Рентабельность продаж: формула и пример расчета

30859
Рентабельность продаж: формула и пример расчета
Кочешков Андрей
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
Рентабельность продаж (ROS) – это показатель, характеризующий эффективность продаж, одна из ключевых категорий экономического анализа, вторая по важности экономическая характеристика продаж, инструмент контроля цен и издержек. Но формул много и часто возникают сложности с интерпретацией результатов расчетов.

Важное в статье:

Формула рентабельности продаж

Рентабельность продаж – это показатель, который отражает эффективность продаж, где в качестве базы расчета выступает объем продаж или выручка.

Наиболее часто встречается следующий вид формулы рентабельности продаж по чистой прибыли (Return On Sales, ROS).

Формула рентабельности продаж по чистой прибыли:

Формула рентабельности продаж по чистой прибыли ,

где Net Income – чистая прибыль за отчетный период,

Net Sales – выручка от реализации продукции за вычетом косвенных налогов (НДС и акцизного сбора), за тот же период.

Однако часто при расчете вместо чистой прибыли могут применяться:

  • валовая маржа (иногда выделяют в отдельный показатель – маржинальная рентабельность);
  • операционная прибыль;
  • прибыль до налогов и процентов (EBIT);
  • прибыль до налогов.

Выбор числителя зависит от наличия и сложности получения данных, налоговой нагрузки, целей анализа.

Одной из целей может быть расчет в разрезе основных продуктов или товарных групп, видов операционной деятельности, и тогда наиболее оптимальным будет упрощенный вариант расчета на основе валовой маржи. Необходимая для расчета чистой прибыли аллокация косвенных и накладных расходов на каждый продукт или, например, продуктовое направление, –  это отдельная задача, требующая времени и средств, с далеко неочевидной эффективностью.

Не менее сложной задачей является аллокация фактического налога на прибыль, по этой причине для задач углубленного анализа предлагается использовать в числителе показатели, трудоемкость  получения которых оправдана с точки зрения затрат времени и ресурсов.

Расчет операционной рентабельности продаж по чистой прибыли

 Если рассчитать рентабельность продаж по чистой прибыли, это поможет оценить эффективность основной деятельности компании. Определяется по формуле:

Расчет операционной рентабельности продаж по чистой прибыли

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения
Расчет операционной рентабельности продаж по чистой прибыли Операционная рентабельность продаж по чистой прибыли ед.
Расчет операционной рентабельности продаж по чистой прибыли Чистая прибыль от продаж руб.
Расчет операционной рентабельности продаж по чистой прибыли Выручка руб.

Рентабельность продаж формула по балансу

РП = строка 2200 / строка 2110,

где РП – рентабельность продаж,

строка 2200 – прибыль (убыток) от продаж,

строка 2110 – выручка от продаж.

Рентабельность продаж, которая рассчитывается на основе бухгалтерского баланса, отражает долю прибыли от продаж в выручке предприятия.

Скачайте полезные документы:

Иконка WordОтчет о рентабельности продаж в детализации по ценовым сегментам

Иконка WordОтчет о рентабельности розничных магазинов

Иконка WordОтчет об изменении рентабельности оборотных активов

Экономическая суть и нормативное значение показателя

Экономическая суть коэффициента рентабельности  – доля прибыли в каждом рубле выручки. Рентабельность продаж показывает, насколько эффективны продажи, сколько прибыли принесет каждый рубль выручки.

При оценке рентабельности отсутствуют общепринятые нормативы значения показателя, но можно ориентироваться на отраслевые нормативы или показатели конкурентов или аналогичных предприятий. Топ-менеджмент компании должен самостоятельно определить необходимые нормы, допустимые отклонения и схемы реагирования на превышение допустимых отклонений.

Практика применения

Показатель используется для анализа компаний для сравнения с конкурентами или в динамике, для сравнения эффективности отдельных продуктов или продуктовых групп, подразделений, каналов сбыта (см. подробнее про бенчмаркинг финансовых показателей).

Анализ рентабельности продаж по компании в целом

Если мы сравниваем организации схожие по масштабу бизнеса, то для них верно правило: чем ниже доля прибыли в выручке и, соответственно, значение ROS, тем хуже обстоят дела у бизнеса в сравнении с конкурентом, так как в составе выручки относительно больше расходов.

Низкое значение коэффициента, может говорить о неправильно выбранной ценовой политике, о специфике конкурентной стратегии, например, захват рынка с демпингом цен. Низкое и снижающееся с каждым отчетным периодом значение показателя сигнализирует о необходимости снижения затрат или смене ассортиментной политики, отказа от низко маржинальных продуктов.

Высокая  рентабельность проданной продукции (отношение прибыли к себестоимости) при низкой рентабельности продаж, говорит о высокой доле непроизводственных расходов в затратах компании. Это лишний повод задуматься об оптимизации затрат, тоже самое относится к поискам путей повышения средних цен.

Анализ показателя для целей ассортиментной политики

Анализ верхнего уровня, определение рентабельности по компании в целом, может показывать неблагоприятную картину, однако не даст полноценного ответа о необходимых действиях, потребуется более глубокое исследование. Исчерпывающую информацию о причинах неэффективности позволит получить упомянутый выше анализ в разрезе продуктов, товарных групп и направлений. Ранжирование товаров по этому показателю позволит выявить проблемные продукты, при этом важно учитывать объемы продаж и стратегическую роль в продуктовом портфеле. Так возможна ситуация, при которой причиной низкой рентабельности компании будет продукт «дойная корова» по классификации BCG – тот продукт, на который есть устойчивый спрос и на который приходится львиная доля продаж. Закрывать производство такого продукта – стратегическая ошибка.

Анализ для целей ценообразования

Анализ показателя по продуктам дает информацию необходимую для корректировки цен. Также имеет место дополнительный эффект, влияющий на ROS – эффект масштаба – при росте продаж накладные расходы распределяются на большее количество единиц товара, что в свою очередь увеличивает ROS в разрезе товаров, товарных групп и операционных направлений. Доля накладных расходов снижается, так как накладные расходы не меняются в след за ростом продаж, при этом выручка растет, следовательно, растет и значение рентабельности по компании.

Всегда надо помнить, что рентабельность продаж это относительный показатель. При этом в одной отрасли могут быть как крупные предприятия с сильно диверсифицированной ассортиментной линейкой и большими накладными расходами, для которых низкая рентабельность – норма, а могут быть супер рентабельные микро-компании или ИП, и прибыль в абсолютном выражении первых многократно превышает тот же показатель у вторых.

Пример расчета

Предположим, что в 2015 году организация получила прибыль в размере 10 млн руб., в 2016 прибыль снизилась до 8 млн. При этом выручка в 2015 году составила 120 млн руб., а в 2016 – 110 млн руб.  Рассчитаем, как найти рентабельность продаж ROS за два года в таблице 1.

Таблица 1. Расчет

Показатель

2015 год

2016 год

Изменение

Прибыль, млн руб.

10

8

-20%

Выручка, млн руб.

120

110

-8,3%

ROS

8,3%

7,27%

-1,03%

По итогам 2016 года ROS снизилась на 8,3 - 7,27=1,03%, при этом прибыль упала на 20%, а выручка только на 8,3%, что говорит о росте затрат по компании в целом. Мы констатировали ухудшение результата, это повод провести более глубокое исследование и посмотреть ROS в разрезе продуктов (таблица 2).

Таблица 2. ROS в разрезе продуктов

Продукт «А»

2015 год

2016 год

Изменение

Прибыль, млн руб.

5

4,5

-10%

Выручка, млн руб.

90

90

-0%

ROS

5,5%

5%

-0,5%

Доля в прибыли компании

50%

56,25%

+6,25%

Доля в выручке компании

75%

81,8%

+6,8%

Продукт «Б»

2015 год

2016 год

Изменения

Прибыль, млн руб.

5

3,5

-30%

Выручка, млн руб.

30

20

-33%

ROS

16,7%

17,5%

+0,8%

Доля в прибыли компании

50%

43,75%

-6,25%

Доля в выручке компании

25%

18,2%

-6,8%

Очень интересная ситуация: Продукт «А» – выручка не меняется, но падает прибыль, что приводит к падению ROS. Такое возможно, если  продукт находится в стадии «зрелости» и на поддержание продаж требуется все больше расходов на продвижение, особенно в ситуации неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Продукт «Б» показывает другую тенденцию – мы получили большое снижение абсолютных значений и прибыли, и выручки, но при этом растет ROS – причина в пропорции: прибыль упала меньше, чем выручка. Причина этого видимо в том, что, несмотря на падение продаж, компании удалось оптимизировать расходы по нему, например продукт для компании новый и сказывается эффект «обучения».

Высокая доля в выручке продукта «А», дает нам парадоксальный результат по организации в целом, уменьшение рентабельности по продукту «А» на 0,5%, при росте по продукту «Б», дает падение рентабельности продаж в целом на 1%.

На практике можно углублять расчет не только в разрезе продуктов, но и в разрезе менеджеров продаж, каналов продаж, филиалов – что даст больше важной для принятия решений информации.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль