Как увеличить оборачиваемость собственного капитала

2696
Гуринович Наталия
создатель проекта CFOs Territory, председатель объединения белорусских финансистов "Корфин", экс-финансовый директор ГК "Белагро"
Чтобы понять, как увеличить оборачиваемость собственного капитала, выберите показатели, влияющие на нее. А затем продумайте, как оптимизировать процесс.

Что влияет на оборачиваемость собственного капитала

Оборачиваемость показывает скорость, с которой деньги компании проходят полный цикл и преобразуются снова в деньги. Показатель измеряют в количестве оборотов за период или в днях. Формула для расчета коэффициента оборачиваемости собственного капитала следующая (расшифровку см. в таблице):

Как увеличить оборачиваемость собственного капитала

Из формулы видно: чем выше выручка и ниже собственный капитал в отчетном периоде, тем больше коэффициент. Такого можно добиться при незначительной продолжительности финансового цикла (время превращения товара в деньги), минимальных расходах на формирование активов и максимальной выручке.

Таблица. Показатели для расчета:

Обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

ОБСК

Оборачиваемость собственного капитала

об.

Результат расчета

Выр

Выручка за отчетный период

руб.

Строка 2110 отчета о финансовых результатах

СК

Собственный капитал

руб.

Бухгалтерский баланс (стр. 1300 стр. + 1430 + стр. 1530 +  стр. 1540)

Как сократить период оборачиваемости собственного капитала

Чтобы ускорить оборот собственного капитала, сократите финансовый цикл компании, повысьте фондоотдачу, оптимизируйте состав оборотных активов и увеличьте выручку.

Сократите финансовый цикл. Уменьшите финансовый цикл — время от момента оплаты поставщику до получения денег от покупателя. Придется декомпозировать этот показатель на составные части по ключевым процессам, а затем выбрать способы, позволяющие их оптимизировать. Например, в торговой компании финансовый цикл может включать время на то, чтобы:

  • поставщик изготовил заказ после получения аванса или предоплаты. Для оптимизации сократите аванс и сроки оплаты, заранее представляйте график закупок, не заказывайте излишек товара, берите под реализацию новые линейки товара (когда еще не рассчитан оптимальный операционный цикл), жестко контролируйте сроки заказа;
  • транспортировать продукцию от поставщика. Для сокращения оборачиваемости можно организовать транспортную логистику самостоятельно, составить оптимальный маршрут доставки по критерию «цена — время». Кроме того, стоит пользоваться услугами проверенных перевозчиков;
  • принять товар и поставить на учет. Оптимизировать эти процессы поможет ежедневный план. Организуйте выделенные зоны приемки с отдельной бригадой кладовщиков и ритмичной загрузкой;
  • хранить товар. Определите периоды оборота продукции с учетом длины логистического плеча (расстояния, на которое предстоит ее перевезти). При этом важно контролировать уровень запасов исходя из результатов АВС‑анализа;
  • отгрузить товар покупателю либо транспортировать до его склада. Сжать сроки этого процесса можно в том случае, если у компании уже отлажены на аутсорсинге процессы доставки груза либо есть собственный грузовой транспорт;
  • среагировать на рекламации покупателей. В случае брака или недостачи важно быстро устранить проблемы;
  • предоставить и получить отсрочку платежа (дебиторская и  кредиторская задолженность). Эти процессы должны быть обязательно согласованы, важно регламентировать их по суммам и срокам. Чтобы понять, как сократить оборачиваемость собственного капитала, нужно упорядочить скидки контрагентам в зависимости от размера предоплаты.

Повысьте фондоотдачу. Эта цифра показывает, эффективно ли компания использует источники финансирования. И при этом с каждого рубля основных фондов получает больше продукции.

Внеоборотными активами сложнее всего управлять, сокращая период оборачиваемости собственного капитала. Так как предназначены они для эксплуатации в течение нескольких лет. Тем не менее, сократив основные средства до оптимального размера, вы добьетесь выгодного отношения выручки к их сумме и повысите период оборота. Это возможно, если оптимизировать состав основных фондов. Проведите инвентаризацию всех активов этой категории и выявите:

  • не полностью загруженные основные средства. Оцените эффективность использования складских площадей, наличие специальных стеллажей и систем хранения. Лишние объекты недвижимости или площади сдайте в аренду или продайте;
  • объекты незавершенного строительства. Выявить причины, по которым нарушены сроки сдачи объекта;
  • часто ломающиеся объекты. Проще их продать или сдать в металлолом, это сэкономит и время, и деньги.

Оптимизируйте размер оборотных активов. Детально пересмотрите состав этого вида имущества. Важно учесть, что отдельные оборотные средства не всегда оправданно финансировать только за счет собственного капитала. Зачастую удастся лишь снизить период его оборота. Какой должен быть оптимальный размер оборотных активов, зависит от вида бизнеса, продукта, рынка и от менеджмента. Для каждого вида оборотных активов можно выбрать наиболее приемлемый способ оптимизации:

