Формула рентабельности реализованной продукции. Теория и практика применения

2074
Кочешков Андрей
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
Ограниченные ресурсы вынуждают предпринимателя искать самое лучшее решение в отношении ассортимента продукции. Как выбрать среди продуктов ту комбинацию, которая даст наибольшую прибыль? От чего отказаться, если ресурсы сократились, и на весь ассортимент не хватает? В решении этих проблем поможет формула рентабельности продукции.

Формула рентабельности продукции

Формула расчета рентабельности реализованной продукции (return on margine, ROM) – это отношение прибыли к себестоимости. Задача этого показателя – оценить, как эффективно использованы потраченные на производство товара или услуги ресурсы, сколько рублей прибыли принес каждый рубль, вложенный в производство.

Для расчета могут использоваться разные показатели:

  • в числителе, чистая прибыль или валовая прибыль;
  • в знаменателе, как полная себестоимость (cost of goods sold (COGS)), так и производственная.

То есть  рентабельности продукции по формуле может выглядеть по-разному:

1. R = ЧП / ПС,

Где:

  • ЧП – чистая прибыль,
  • ПС – полная себестоимость.

2.  R = ВП / ПС,

Где:

ВП – валовая прибыль.

3. R = ЧП / ПрС,

Где ПрС – производственная себестоимость,

4. R = ВП / ПрС.

Выбор показателя зависит от конкретной задачи, и трудоемкости получения данных. Для расчета среднего значения рентабельности по компании можно использовать чистую прибыль, так как она в явном виде приводится в отчетности, а для расчета показателя по разным продуктам выделить чистую прибыль по каждому элементу товарной номенклатуры может быть затруднительно. Если стоит задача оценить рентабельность только производственных расходов, например, в случае высоких накладных, в знаменатель попадает производственная себестоимость.

Пример расчета

Выручка фабрики по производству бумажных салфеток составила 200 млн руб., при этом было затрачено:

  • на сырье и материалы – 20 млн руб.;
  • на заработную плату с начислениями – 50 млн руб.;
  • на накладные расходы – 10 млн руб.;
  • на коммерческие расходы – 40 млн руб.

Рассчитаем чистую прибыль (ЧП) и полную себестоимость (ПС) по приведенной выше формуле:

ПС = 20 + 50 + 10 + 40 = 120

ЧП = 200 – 120 = 80

Рентабельность продукции по формуле R = ЧП / ПС  составила: РП = 80/120 х 100 = 66,6%



Рентабельность продукции и формула расчета по балансу

На основе данных Формы №2 РСБУ рентабельность продукции рассчитывается следующим образом:

  • рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли к полной себестоимости:

       R = Строка 2400 формы 2 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220 формы 2.

  • рентабельность продукции по чистой прибыли к производственной себестоимости:

       R = Строка 2400 формы 2 / Строка 2120 формы 2.

  • рентабельность продукции по прибыли от продаж к полной себестоимости:

       R = Строка 2200 формы 2 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220 формы 2.

  • рентабельность продукции по прибыли от продаж к производственной себестоимости:

       R = Строка 2200 формы 2 / Строка 2120 формы 2.



Как использовать результаты расчетов 

Из нашего примера рентабельность равна 66,6%, это значит, что каждый вложенный в себестоимость рубль приносит 67 копеек чистой прибыли. Это хороший показатель, но насколько?

Как и большинство других относительных показателей финансового анализа, рентабельность продукции используется при анализе динамики компании или для сопоставления с другими компаниями, отраслями, экономиками. Так, например, важно в течение всего срока существования организации контролировать ее уровень, чтобы он как минимум не снижался, и прилагать усилия по его повышению.

В другом варианте, чтобы оценить эффективность расходов компании надо сравнивать рассчитанное по формуле значение рентабельности продукции с результатами компаний-аналогов, среднеотраслевыми показателями или средними показателями по компаниям в стране и мире.

В любом случае, меры по повышению ее уровня являются одним из приоритетов для ориентированной на прибыль организации. Повышать ее можно, оказывая соответствующее влияние на элементы формулы ее расчета:

  • увеличивая прибыль экстенсивными методами – наращивая выручку за счет роста продаж и увеличения цены;
  • сокращая себестоимость, при этом сокращение себестоимости при неизменной выручке также приводит к увеличению валовой и чистой прибыли.

Себестоимость включает как переменные, так и постоянные издержки, поэтому при росте производства, удельные постоянные издержки, распределяясь на большее число единиц продукта, уменьшаются, что приведет к росту рентабельности при прочих равных.

Возможностей для увеличения цены уже продаваемого товара не так много. Можно продавать товар в наборе, выпускать VIP, Limited Edition версии такого же товара, но, например, в новой упаковке, с расширенным набором сервисов, увеличенным сроком гарантии и т.п. Существует большой набор маркетинговых инструментов, которые позволяют увеличить среднюю цену продукта.

Повышение эффективности процессов производства, замена дорогих материалов дешевыми, применение новых технологий и усовершенствований, позволяют добиваться снижения себестоимости, что приводит, в свою очередь, к росту рентабельности продукции.

Формула рентабельности продукции для планирования ассортимента

Стратегия любой компании включает в себя такой важнейший элемент как ассортиментная политика. При запуске нового проекта, формировании очередного годового бюджета или при реструктуризации предприятия менеджмент принимает решение об ассортименте продукции – пропорции и объемах производства и продаж возможной номенклатуры. Принимается во внимание целый ряд внешних факторов, таких как емкость рынка, конкурентная позиция, уровень цен и прочее. Среди внутренних факторов основные – это производственные мощности и наличествующие ресурсы. В коротком периоде решения о структуре ассортимента могут приниматься с учетом мотивов вывода на рынок нового продукта, дозагрузки мощностей, демпинга и других видов конкурентных войн, но в долгосрочной перспективе единственным мотивом является получение максимальной прибыли и для этой цели используется относительный показатель финансового анализа – рентабельность продукции.

При разработке стратегии компании значение имеет сравнение рентабельности по линейке продукции. Такой разрез анализа поможет понять, какие продукты компании являются по методологии консалтинговой компании BCG «дойными коровами» бизнеса, а какие «собаками» и генерируют только убытки, или дают такую низкую рентабельность, что ими можно пренебречь в пользу «звезд», приносящих максимальную прибыль, или в пользу новинок с потенциально высокой доходностью. При подобном анализе очень желательно очистить знаменатель от постоянных расходов, так как они могут занимать значительную долю в составе себестоимости и при отказе от производства низко рентабельной номенклатуры, будут перекладываться пропорционально на оставшуюся номенклатуру. Рост относимых на продукцию постоянных расходов из-за отказа от производства признанного нерентабельным товара, повлечет за собой падение рентабельности оставшихся товаров, и никто не гарантирует, что пересчитанная рентабельность не окажется отрицательной,  реальное положение дел будет искажаться и принятые на основе такого расчета управленческие решения по ассортименту будут неверны.

Пример расчета

Продолжая иллюстрировать расчет рентабельности по продуктам на основе нашего примера с фабрикой бумажных салфеток, предположим, что структура расходов по продуктам будет выглядеть так (таблица 1).

Таблица 1. Структура расходов по продуктам, млн. руб.

Всего по компании

Салфетки

Туалетная бумага

Памперсы

Выручка

200

67

50

83

Сырье и материалы

20

5

7

8

Зарплата

50

20

10

20

Накладные расходы (распределено пропорционально зарплате)

10

4

2

4

Коммерческие расходы (прямые)

40

10

10

20

Итого полная себестоимость

120

39

29

52

Итого переменные расходы

110

35

27

48

Чистая прибыль

80

28

21

31

Рентабельность по полной себестоимости

66,6%

71,8%

72,4%

59,6%

Рентабельность по переменным расходам

72,7%

80%

77,8%

64,6%

Из расчета мы видим, что при использовании полной себестоимости самым рентабельным является продукт «Туалетная бумага», но если мы пересчитываем по переменным расхода, более рентабельным становится продукт «Салфетки».

Планирование проверок ФНС

Для российского предпринимателя, значение показателя рентабельности реализованной продукции, рассчитанное по формулам выше, тем более важно, что согласно Приказу Федеральной налоговой службы (ФНС) от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок данный показатель является одним из основных критериев для повышенного внимания Налоговой инспекции. Ежегодно ФНС готовит сводку отраслевых показателей рентабельности продукции и если показатели компании опускаются ниже отраслевых, ФНС включает такого налогоплательщика в план выездных проверок (с высокой долей вероятности).

Рассчитываемые ФНС показатели могут использоваться компанией для мониторинга положения собственного бизнеса относительного средних показателей по его отрасли, за это можно отдельно поблагодарить ФНС, так как по другим показателям рентабельности найти соответствующую статистику может оказаться затруднительно.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль