text
Журнал

Рентабельность продаж (ROS): формулы и примеры расчета

  • 20 сентября 2018
  • 71162
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
Рентабельность продаж (ROS): формулы и примеры расчета

Рентабельность продаж (Return On Sales, ROS) – это показатель эффективности продаж, инструмент контроля цен и издержек. Есть несколько формул для расчета ROS. Расскажем, какую формулу выбрать и как анализировать полученные данные.

Что такое рентабельность продаж

Рентабельность продаж – это показатель для оценки эффективности продаж. В качестве базы расчета выступает объем продаж или выручка.

Формула рентабельности продаж по чистой прибыли

Чаще всего рассчитывают рентабельность продаж по чистой прибыли (ROS).

Формула ROS

где Net Income – чистая прибыль за отчетный период,

Net Sales – выручка от реализации продукции за вычетом косвенных налогов (НДС и акцизного сбора), за тот же период.

Однако при расчете вместо чистой прибыли можно использовать:

  • валовую маржу (иногда выделяют в отдельный показатель – маржинальная рентабельность);
  • операционную прибыль;
  • прибыль до налогов и процентов (EBIT);
  • прибыль до налогов.

Выбор числителя зависит от наличия и сложности получения данных, налоговой нагрузки, целей анализа.

Скачайте полезные документы:

Отчет о рентабельности продаж в детализации по ценовым сегментамЧем поможет: контролировать рентабельность продаж

Получить больше документов

Как рассчитать операционную рентабельности продаж по чистой прибыли

Операционная рентабельность продаж по чистой прибыли позволяет оценить эффективность основной деятельности компании. Она определяется по формуле:

Формула Rn

где RN – операционная рентабельность продаж по чистой прибыли,

NPS – чистая прибыль от продаж,

TR – Выручка.

Рентабельность продаж формула по балансу

РП = строка 2200 / строка 2110,

где РП – рентабельность продаж,

строка 2200 – прибыль (убыток) от продаж,

строка 2110 – выручка от продаж.

В данном случае рентабельность продаж показывает долю прибыли от продаж в выручке предприятия.

Экономическая суть и нормативное значение показателя

Коэффициент рентабельности продаж показывает долю прибыли в каждом рубле выручки, он позволять оценить эффективность продаж, понять, сколько прибыли принесет каждый рубль выручки.

Общепринятых нормативов значения показателя нет. Можно ориентироваться на отраслевые нормативы или показатели конкурентов или аналогичных предприятий. Топ-менеджмент компании должен самостоятельно определить необходимые нормы, допустимые отклонения и схемы реагирования на превышение допустимых отклонений.

Практика применения

Показатель используется для анализа компаний для сравнения с конкурентами или в динамике, для сравнения отдельных продуктов или продуктовых групп, подразделений, каналов сбыта (см. подробнее про бенчмаркинг финансовых показателей).

Анализ рентабельности продаж по компании в целом

Если мы сравниваем организации схожие по масштабу бизнеса, то для них верно правило: чем ниже доля прибыли в выручке и, соответственно, значение ROS, тем хуже обстоят дела у бизнеса в сравнении с конкурентом, так как в составе выручки относительно больше расходов.

Анализ показателя для целей ассортиментной политики

Определение рентабельности по компании в целом, может показывать неблагоприятную картину, однако не даст полноценного ответа о необходимых действиях, потребуется более глубокое исследование. Исчерпывающую информацию о причинах неэффективности позволит получить анализ в разрезе продуктов, товарных групп и направлений.

Анализ для целей ценообразования

Анализ показателя по продуктам дает информацию, необходимую для корректировки цен. Также имеет место дополнительный эффект, влияющий на ROS, – эффект масштаба. При росте продаж накладные расходы распределяются на большее количество единиц товара, что в свою очередь увеличивает ROS в разрезе товаров, товарных групп и операционных направлений. Доля накладных расходов снижается, так как накладные расходы не меняются вслед за ростом продаж, при этом выручка растет, следовательно, растет и значение рентабельности по компании.

Пример расчета и анализа

Предположим, что в 2015 году организация получила прибыль в размере 10 млн руб., в 2016 прибыль снизилась до 8 млн. При этом выручка в 2015 году составила 120 млн руб., а в 2016 – 110 млн руб.  Определим ROS за два года в таблице 1.

Таблица 1. Расчет ROS за 2 года

Показатель

2015 год

2016 год

Изменение

Прибыль, млн руб.

10

8

-20%

Выручка, млн руб.

120

110

-8,3%

ROS

8,3%

7,27%

-1,03%

По итогам 2016 года ROS снизилась на 8,3 - 7,27 = 1,03%, при этом прибыль упала на 20%, а выручка только на 8,3%, что говорит о росте затрат по компании в целом. Мы констатировали ухудшение результата, это повод провести более глубокое исследование и посмотреть ROS в разрезе продуктов (таблица 2).

Таблица 2. ROS в разрезе продуктов

Продукт «А»

2015 год

2016 год

Изменение

Прибыль, млн руб.

5

4,5

-10%

Выручка, млн руб.

90

90

-0%

ROS

5,5%

5%

-0,5%

Доля в прибыли компании

50%

56,25%

+6,25%

Доля в выручке компании

75%

81,8%

+6,8%

Продукт «Б»

2015 год

2016 год

Изменения

Прибыль, млн руб.

5

3,5

-30%

Выручка, млн руб.

30

20

-33%

ROS

16,7%

17,5%

+0,8%

Доля в прибыли компании

50%

43,75%

-6,25%

Доля в выручке компании

25%

18,2%

-6,8%

Очень интересная ситуация: продукт «А» – выручка не меняется, но падает прибыль, что приводит к падению ROS. Такое возможно, если  продукт находится в стадии «зрелости» и на поддержание продаж требуется все больше расходов на продвижение, особенно в ситуации неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

Продукт «Б» показывает другую тенденцию – мы получили большое снижение абсолютных значений и прибыли, и выручки, но при этом растет ROS.  Причина в пропорции: прибыль упала меньше, чем выручка. Вероятно, несмотря на падение продаж, компании удалось оптимизировать расходы по нему, например продукт для компании новый и сказывается эффект «обучения».

Высокая доля в выручке продукта «А» дает нам парадоксальный результат по организации в целом, уменьшение рентабельности по продукту «А» на 0,5%, при росте по продукту «Б» дает падение ROS в целом на 1%.

На практике можно углублять расчет не только в разрезе продуктов, но и в разрезе менеджеров, каналов продаж, филиалов – это даст больше важной для принятия решений информации.

Как установить причины изменения рентабельности продаж

Рассмотрите, как изменилась рентабельность продаж в отчетном периоде по сравнению с базовым (прошлым годом или планом на отчетный год). Проведите факторный анализ ее изменения. Он поможет определить, как ее повысить – увеличить выручку, снизить расходы (и какие) или поменять структуру продаж.

Подробнее об этом рассказываем в решении 

«Как установить причины изменения рентабельности продаж»

, опубликованном в 

«Системе Финансовый директор»

. Чтобы прочитать материал, необходимо оформить

демодоступ

. Это бесплатно и занимает меньше минуты. 

Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте его экспертам «Системы Финансовый директор»



Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.