text
Журнал

Бюджет становится неактуальным уже в момент его утверждения

  • 3 октября 2016
  • 465
финансовый директор биотехнологической компании ФОРТ, вице-президент российского отделения IMA

Своевременная актуализация бюджета и адаптивность бизнеса – залог долгой и здоровой жизни компании, уверена Анна Глазкова. Поэтому бюджет необходимо корректировать в течение года, если появляются факторы, которые на него влияют. О том, какие макропоказатели стоит включить в бюджет и что самое сложное в работе над ним, читайте в интервью.

Анна, расскажите, пожалуйста, как построен процесс бюджетирования в вашей компании? Из каких этапов он состоит?

– Процесс бюджетирования построен по следующей схеме: маркетинговый анализ рынка, определение объема продаж, актуализация норм переменных затрат и калькулирование себестоимости продукции на следующий год, формирование бюджета постоянных расходов. Данные должны быть верифицированы и подтверждены. Отдельно на основе стратегии развития формируется бюджет инвестиционных затрат. После чего анализируется предварительный бюджет и определяется потребность в финансировании и источники привлечения финансовых ресурсов. При необходимости в бюджет вносятся изменения в части корректировки расходов, перенос их по периодам внутри года.

Вы уже приступили к верстке бюджета на следующий год?

– Мы начали процесс бюджетирования в июле одновременно с актуализацией долгосрочной финансовой модели. В этот процесс встроены планирование, прогноз, мониторинг, включая изучение рынка и стратегии конкурентов, поиск эффективных решений и пр. Фактически, долгосрочное бюджетирование является основой для построения стратегической модели бизнеса, а финансовое моделирование помогает осознать, в какой точке пространства находится предприятие, каковы его точки роста, вызовы, перспективы, возможные альтернативы.

Какие целевые и макроэкономические показатели Вы в закладываете в бюджет?

– Компания находится на этапе бурного роста, поэтому основные целевые показатели: повышение уровня загрузки производственных мощностей и выход на заданные параметры EBITDA.

Основные макропоказатели:

  • курс евро – 78 руб., 
  • доллара – 70 руб.,
  • инфляция – 10%.

– Корректируете ли Вы бюджет в течение года или он остается неизменным?

– Как известно, бюджет становится неактуальным уже в момент его утверждения. Мы находимся в условиях постоянно меняющейся бизнес-действительности. Бюджетирование – это процесс создания динамической математической модели с использованием экономических атрибутов, а бюджет – это статический срез или состояние модели при заданных внешних параметрах.

Своевременная актуализация бюджета и адаптивность бизнеса – это залог долгой и здоровой жизни, поэтому мы корректируем бюджет в течение года при необходимости, в случае появления трендов или фактов, существенно влияющих на него, а также поддерживаем долгосрочную стратегическую модель в актуальном «живом» состоянии.

– Что самое сложное в работе над бюджетом на следующий год?

– Неопределенность по ряду параметров, частые изменения прогнозируемого уровня продаж, что приводит к необходимости пересчета бюджета и множеству итераций.

– Дайте, пожалуйста, совет коллегам, которые уже начали или только приступают к работе над бюджетом.

  1. Не использовать планирование по принципу «от достигнутого», основанного на пересчете значения предыдущего периода на индекс инфляции.
  2. Не жалеть время на нормирование, использование системы нормативов и лимитов значительно сокращает время экспертизы бюджетов и позволяет достичь экономии.
  3. Держать руку на пульсе: погружаться в производственный процесс, разбираться в деталях, уделять достаточно времени на обоснование и верификацию данных.
  4. Жить в логике долгосрочной финансовой модели, так вы сэкономите время и энергию на этапе  ежегодного бюджетирования и защиты бюджетов.

– Какую книгу, связанную или несвязанную с финансами, по Вашему мнению, стоит прочитать каждому финансовому директору?

–  Обязательно к прочтению (для тех, кто  еще не читал):

  1. «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Нассим Николас Талеб.
  2. «Стратегия голубого океана». Ким У. Чан, Моборн Рене.
  3. «Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм в удовольствие». Кьелл А. Нордстрем Йонас Риддерстрале.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.