  • авансы, выданные поставщику. Чтобы не замораживать собственные средства в этих активах, можно договориться о банковской гарантии под будущую поставку или об аккредитивах с постфинансированием с иностранными поставщиками. Оптимально договариваться на оплату по факту, а еще лучше — на отсрочку платежа. Кроме того, по возможности избегайте очень крупных поставщиков и монополистов, которые часто работают на условиях предоплаты на длительный период времени и нарушают сроки;
  • запасы на складах. Для сокращения оборачиваемости собственного капитала нормируйте и уменьшите рабочий ассортимент (большой выбор альтернатив — не всегда благо для клиента), боритесь с браком и неликвидами. Для примера приведу структуру рабочего ассортимента. «А» — наиболее ценный и ликвидный товар, на него приходится 20 процентов ассортимента и 80 процентов продаж, его оправданно хранить на складе. «В» — среднеликвидный товар (30% ассортимента и 15% продаж), его необходимо держать в небольшом количестве на складе и покупать под заказ. «С» — наименее ценные запасы (50% ассортимента и 5% продаж), вообще не стоит хранить на складе или держать в минимальном количестве. Покупать только под заказ при условии внесения аванса. Что касается неликвидов, то среди них могут быть сверхнормативные запасы по группам «В» и «С», потерявшие свои потребительские свойства из-за длительного хранения (требуют вложений для продажи), а также технически устаревшие (запчасти на машины, которые уже не выпускаются более 20–30 лет). Если обнаружили бракованную продукцию, попробуйте восстановить собственными силами, привлеките аутсорсера или верните производителю в обмен на другую. Все, что невозможно продать, вернуть, восстановить или обменять, спишите и утилизируйте;
  • НДС к возмещению из бюджета. Чтобы обеспечить допустимую сумму этого актива, необходимо организовать постоянный контроль счета 19. Финансисты зачастую, пытаясь избежать излишнего внимания налоговой инспекции, не заявляют НДС к возмещению. Когда у компании нет ярко выраженной сезонности в закупках, экспортной деятельности, все приобретения сбалансированы строго по нормам и привязаны к оборачиваемости, то длительные зависания НДС предприятию не грозят. Но если сумма НДС к возмещению составляет более 5–10 млн руб., стоит учесть реальные сроки возврата денег на счет и взять во внимание риски со счетами-фактурами. Когда очевидно, что временные излишки товара реализуете в течение трех месяцев, то смысла предъявлять НДС нет. До 5 млн руб. налоговая инспекция без проблем возвращает деньги при условии, что проверка не выявит нарушений. Срок с момента заявления — от трех с половиной до четырех месяцев;
  • дебиторская задолженность. Важно жестко регламентировать управление этим активом в том числе и для того, чтобы сократить оборачиваемость собственного капитала. В рамках регламента предлагайте скидки за предоплату либо берите проценты за пользование деньгами выше, чем банки (долг не обеспечен залогом). Для минимизации дебиторки можно разработать для клиентов партнерские программы с банками. Часто имеет смысл компенсировать частично расходы клиентов на заимствование. Можно воспользоваться услугами лизинговых компаний (например, при реализации техники и оборудования). Нельзя исключать и использование факторинга. В рамках управления дебиторкой регулярно анализируйте состав контрагентов. Придерживайтесь «профиля своего клиента» (на примере тех, кто платит аккуратно) при поиске поставщиков и заказчиков на новые сделки. Жестко ограничьте долю просроченных долгов в структуре дебиторки (не более 10%);
  • денежные средства и их эквиваленты. Чтобы достичь оптимального размера этих активов, достаточно соблюдать три правила. Первое: жестко контролируйте выплаты (автоматизируйте заявки на оплату и платежный календарь), обеспечьте ежедневное и ежемесячное планирование. Второе правило — обеспечьте централизацию платежей. Управлять деньгами можно эффективнее, если их собрать в одном месте. И последнее, соблюдайте сегментацию по ликвидности. Когда именно нужны деньги: сегодня или на этой неделе, в течение текущего месяца или только через три-шесть месяцев. Это позволит размещать временные излишки и зарабатывать на них сложные проценты.

Увеличьте объем выручки. Несмотря на то что на рост продаж замотивированы продавцы и специалисты по закупкам, финансовый директор может повлиять на качество сделок. А это в конечном итоге повысит оборачиваемость собственного капитала. Для этого используйте следующие инструменты:

  • пороговое значение наценки, ограничение, ниже которого сделка не состоится. Важно автоматизировать расчет себестоимости единицы товара с учетом переменных затрат (затраты на сбыт, таможенные платежи, погрузка, упаковка, перевозка, комиссионные посреднику, бонус с налогами продавцу);
  • оценка платежеспособности клиента, которому предоставляется отсрочка платежа;
  • калькуляторы сложных сделок. Если сделка серьезная, она требует индивидуальной проработки продавцом и утверждается финансовым департаментом. Удобно использовать готовые шаблоны, куда продавцы подставляют цифры по сделке;
  • продукты для финансирования сделок совместно с финансовыми институтами, поиск субсидий и льгот. Часто клиент испытывает потребность, но не располагает полной суммой для приобретения товара, это разновидность отложенного спроса. Необходимо помочь клиенту получить финансирование или субсидию (позвонить в банк, помочь с оформлением документов и т. п.). Содержание специалистов по финансированию сделок может себя окупать;
  • продажа опций к основному виду продукции, когда вы предлагаете клиенту к товару еще несколько мелких как необходимое приложение;
  • регламентированные правила коммуникаций финансового департамента с продавцами. Необходимо помнить, что продавцы приносят выручку, а финансовое подразделение в этом помогает. И от вашей профессиональной помощи зависит качество финансового результата компании.

Подготовлено по материалам журнала "Финансовый директор" 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль