балансу

При расчете маржинальной прибыли на основе бухгалтерского баланса, вместо переменных расходов можно взять технологическую себестоимость продукции.

МП = строка 2110 – строка 2120

Норма маржинальной прибыли

Норма маржинальной прибыли = Маржинальная прибыль / Цена реализации

Пример расчета

Допустим, предприятие показало следующие данные по итогам работы за два последних года (в рублях).

Таблица 1. Данные для расчета

Показатель

Код

2016 год

2017 год

2018 год

Выручка

2110

30 000

100 000

200 000

Технологическая себестоимость

2120

30 000

65 000

110 000

Тогда маржинальная прибыль по годам будет равна:

МП2016 = В2016 – ПР2016 = 30 000 – 30 000 = 0 руб. (точка безубыточности).

МП2017 = В2017 – ПР2017 = 100 000 – 65 000 = 35 000 руб.

МП2018 = В2018 – ПР2018 = 200 000 – 110 000 = 90 000 руб.

Маржинальная прибыль при большом ассортименте продукции

Для анализа МП на предприятиях, которые выпускают широкий ассортимент продукции, имеет смысл использовать коэффициент маржинальной прибыли или маржинальную рентабельность. Это коэффициент позволяет сравнивать между собой не абсолютные рублевые значения различных товарных позиций, что может быть не совсем верным, а относительное значение. Формула для расчета коэффициента имеет следующий вид:

КМП = (МП / ЦПk) * 100%,

где:

КМП – коэффициент маржинальной прибыли.

Пример расчета

Допустим, компания выпускает пять товарных позиций и по итогам года показатели работы составили следующие значения дохода от продажи и переменных расходов для одной единицы товара (в рублях).

Таблица 2. Данные для расчета

Позиция

Цена продажи одной единицы

Переменные расходы

Маржинальная прибыль

№1

11

6

5

№2

27

22

5

№3

45

30

15

№4

92

62

30

Тогда коэффициент маржинальной прибыли по позициям примет следующие значения:

КМП1 = (МП1 / ЦПk1) * 100% = 5 / 11 * 100% = 45%.

КМП2 = (МП2 / ЦПk2) * 100% = 5 / 27 * 100% = 18%.

КМП3 = (МП3 / ЦПk3) * 100% = 15 / 45 * 100% = 33%.

КМП4 = (МП4 / ЦПk4) * 100% = 30 / 92 * 100% = 32%.

Анализ маржинальной прибыли показывает, что наибольшая маржинальная прибыль у товара №4 – 30 рублей. Наименьшие значения у товаров №1 и №2 – по пять рублей. Можно сделать допущение, что выгоднее всего производить товар №4.

Однако анализ коэффициента изменяет картину. Наибольшую прибыль даст производство товара №1. У него соотношение МП к выручке – 45%. Товар №4 показывает коэффициента в 32%. Худший показатель у товара №2, его коэффициент всего 18%. Таким образом от производства товара №2 можно отказаться и перенаправить ресурсы на производство товара №1, как наиболее рентабельного.

Также можно проанализировать маржинальную прибыль одной ассортиментной позиции товара, реализованного в разных объемах. Например – три партии полностью идентичной продукции. Первая – объемом 1000 единиц, вторая – 1400 единиц, третья – 1900 единиц. Возьмем следующие значения выручки, переменных расходов и маржинальной прибыли (таблица 3).

Таблица 3. Данные для расчета

Позиция

Объем

Выручка

Переменные расходы на единицу

Переменные расходы

Маржинальная прибыль

Коэффициент маржинальной прибыли

№1

1 000 единиц

30 000 руб.

11 руб.

11 000 руб.

19 000 руб.

63%

№1

1 400 единиц

42 000 руб.

10 руб.

14 000 руб.

28 000 руб.

66%

№1

1 900 единиц

57 000 руб.

8 руб.

15 200 руб.

41 800 руб.

73%

Полученный коэффициент показывает, что отдача повышается с ростом объема производства – имеет место так называемый эффект масштаба. Это происходит из-за влияния множества факторов. При повышении объемов закупки сырья, полуфабрикатов и прочих материалов, относящихся к переменным расходам, обычно удается снизить затраты в перерасчете на одну единицу. Поставщики дают дополнительные скидки за объемы (См. также как посчитать скидку от суммы ), технический процесс производства отлажен, снижаются простои и брак, в итоге производитель делает товар более высокого качества при меньшей себестоимости. А это влияет на конкурентное преимущество товара. С другой стороны у эффекта масштаба есть и опасные моменты – многие предприниматели теряли контроль над чрезмерно разросшимся производством. Чем больше компания, тем сложнее им управлять в «ручном режиме», тем выше цена ошибок – необходимо внедрять другие способы управления.

Как повысить маржинальную прибыль

Постоянная работа по увеличению маржинальной прибыли – основная задача топ-менеджеров и аналитиков компании. С учетом того, что постоянный рост цены продажи одной единицы продукции невозможен, необходимо искать потенциал в других составляющих. В первую очередь – это снижение переменных расходов на одну единицу товара. Наиболее привлекательным здесь выглядит способ увеличения количества произведенной продукции, что в итоге даст эффект снижения затрат. Однако здесь необходимо помнить про емкость рынка, его насыщение, а также опасность неконтролируемого расширения производства, которое часто приводит к потере управления над компанией. Поэтому к увеличению объемов выпуска товаров следует относиться очень внимательно, просчитывая каждое изменение.

Переменные расходы можно снизить за счет постоянного поиска дешевых поставщиков, которые могут предложить более выгодные условия сотрудничества за счет снижения закупочной цены сырья, полуфабрикатов и других материалов, а так же своевременно понять как вычислить процент скидки на более выгодных условиях.

Одним из самых действенных способов увеличения МП – повышение оборотов продаж за счет выхода на новые рынки и расширения географии присутствия компании. Другой способ – госзаказ. Если компания стремится получить стабильный контракт, который позволит более уверенно планировать работу, то необходимо участвовать в государственных тендерах и бороться за победу в них.

Также необходимо помнить про возможность снижения постоянных расходов. Оптимизация возможна за счет повышения качества работы обслуживающего персонала, уменьшения затрат на аренду – возможно компания арендует излишние площади. Дополнительно можно перевести наиболее затратную, но непрофильную деятельность аутсорсинговым компаниям или вовсе отказаться от нее. Стоит помнить, что постоянные расходы – это не константа, на которую невозможно повлиять. Это такой же ресурс повышения рентабельности всего предприятия и им не стоит пренебрегать.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.