Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

3063
Митрофанова Елена
эксперт Департамента корпоративных решений IBS
Как построить прогнозный бюджет. Подробный алгоритм формирования прогноза бюджета на примере торговой компании.

Бюджет компании не является чем-то декларативным, принятым однажды и на весь плановый период. Это гибкий инструмент управления, который зависит от внешних и внутренних факторов: курсов валют, изменения ключевых параметров компании, достигнутых результатов и т.д.

Для оперативного контроля и управления бюджетом используется уточненный годовой прогноз бюджета или прогнозный бюджет. Уточненный прогноз – это прогноз бюджета до конца года с учетом исполнения фактических показателей и уточнения плановых показателей.

Прогноз бюджета может осуществляться ежемесячно или ежеквартально. Прогноз можно формировать, начиная со второго месяца планового периода. Если плановый период начинается с января, то прогноз может формироваться начиная с февраля. Идеология его формирования достаточно простая – данные в прошедших периодах заменяются фактическими, данные в плановых периодах актуализируются с учетом заключенных договоров, обновленных планов, макроэкономических условий и других изменившихся параметров (см. также как быстро составить прогнозный баланс).

Таблица 1. Прогнозный бюджет

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

 В сформированном прогнозном бюджете целевые показатели могут отличаться от изначально запланированных. В этом случае компания может пытаться достигнуть целевых показателей в следующих периодах, увеличивая плановые показатели, или пересмотреть годовые целевые показатели бюджета.

Пример формирования прогнозного бюджета для ритейл-компании.

Компания розничной торговли «Электроника.ру» составила бюджет на 2017 год (таблица 1.1, таблица 2.1). Бюджет состоит из доходной и расходной части (см. подробнее про бюджет доходов и расходов). Основными доходными статьями является получение доходов от реализации товара. Расходные статьи включают расходы на приобретение товара и расходы, связанные с обеспечением деятельности: ФЗП, логистические расходы, реклама и маркетинг и др. Для целей настоящего примера предположим, что расходы, связанные с обеспечением деятельности, являются постоянными и не изменяются в течении планового периода. Основным изменениям будет подвержен план продаж и расходы, связанные с закупкой товара.

Таблица 1.1. Бюджет доходов

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Таблица 1.2. План продаж

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Компания планирует реализацию по четырем группам товаров: крупная бытовая техника, мелкая бытовая техника, аудио и видео, аксессуары. Целевой годовой объем продаж составляет 10,5 млрд руб. и 161,8 тыс. единиц товара. В соответствии с планом продаж сформирован бюджет доходов и расходов. Годовой целевой показатель по прибыли составляет 26 млн руб.

По результатам выполнения плана в первом квартале компания «Электроника.ру», актуализировала годовой бюджет доходов и расходов, заменив в нем плановые цифры 1-го квартала на фактические. А плановые цифры второго третьего и четвертого кварталов остались плановыми.

Проанализировав новую версию плана продаж (таблица 1.2) и бюджета доходов и расходов (таблица 2.2.) , сформированную с учетом фактического исполнения, компания сделала вывод о том, что она недополучила выручки на сумму 41,9 млн руб. в первом квартале в связи с невыполнением продаж по трем группам товаров. В натуральном выражении было недореализовано 2000 ед. товара. В конечном счете это отразилось на величине целевой прибыли – она уменьшилась до 8,2 млн руб. против целевого годового показателя 26 млн руб. Результаты выполнения бюджета первого квартала были вынесены на рассмотрение бюджетного комитета, на котором было принято решение о компенсации падения объемов продаж в следующих плановых периодах этого года – втором, третьем и четвертом кварталах. Была подготовлена новая версия плана продаж. В таблице 1.3 увеличены объемы продаж товара по каждой позиции на величину отклонений (по группе «Крупная бытовая техника» было недореализовано 500 ед., которые были распределены на 2,3 и 4 кварталы). Кроме позиции «Аксессуары», по которой объем продаж оказался выше запланированного, в оставшихся кварталах года объем продаж не изменился.

Таблица 1.3. Уточненный план продаж

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Таблица 2.1. Бюджет доходов

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Таблица 2.2. Бюджет доходов и расходов

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Таблица 2.3. Скорректированный бюджет доходов и расходов

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

За счет того, что в первом квартале были проведены незапланированные стимулирующие спрос акции и снижена цена продаж по группам «Крупная бытовая техника» и «Аудио и видео», целевая выручка даже после корректировок оказалась ниже изначально запланированной – 1046 млн руб. против 1049. Также после корректировки «подтянулся» показатель валовой прибыли: целевой 26 млн руб., после замены значений 1 квартала фактическими данными – 8 млн руб., после корректировок 2,3,4 квартала – 24,6 млн руб.

Пошаговый алгоритм построения прогнозного бюджета

На этом простом примере можно легко проследить шаги по построению прогнозного бюджета. В общем виде они следующие:

  1. Сформировать годовой бюджет
  2. По результатам завершения периода (месяца или квартала) сформировать отчет об исполнении бюджета за период
  3. Сформировать версию годового бюджета с учетом фактических показателей
  4. Принять решение о целесообразности корректировки бюджета, определить параметры для корректировки
  5. Сформировать версию годового бюджета со статусом «прогноз».

Правила формирования прогноза можно закрепить в регламентных бюджетных документах компании.

Например, целевые годовые показатели устанавливаются на год и их выполнение является обязательным. В этом случае шаг 4 исключается и корректировка бюджета осуществляется с учетом недовыполненных показателей предыдущих периодов.

Успех применения данной технологии в компании во многом зависит от наличия источников получения оперативной информации и исполнительской дисциплины. Прогноз бюджета должен формироваться достаточно оперативно. В идеале корректировка бюджета должна быть осуществлена в течение 5–7 дней после окончания месяца и 10–15 дней после окончания квартала. Поэтому в компании должна быть хорошо налажена система оперативного учета, которая будет служить источником фактической информации. Это могут быть системы по управлению продажами, закупками, договорами, ремонтами, производством, персоналом и т.п. Важно обратить внимание, что корректировку показателей должны осуществлять те специалисты, которые ответственны за их исполнение и хорошо владеют ситуацией по закрепленным им процессам. Источником информации при осуществлении корректировок может служить как формальная информация, например, заключенные договора, так и информация неформального характера – сведения, полученные от контрагентов, опыт работы с контрагентами, результаты исследований рынка, личный опыт и видение ответственного за данный показатель специалиста. Также очень важна исполнительская дисциплина – важно, чтобы все сотрудники ответственно отнеслись к своей задаче и вдумчиво внесли необходимые корректировки в бюджет.

В этом случае можно с высокой долей вероятности ожидать, что сформированный прогноз будет максимально точным и полезным.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль